Цель:
- Познакомить учащихся со способами соединения деталей из тонколистового металла заклёпками.
- Научить выполнять соединение на заклёпку в потай.
- Формировать технологические знания и умения в процессе изучения и практических действий.
- Воспитать аккуратность, точность, дисциплину и культуру труда.
Тип урока: Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция технологических знаний и умений).
Методы обучения: Устный опрос; рассказ; демонстрация наглядных пособий; показ приёмов работы; упражнения учащихся; работа с учебником, рабочей тетрадью; выставка работ учащихся; практическая работа.
Материально-техническое обеспечение: оборудование учебной мастерской; учебные таблицы и плакаты; технологические и операционные карты; технологический стенд; комплекты инструментов для клёпки; учебник .
Оформление доски: Тема урока. Новые слова (поддержка, натяжка, обжимка, в потай, внахлёстку)
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть.
- Приветствие учителя
- Контроль посещаемости
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Сообщение темы и целей урока.
2. Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала
Вопросы:
- какими способами можно соединить две или несколько металлических деталей?
(паянием, склеиванием, при помощи болтов с гайками, сваркой, клёпкой)
- какие соединения получаются при соединении болтом с гайкой, при клёпке?
(разъёмное, т.е. можно детали разъединить, не разрушая их; неразъёмное, т.е. чтобы разделить детали друг от друга, необходимо, место их соединения разломать, разрезать)
- где применяется клёпка?
(клёпку можно увидеть в различных инструментах, плоскогубцы, ножовке, ножницах, совках, коньках, ведрах, кастрюлях, граблях и т.д.)
2. Изложение нового материла
План рассказа:
- заклёпки для соединения деталей
- инструменты для клёпки в потай
- соединение деталей заклёпками внахлёстку
- порядок клёпки в потай
- правила безопасности при клёпке
Заклёпочные соединения широко используются при сооружении металлических конструкций мостов, балок, опор линий электропередач, а так же в самолетостроении, судостроении и т.д.
1. Заклёпка - крепёжная деталь, которая представляет собой стержень на одном конце которого имеется закладная головка, а на другом при клёпке образуется замыкающая головка, (демонстрация учебной таблицы, модели, запись в тетрадях)
Существуют заклёпки с полукруглой, плоской, потайной, полупотайной головками ( демонстрация учебной таблицы, зарисовка в тетрадях)
Изготовляют заклёпки из: достаточно мягкой стали, цветных металлов: меди, алюминия. (Демонстрация стальной, медной, алюминиевой проволоки)
2. При выполнении заклёпочного соединения применяют специальные инструменты:
(демонстрация учебной таблицы, комплекта инструмента для клёпки)
- натяжки, поддержки, обжимки. Поддержка- массивный цилиндрический стержень с лункой про форме закладной головки заклёпки или без лунки для клёпки в потай.
Натяжка- цилиндрический стержень с отверстием в рабочей части. С помощью натяжки поджимают склёпываемые детали.
Обжимка - стержень с лункой на рабочей части и служит для формирования замыкающей головки заклёпки и придания ей правильной формы.
3. Существуют различные соединения заготовок с помощью заклёпок. Мы с вами сегодня выполним один из них, который называется соединением внахлёстку т.е. когда одна металлическая полоска накладывается на другую. Другие виды соединений мы будем изучать в 6-9 классах.
4. Соединение деталей заклёпками выполняют в следующем порядке. Вначале размечают и накернивают центры будущих отверстий на соединяемых листах. Скрепляют листы (детали ) с помощью ручных тисков, струбцин и сверлят отверстия сразу в обеих деталях, после чего зенкуют отверстия с наружных сторон пластин (деталях).
Сверло подбирают таким образом, чтобы его диаметр был на 0,1- 0,2 мм больше диаметра стержня заклепки. Подбирают соответствующих размеров заклёпку и вставляют в просверленное отверстие.
Устанавливают соединяемые детали головкой заклёпки на поддержку (плиту) и с помощью натяжки и молотка осаживают (уплотняют) соединяемые листы ( детали ). Затем ударами молотка по стержню заклёпки вдоль его оси осаживают стержень. Далее легкими ударами молотка по выступающей части стержня придают ему форму замыкающей головки. Окончательно головку формируют с помощью обжимки.
Для клёпки в потай замыкающая головка формируется в раззенкованной части деталей. Все неровности далее
устраняют бархатным напильником и шлифовальной шкуркой
5. Чтобы не нанести травмы себе и своим товарищам необходимо выполнять следующие правила:
- молоток должен быть надежно закреплён на ручке
- боёк молотка, натяжки не должны иметь выбоин, заусениц, и трещин
- поддержка должна быть надежно закреплена в тисках
- при сверлении отверстий под заклёпки нужно соблюдать правила работы на сверлильном станке.
(демонстрация учителем приёмов порядка клёпки в потай)
3. Тренировочные упражнения
1. Организация рабочего места (учащиеся выполняют упражнение каждый на своем рабочем месте)
2. Вводный инструктаж
Задание: Соединение двух металлических тонколистовых пластин заклёпками в потай.
1. Разметьте и накерните центры четырёх отверстий.
2. Сожмите пластины тисками или струбцинами и просверлите четыре отверстия сверлом диаметром 4мм.
3. Прозенкуйте отверстия с наружных сторон пластин сверлом диаметром 8 мм.
4. Изготовьте 4 заклёпки из алюминиевой проволоки с потайной закладной головкой длиной 8 мм, используя специальное приспособление
5. Соедините детали с помощью заклёпок
6. Проверьте качество соединений и зачистите поверхности мест клёпки с помощью бархатного напильника и шлифовальной шкурки.
4. Закрепление изученного на уроке.
1. Разгадать кроссворд "Клёпка" или ответить на вопросы
- зачем соединяемые детали сжимают ручными тисками? (чтобы не сместились центры отверстий при сверлении)
- как уплотняются пластины (детали) перед клёпкой? ( сближение, уплотнение деталей осуществляется натяжкой и молотком )
- для чего необходимо зенковать отверстия под заклёпку с потайной головкой? (чтобы замыкающая головка образовывалась в раззенкованной части пластины)
2. Работа в тетрадях
Заголовок "Размеры заклёпки с потайной головкой" Записать :"Длина заклёпки складывается из толщины
двух пластин и диаметра стержня заклёпки".
Например: Толщина одной пластины -1,2 мм. Толщина второй пластины -1,2 мм. Диаметр стержня заклёпки - 4мм. Общая длина заклёпки - 6,4 мм.
5. Практическая работа "Соединение деталей оконной щеколды заклёпками в потай".
1. Организация рабочего места ( учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте, для выполнения работы имеется все необходимое оборудование)
2. Вводный инструктаж.
Задание:
1. Подготовить соединяемые детали к проведению клёпки
- скомплектовать "Основание 1" с "Накладкой"
- скомплектовать "Основание 2" с "Щеколдой" и "Ручкой"
2. Изготовить три заклёпки из алюминиевой проволоки диаметром - 4 мм. длиной - 6,5-7мм.
3. Склепать "Основание 1" с "Накладкой" двумя заклёпками в потай.
4. Подготовить часть стержня "Ручки" для входа в отверстие "Щеколды" и склепать их.
5. Склепать "Основание 2" со "Щеколдой" одной заклёпкой в потай.
6. Зачистить склёпываемые участки деталей бархатным напильником, шлифовальной шкуркой и проверить качество изделия.
7. При работе соблюдайте правила техники безопасности.
Текущий инструктаж
Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения и контроль за:
- организацией рабочего места
- соблюдение правил техники безопасности
- соблюдение технологии выполнения работ
- оказание своевременной помощи
- ответы на возникающие вопросы
Заключительный инструктаж
- оценка результатов работы учащихся
- выбор лучших работ
- разбор допущенных ошибок и анализ причин
- разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в ОПТ
6. Итоговая часть
1. Установка на следующий урок
2. Выставление оценок
3. Уборка рабочих мест и приведение учащихся в порядок