Тип урока: Формирование и закрепление знаний и умений.
Цель:
- Проверить основные знания, умения, навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темя “Имя существительное”,закрепить навыки правописания имен существительных. Привить интерес к изучению русского языка.
- Способствовать коррекции и развитию психических функций: внимания, памяти на основе работы по повторению пройденного материала. Развивать операции мышления: сравнение, обобщение, классификации на основе работы с именами существительными.
- Воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества.
Оборудование: карточки с текстами, иллюстрации: С.Маршака “12 месяцев”, карточки со словами для морфологического разбора.
Ход урока
1. Организация учащихся (психологический настрой на урок, словарная работа, минутка чистописания).
2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
3. Практическая работа по закреплению знаний и умений.
4. Физкультминутка.
5. Домашнее задание
6. Итог урока
Ход урока
1. Организация учащихся (психологический настрой на урок).
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем заниматься повторением и обобщением знаний по теме” Имя существительное”. Вашим домашним заданием была следующее: повторить правила по теме “Имя существительное”. Повторять мы их будем по ходу урока.
Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока.
2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Минутка чистописания.
Учитель: Сегодня на минутке чистописания мы пропишем красиво и аккуратно букву “Б” в соединении с буквой “п”.
Бп, Бп, Бп
Учитель: Чем интересна эта пара букв?
Какие парные согласные вы еще знаете? (Дети записывают слова: дубки, грибки).
С чем связаны эти слова? (с природой). А как мы должны относиться к природе?
Словарная работа
Учитель: Ребята, обратите внимание! На доске записаны словарные слова. Вам нужно их записать, подчеркнуть пропущенную букву и поставить ударение.
Пр_дмет, скл_нение,п_деж
3. Практическая работа по закреплению знаний и умений.
Учитель: Скажите, можем ли мы подобрать проверочные слова к данным орфограммам в словах? (нет).
А что объединяет эти слова? (Они связаны с темой имя существительное).Давайте вспомнить, что такое имя существительное? (ответы детей). Как мы называем имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, а на вопрос что?
Карточка с признаком имени существительного на доске: одушевленные/неодушевленные.
Фрагмент картины И. Крылов “Ворона и лисица”.
Учитель: Найдите на этой картине одушевленные и неодушевленные имена существительные. Запишите в тетрадь. Дети выполняют задания. А как вы напишем фамилию и имя автора картины? (дети отвечают).
Учитель: Что кроме инициалов относится к собственным именам существительным? (ответы детей).
Индивидуальные карточки с заданиями для детей.
Учитель: Вот мы с вами вспомнили еще один признак имени существительного.
Карточка с признаком имени существительного на доске: собственные/нарицательные.
На доске: Мое королевство
Учитель: Какое из этих слов является именем существительным? (ответы детей). На какой признак имени существительного указывает в слове окончание О.
(ответы детей).
На доске записаны предложения:. Зимой и летом ,одним цветом. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит.
(Дети определяют род имен существительных. Ель, месяц, солнце). Индивидуальные карточки с заданиями для слабоуспевающих.
Карточка с признаком имени существительного на доске: род.
4. Физкультминутка
На доске записано имя существительное: Дочь.
Учитель: Почему в конце слова мы пишем Ь (ответы детей).
Учитель: Что такое склонение? Какие типы склонений вы знаете?
Запишите слова и определите склонение имен существительных:
Дверь, гнездо, луна, месяц.
Карточка с признаком имени существительного на доске: склонение.
Учитель: Склонение -это изменение существительного по падежам. А сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и на какие вопросы они отвечают. (Ответы детей).
Задания: Дети изменяют по падежам слова: друг, друзья.
(слабоуспевающим разрешается воспользоваться учебником).
Карточка с признаком имени существительного на доске: Падеж.
Учитель: И последний грамматический признак - это число имен существительных. Приведите примеры единственного и множественного числа. Запишите четыре слова в тетрадь и определите число имен существительных. (Для слабоуспевающих предлагаются индивидуальные карточки с заданиями).
Учитель: Теперь мы вспомнили с вами все об имени существительном. Теперь мы легко сделаем морфологический разбор.
Ученик у доски делает морфологический разбор существительного.
5. Домашнее задание.
Сделать морфологический разбор слов существительных единственного и множественного числа. Слабоуспевающие выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Учитель:Сделав домашнее задание, вы еще раз закрепите материал по теме “Имя существительное” и подготовитесь к диктанту.
6. Итог урока.
Выставление оценок.