Тема урока: "П.П. Бажов. "Серебряное копытце"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить с особым жанром произведения
    • подготовить к восприятию литературного произведения
    • обогащать  словарный запас детей
    • совершенствовать навык беглого чтения
    • обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения
  • Развивающие:
    • создавать условия для развития речи каждого ученика, внимания,   памяти
    • развивать умения работать с текстом
    • продолжить формировать навыки анализа художественного произведения
    • развивать грамотную устную речь
    • расширять представления об окружающем мире
    • развивать универсальные учебные действия
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство уважения к своим товарищам
    • умение слушать и слышать друг друга
    • воспитывать любовь к природе, сострадание к одиноким, сиротливым людям; учить сопереживать
    • воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока
    • прививать интерес к литературе

Общеучебные умения и навыки:

  • развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока
  • развивать навык работы в группах, в парах

Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстом, тесты.

 План урока:

1.         Организационный момент.
2.         Постановка цели урока.
3.         Усвоение новых знаний.
4.         Проверка домашнего задания.
5.         Работа в группах.
6.         Работа в парах.
7.         Вывод.
8.         Домашнее задание.
9.         Итог урока.
10.       Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Презентация. Слайд 1 (пустой), Слайд 2

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе не один.
Умею слушать мнение  других.

II. Подготовка к основному этапу, актуализация знаний.

1.
– С каким разделом мы начали знакомство? Слайд 3.
– Что мы знаем о литературной сказке?

2. Самостоятельная работа в группах.

Дети читают отрывки и определяют жанр произведения.  Слайд 4 (пустой).

Карточка 1.  (Приложение 1)
Карточка 2.  (Приложение 1)
Карточка 3.  (Приложение 1)
Карточка 4.  (Приложение 1)

3. Постановка целей урока с детьми.
– Какие же жанры произведений вы знаете? Слайд 5. Какова наша цель на уроке?
– Мы сегодня познакомимся с новым жанром. Какова ещё цель?
– Итак, какие цели мы сегодня поставим? Слайд 6

  • Повторить жанры
  • Познакомиться с особым жанром произведения
  • Познакомиться с биографией писателя
  • Познакомиться и новым произведением и проанализировать его

– А для того, чтобы понять над чем конкретно мы будем работать, выполним ещё несколько заданий.

А) В презентации перечислены фамилии писателей: А.П.Чехов, П.П.Бажов,  Л.Н.Толстой,  В.Ф.Одоевский. Слайд 7
– Произведения каких писателей мы уже изучали в этом году?
– С произведением какого писателя мы будем знакомиться?

Б) Измените слова так, чтобы они заканчивались на -ЦЕ: Слайд 8
Окно, ведро, кресло, блюдо, корыто, копыто

В) Найти лишнее слово: Слайды 9 + 10
Копытце,  клыки, рожки, головка

Г)  Угадайте слова, добавив гласные буквы: Слайды 11 + 12

Кквн,  Дрнк, Мрнк, кзл

– Над каким произведением будем сегодня работать?

III. Работа над новой темой

1. Знакомство с писателем. Слайд 13

Павел Петрович Бажов

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А без бороды — что за колдун? И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
Родился 27 января 1879 года на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным  ребенком в семье. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. Детские  годы прошли в среде  уральских мастеров. Когда пришло время учиться, Павла отдали в земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.
Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала назывался сборник его произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год он пополнялась всё новыми и новыми сказами.
Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. Бажов ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделял этими качествами. Творчество писателя адресовано взрослым читателям, но есть и произведения, вошедшие в круг детского чтения. Язык которыми они написаны, близок к народному.
Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”. Слайд 14.

2. Знакомство с жанром

а)  – Язык книг Бажова был близок к народу, поэтому понятен и доступен.

– Что вы услышали о том, что создал автор?
– Особый жанр – уральские сказы.

б) Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.
– Я  вам на доске написала подсказку:

Сказ – рассказ – сказка.

– Назовите еще слова с таким же корнем. (Сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).

в) – Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл и есть сказочные герои (добрые или злые). Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести волшебное заклинание или иметь волшебный предмет.
– Мы уже смотрели мультфильм, и вы  читали  произведение «Серебряное копытце»  дома.
– Назовите волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце)
– Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

г) Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
– Какие реальные события происходят в сказе?

д) Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.
Мы будем работать со сказом, где рассказывается о девочке, которая очень хотела увидеть сказочное животное.

е) «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

3. Словарная работа

Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова.

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь.
Пособник – помощник.
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Балаган – временная легкая деревянная постройка.
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Несподручно – неудобно, неловко.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
Лукаво – хитро.
Солонина – засоленное мясо.
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.

4. Вопросы по произведению.

– А сейчас я посмотрю, как вы внимательно читали произведение.
– Где происходят события?
– С чего всё началось?
– Как жилось сиротке в чужом доме?
– Какое чувство вызывает у вас такое житьё?
– Чем занимался Кокованя?
– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
–  А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
– Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? (Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
– Можно сказать, что они были счастливы?  (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

5. Выборочное чтение

1) – Прочитать как жили Кокованя, Дарёнка и Мурёнка, какое у каждого было дело. (с.48)
2) – Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка? (с.50)
3) – Какие наставления давала Даренка Мурёнке? (с.51)
4) – Чему удивлялись соседи? (с.51)
5) – Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? (с.51)
6) – Почему Дарёнка не смогла поймать кошку?  (с.51)
7) – Чем Кокованя занимался в лесу?  (с.51)
8) – Зачем Кокованя ушел в село?  (с.52)
9) – Кого увидела Даренка в первый день в окне?  (с.52)
10) – Что услышала во второй день?  (с.53)
11) – Какое чудо увидела Даренка?  (с.53)
12) – Куда делась Муренка? ((с.54)
13) – А теперь самый главный вопрос, на который вам нужно ответить. Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Выберите один из вариантов ответа и обоснуйте свой выбор. Слайд 15.

  • каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
  • герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.

– У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.
– Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? (Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)
– Какие элементы доказывают, что это сказ? Слайд 16 (пустой).

6. Работа в группах

– Давайте ещё проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

Тест №1 (Приложение 2)
Тест №2 (Приложение 3)
Тест №3 (Приложение 4)

7. Работа в парах

а) Восстановите текст. (Приложение 5)
б) Составьте  рассказ о Серебряном Копытце, вписав нужные слова. (приложение 5)

Беседа об оленях.

– Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)
– Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
– А что говорил про рога Серебряного копытца?
– А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей) Слайд 17.
Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили, что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Видите, как интересно!

8. Работа в группах над портретной характеристикой

– Назовите главных героев сказа.
– Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев.

(Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года» ч.3) Слайд 18.

Учитель (шепотом):
– Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.

– Давайте охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах.

  • 1-я группа – даст характеристику Дарёнке по плану  в таблице. (Приложение 6)
  • 2-я группа – даст характеристику Коковане по плану  в таблице (Приложение 7)
  • 3-я группа  –  выберите пословицы подходящие к тексту и объясните, почему они подходят. (Приложение 8)

9. Проверка работы в группах

– Давайте прочитаем эти характеристики.
– Что общего вы заметили в их описании? (Одинокие, ценят красоту, природу)
– Таким образом ,ребята, вы видите ,что в сказах герои невыдуманные, реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
– И у рассказчика своё отношение к ним.
– Что нравится автору в характере Дарёнки?
– А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней  черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)
– Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей
– Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
Проверяем  3 группу.
– Какие пословицы вы выбрали?
– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.
– Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы?
– Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

IV. Домашнее задание

Дома подготовьте для пересказа понравившийся отрывок.

V. Итог урока

1. – Что же такое особенное мы читали сегодня?
– Что такое сказ?
– О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку. Слайд 19.

А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

– А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
– Как вы думаетеге почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя? (Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)
– Какие качества людей привлекают автора?
– Кому открываться сокровища земли?
– О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его – “штука долговековая” – осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

2. – Возвратимся к целям нашего урока. Слайд 20. Выполнили мы их?

VI. Рефлексия

– Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.