Мир детства не может быть без игры. Игра – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с движениями, игры состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарем. В дошкольном возрасте дети играют постоянно. Это их потребность, это способ познания окружающего.
Родина впервые предстает перед ребенком в
образах, звуках, красках и в играх. Все это в
изобилии несет в себе народное творчество,
богатое и разнообразное по своему содержанию.
Веселые подвижные игры – это наше богатство. Кто
не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек!
Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ:
они созданы народом, так же как и сказки, песни,
потешки, заклички, дразнилки, считалки т.д.
Я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из приоритетных задач в воспитании подрастающего поколения. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Русские народные подвижные игры также развивают двигательные навыки детей и укрепляют их здоровье.
Цель моей работы: воспитание интереса детей к русским народным подвижным играм.
Задачи:
- Приобщить детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.
- Познакомить детей с русским народным творчеством через народные подвижные игры.
- Развивать двигательную активность детей, основные физические способности (ловкость, быстроту, силу.
- Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.
- Воспитывать умение действовать в коллективе, выполняя правила в играх.
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Мотивация | Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «В гостях у старичка Боровичка» | Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками, разучить народную игру, развивать через игру физические качества, учить умению соотносить слова с движением. | Разучивание считалки, загадки о грибах. | Ходьба и бег стайкой за воспитателем. | «У медведя во бору» |
2 неделя | «Пойдем в гости к мишке и зайчику» | Продолжаем знакомить с загадками, закрепляем народную подвижную игру «У медведя во бору», учимся прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развиваем ловкость, равновесие, выносливость. | Загадки о мишке и зайчике, продолжаем учить считалку. | Ходьба и бег врассыпную, бег со сменой направления, прыжки на двух ногах. | «У медведя во бору» |
3 неделя | «В гостях у мишки и собачки» | Познакомить детей с видом русского фольклора – потешкой, закрепление народной игры «У медведя во бору» и разучивание новой народной игры «Вот сидит лохматый пес» учим двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, развиваем быстроту, ловкость. | Потешка про собачку, продолжаем разучивать считалку. | Ходьба и бег врассыпную, бег со сменой направления, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «У медведя во бору» и «Вот сидит лохматый пес» |
4 неделя | «Прогулка в осенний лес» | Познакомить с видом русского фольклора – закличкой, закрепляем народные игры «У медведя во бору», и «Вот сидит лохматый пес», развиваем через игру выносливость, равновесие, ловкость. | Загадки о грибах, ягодах. Дразнилки. | Ходьба и бег врассыпную, бег со сменой направления, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «У медведя во бору» и «Вот сидит лохматый пес» |
ОКТЯБРЬ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «В гости к солнышку» | Продолжаем знакомить с различными видами народного фольклора: загадки, заклички. Разучить народную игру «Солнышко и дождик», продолжаем учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучаем действовать по сигналу воспитателя. | Закличка про солнышко, загадка про дождь | Построение в колонну по одному, ходьба и бег в колонне по зрительным ориентирам, ходьба с перешагиванием через предметы. | «Солнышко и дождик» |
2 неделя | «Прогулка в осенний лес» | Продолжаем знакомить с различными видами народного фольклора: заклички. Закрепляем русскую народную игру «Солнышко и дождик», воспитываем интерес и желание играть. Развиваем ловкость, выносливость, учим бегать не наталкиваясь друг на друга | Закличка про солнышко и дождик. | Продолжаем учить строится в колонну по одному, ходьба и бег в колонне по зрительным ориентирам, прыжки на двух ногах. | «Солнышко и дождик» |
3 неделя | «Мы на луг пришли, мы бычка нашли» | Учить выбирать водящего по считалке, ходьба по кругу не размыкая рук, разучивание новой подвижной игры «Бычок пестренький», приучаем детей бегать в различных направлениях. Развиваем ловкость, внимание, память. | Загадка по бычка, считалка. | Ходьба по кругу, бег врассыпную в различных направлениях, прыжки на двух ногах через «кочки». | «Бычок пестренький» |
4 неделя | «Гости к бабушке Арине» | Продолжаем учить выбирать водящего по считалке, знакомим с новым видом народного фольклора – сказкой. Закрепление подвижной игры «Бычок пестренький», продолжаем учить бегать в разных направлениях. Развиваем ловкость, внимание, равновесие. | Сказка «Зимовье» | Ходьба по кругу, бег врассыпную ходьба по кругу, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «Бычок пестренький» |
НОЯБРЬ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «Путешествие в лес» | Продолжаем учить выбирать водящего по считалке, умению отгадывать загадки, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, закрепляем прыжки на двух ногах с продвижением вперед, учим выполнять движения в соответствии с текстом, развиваем ловкость, силу ног, равновесие, внимание, выносливость. | Загадки, считалка. | Ходьба в колонне по одному по зрительным ориентирам, бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, ползание на четвереньках. | «Зайка серенький сидит» |
2 неделя | «День рождение мишутки» | Закрепляем умение выбирать водящего по считалке, бег в рассыпную со сменой направления, закрепляем выполнение движений в соответствии с текстом. Развиваем ловкость, равновесие, выдержку, внимание. | Загадки, поговорки, считалка. | Ходьба в колонне, бег врассыпную, прыжки на двух ногах через препятствия, ползание на четвереньках. | «У медведя во бору» |
3 неделя | «В гости к бабушке Арине» | Продолжаем знакомить с видами народного фольклора, упражняем в беге в различных направлениях, совершенствуем координацию движений во время бега. Развиваем равновесие, быстроту реакции, ловкость, укрепляем мышцы спины. | Считалка, дразнилка. | Ходьба со сменой направления, бег врассыпную, ходьба по ограниченной поверхности, ползание на четвереньках. | «Вот сидит лохматый пес» |
4 неделя | «Путешественники» | Продолжаем учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать стараясь не попадаться ловящему, совершенствуем координацию движений во время бега. Развиваем равновесие, реакцию. | Считалка, загадка. | Ходьба и бег в колонне, ходьба по ограниченной поверхности, ходьба в кругу, бег в разных направлениях, ползание на четвереньках. | «Бычок пестренький» |
ДЕКАБРЬ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «Веселые комочки» | Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, смекалку. Совершенствовать выполнение ранее освоенных движений. Учить бросать снежок на дальность из за головы. Развивать выносливость, ловкость, меткость. | Загадки, считалки. | Ходьба и бег в разных направлениях, метание на дальность левой и правой рукой из за головы, перелезание через препятствие. | «Кину снежок высоко, полетит далеко» |
2 неделя | «Ах, ты зимушка зима» | Доброе отношение к природе, знакомство с бытом русского народа, воспитывать уважение к народным традициям. Развивать самостоятельность, умение импровизировать, играть в паре. | Загадки, потешки. | Ходьба обычная, ходьба по ограниченной поверхности бег с высоко поднимаемыми коленами. | «Лошадки» |
3 неделя | «В гости к бабушке Загадушке» | Познакомить детей с обитателем горницы котом, воспитывать любовь к домашним животным. Закреплять ходьбу по кругу держась за руки, выполнять движения в соответствии с текстом, закрепляем бег врассыпную, Развиваем выносливость, ловкость, внимание, координацию движений. | Загадки, считалка, потешки. | Ходьба по кругу, ходьба по ограниченной поверхности бег врассыпную со сменой направления. | «Васька – кот и мыши» |
4 неделя | «Путешествие в зимний лес» | Продолжаем учить двигаться в соответствии с текстом , быстро менять направление движения, закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Развивать выносливость, ловкость, координацию движения. | Загадка, потешка. | Ходьба в колонне, бег врассыпную, прыжки на двух ногах с продвижением вперед со сменой направления. | «Зайка беленький сидит..» |
ЯНВАРЬ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «Снежок – мой дружок» | Ознакомить детей с правилами поведения на спортивной площадке в зимний период, упражнять в метании в цель снежки, сформировать потребность в движении, развивать глазомер, силу рук, смелость, желание придти на помощь товарищу. | Заклички, потешки, дразнилки. | Ходьба и бег по ограниченной поверхности метание в цель из за головы правой и левой рукой. | «Взятие крепости» |
2 неделя | «В гости к бабушке Арине» | Продолжаем знакомить детей с мудростью русского народа – загадками, потешками, считалками, закрепляем умение детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Развиваем ловкость, внимание, выносливость. | Загадки, потешки, считалка. | Ходьба и бег в колонне, бег врассыпную, ходьба с преодолением препятствий, ходьба по кругу. | «Васька –кот и мыши» |
3 неделя | «Прогулка в зимний лес» | Вызвать желание играть в народные игры, приучать внимательно слушать текст, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом, учить ориентироваться в пространстве, находить свое место, развиваем ловкость, внимательность ,силу ног, координацию движений. | Загадки, считалка, дразнилка. | Приседания, подскоки, бег врассыпную. | «Зайцы и волк» |
4 неделя | «Зимние забавы» | Воспитывать уважение к народным традициям, совершенствовать ранее освоенные двигательные навыки, вызвать интерес к русским народным подвижным играм. | Дразнилка, считалка, потешка. | Бег в разных направлениях, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «Мороз красный нос» |
ФЕВРАЛЬ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «Как нам весело зимой» | Продолжаем знакомить с видами русского фольклора. Воспитываем в детях чувство любви, гордости к наследию русской культуры. Развиваем ловкость, внимательность, координацию движений, умение прыгать вверх. | Дразнилка, считалка, потешка. | Ходьба по ограниченной поверхности, бег врассыпную, прыжки со сменой положения ног (врозь – вместе) | «Мороз красный нос» |
2 неделя | «Прогулка в зимний лес» | Вызвать желание играть в народные игры, закрепляем умение внимательно слушать текст, выполнять правила игры, упражнять в беге врассыпную не наталкиваясь друг на друга, развивать скорость, выносливость, внимание, дружелюбное отношение к товарищам по игре. | Загадка, считалка, закличка. | Приседания, подскоки, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, бег врассыпную. | «Волк и зайцы» |
3 неделя | «Зимние забавы» | Продолжаем знакомить с русскими народными традициями, закрепляем умение действовать в коллективе, помогать друг другу, развиваем ориентировку в пространстве, ловкость, выносливость ,быстроту реакции, создаем хорошее настроение. | Загадка. Считалка, русские народные мелодии. | Ходьба и бег врассыпную, метание в цель из за головы правой и левой рукой, ползание. | «Взятие крепости» |
4 неделя | «Ах ,снег, снежок..» | Закрепляем желание играть в народные подвижные игры, закрепляем умение действовать в коллективе, учим строиться в шеренгу по ориентиру, закрепляем бросок из за головы правой рукой. Развиваем глазомер, внимательность, силу броска, быстроту реакции, создаем хорошее настроение. | Загадка, закличка, потешка. | Ходьба и бег в колонне, построение в шеренгу, метание в цель из за головы правой рукой. | «Снежки» |
МАРТ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «Весна – веснянка» | Учим бегать с высоко поднятыми коленями, упражняем в беге в разных направлениях, закрепляем умение действовать по сигналу воспитателя, развиваем ориентировку в пространстве, ловкость, умение работать в паре. | Заклички, потешки, народная музыка. | Обычная ходьба, бег с высоко поднятыми коленями, бег в разных направлениях. | «Лошадки и кучер» |
2 неделя | «Масленица» | Закрепляем умение бегать в разных направлениях ,по залу, не натыкаясь друг на друга, развиваем равновесие в движении, навык бега в кругу, повышаем эмоциональный тонус, создаем радостную атмосферу среди детей. | Заклички, прибаутки, народная музыка. | Ходьба и бег в разных направлениях, ходьба и бег по кругу, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «Карусель» |
3 неделя | «Народные забавы» | Тренируем в ходьбе широким, и мелким шагом, в беге со сменой направления, закрепляем прыжки со сменой положения ног, и прыжки с продвижением вперед, развиваем ловкость, выносливость, прыгучесть. | Считалка, загадка, народная музыка. | Ходьба широким и мелким шагом, со сменой направления по сигналу, бег по извилистой дорожке, прыжки со сменой положения ног (врозь –вместе). | «Посигутки» |
4 неделя | «В гостях у Мишки – топтыжки» | Продолжаем приобщать детей к народным играм. Развиваем ловкость. быстроту, выносливость, равновесие. | Считалка. | Ходьба по кирпичикам, расположенным на расстоянии 15см друг от друга, ползание по наклонной доске, закрепленной на второй лесенки – стремянки, переход на лесенку – стремянку. | «У медведя во бору…» |
АПРЕЛЬ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «У солнышка в гостях» | Продолжаем учить ходить и бегать в колонне по одному и врассыпную, упражняем в умении действовать по сигналу, развиваем быстроту бега, слаженность коллективных действий, равновесие. | Загадка, потешка, прибаутка. | Ходьба и бег в колонне по одному, хождение по гимнастической скамейке, бег врассыпную. | «Солнышко и дождик» |
2 неделя | «На солнечной полянке» | Продолжаем знакомить с русскими народными играми, развиваем смекалку ловкость, смелость, Воспитываем доброе отношение к природе и окружающему миру, упражняем в умении действовать по сигналу воспитателя. | Загадка, | Ходьба и бег в заданном направлении, перепрыгивание небольших препятствий. | «Раз, два, три – беги» |
3 неделя | «Прогулка в весенний лес» | Продолжаем приучать к народному творчеству, развивать чувство юмора. воображение, закрепляем умение внимательно слушать текст игры, выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять умение ориентироваться в пространстве и находить свое место. | Загадка, потешка, прибаутка. | Ходьба и бег в колонне по одному, бег врассыпную, приседания, подскоки, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «Зайцы и волк» |
4 неделя | «В гостях у зайки» | Продолжаем знакомить с историческим наследием русского народа, приобщаем к народным подвижным играм, закрепляем умение слушать текст и выполнять движения. Закрепляем ходьбу по кругу не размыкая рук. Развиваем воображение, равновесие, слаженность коллективных действий. Создаем радостную , веселую атмосферу среди детей. | Народная музыка, потешка. Прибаутка. | Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба в кругу с выполнением заданий. | «Каравай» |
МАЙ
Неделя |
Мотивация |
Задачи |
Виды фольклора |
Основные виды движения |
Подвижная игра |
1 неделя | «Путешествие в лес» | Продолжаем знакомить с русскими народными играми, упражняем в выполнении основных видов движения через игровые задания, развиваем смелость, скорость, ловкость. | Загадки, потешки. | Ходьба и бег в колонне, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, лазанье по гимнастической лестнице и спуск с нее. | «Воробышки и кот» |
2 неделя | «Волшебная палочка – скакалочка» | Закрепляем желание играть в народные игры, закрепляем ходьбу приставным шагом, развиваем равновесие, смелость, умение слушать воспитателя и выполнять задания, закрепляем прыжки с продвижением вперед. | Художественное слово, считалка. | Ходьба приставным шагом вперед, ходьба по наклонной доске и спуск с нее, бег с дополнительным заданием: догонять убегающего, прыжки переменным шагом с продвижением вперед | «Лошадки» |
3 неделя | «В гости к старичку – боровичку» | Продолжаем воспитывать любовь к природе, закрепляем умение слушать текст и выполнять задания, развиваем смекалку, ориентировку в пространстве, глазомер, умение бегать не наталкиваясь друг на друга. | Художественное слово, загадки. | Ходьба и бег в колонне по одному, бег с перебежками, прыжки на двух ногах с продвижением вперед. | «Раз, два, три– беги» |
4 неделя | «Веселая ярмарка» | Закрепляем желание играть в народные игры, воспитываем уважение к народным традициям, упражняем в выполнении основных видов движений через игровые задания, воспитываем умение действовать в коллективе, вызвать чувство восторга и радости, создать обстановку бодрого и жизнерадостного настроения. | Художественное слово, русские народные мелодии, загадки, заклички, считалки. | Ходьба и бег в кругу, бег врассыпную, прыжки переменным шагом с продвижением вперед. | «Карусель», «Лошадки», «Бычок – пестренький» |