Представленный мной на фестиваль сценарий утренника в начальной школе «Радужная песенка» – продукт поисков яркого, красочного материала, который бы вызывал у детей эмоциональный отклик на такой, казалось бы, бедный на краски, но такой необходимый в изучении музыкального искусства, раздел, как «Музыкальная грамота».
И такой материал я нашла на замечательном сайте www.muz-urok.ru, что позволило мне придумать сценарий праздника и воплотить его в жизнь. В ходе праздника через разные виды деятельности в игровой форме младшие школьники легко усваивают самые основные музыкальные понятия и термины, запоминают не только названия нот, но и их расположение на нотоносце, получают начальное представления о ладе и других важных особенностях музыки. Дети знакомятся с оркестром и его составом (1 класс) или закрепляют свои знания о симфоническом оркестре и способах игры на инструментах, входящих в его состав (2-3 классы).
Также важно отметить, что в ходе праздника, подчеркивается связь и взаимодополнение разных видов искусства: музыки и литературы, делается акцент на общие для них качества, что в дальнейшем облегчает детям усвоение учебного материала по темам: «Разговорная и музыкальная речь», «Музыка и литература», «Вокальная музыка» и др. А яркие изобразительные образы в презентации совместно с театрализацией дополняют детские впечатления, делают их более эмоционально окрашенными и создают у учащихся стойкое убеждение в прочных связях всех видов искусства.
Тема и направленность сценария праздника созвучна с разными современными программами и методиками преподавания предмета «Музыка», ведь изучение нотной грамоты предполагает каждая из известных сейчас авторских программ. А это значит, что сценарий этого утренника могут использовать в своей работе учителя музыки и музыкальные руководители, работающие по разным авторским программам.
Цель: создать условия для наиболее яркого, образного восприятия обучающимися нотной грамоты и музыки в целом.
Задачи:
- познакомить с основными знаками музыкальной грамоты;
- развивать познавательную активность и образное мышление детей, вокально-хоровые навыки, умения эмоционально воспринимать музыку и отзываться на нее;
- воспитывать музыкальную культуру и интерес к музыке и другим видам искусства.
Возраст обучающихся: 1-3 классы.
Оформление: Презентация, костюмы артистов, украшение зала в стилистике материала презентации.
Музыкальный материал:
- фонограмма песни «Всюду музыка слышна» Я.Дубравина,
- фонограмма (–) песни «Семь дорожек» сл. М.Танича, муз. В.Шаинского,
- фонограмма (–) песни «Где музыка берет начало» сл. Ю.Энтина, муз Е.Крылатова,
- «Путеводитель по оркестру для молодых» Бриттена,
- любая легкая музыка для фонового звучания во время исполнения сказки.
Технические средства:
- фортепиано или синтезатор,
- компьютер,
- проектор с экраном.
ХОД ПРАЗДНИКА
(Вход в зал под фонограмму песни «Всюду музыка слышна» Я.Дубравина).
Слайд 1
Ведущий – .Добрый день, ребята! Мы
собрались с вами в музыкальном зале неспроста, мы
ждем гостей. А каких, узнаете, отгадав мою
загадку.
Ровно пять их. Все дорожки.
А по ним бегут горошки?
Дети – Это ноты!
Слайд 2
Ведущий – Встречайте наших гостей!
(Звучит музыка. В зал входят дети в костюмах с изображением нот черного цвета с названиями. Пока ноты входят, ведущий произносит стихи)
Люди – ноты, люди – звуки
Среди нас живут без скуки.
Семь имен произнеси –
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Нотный босс, чье имя До,
Носит черное пальто,
Опирается на трость,
Он в почете, словно гость.
Ре – как резвый пастушок
Смастерил себе рожок.
Не проходит «на ура»
Ни одна без Ре игра.
Ми, Фа, Соль, Фа, Соль, Фа, Ми –
Кто есть, кто из них пойми.
Музыкальная братва
Друг за друга Соль, Ми, Фа.
Любят выступать на «бис»
Леди Ля и Мистер Икс.
Маски снять их попроси,
Нет достойней Ля и Си.
Ноты превратят мечты
В музыкальные хиты.
Хочешь – слушай, хочешь – пой,
Хочешь – в такт качай ногой.
Нотка Ля – Привет, друзья!
Нотка Соль – Давайте знакомиться!
Нотка Ми – Мы ноты – музыкальные знаки!!
Ведущий – Уважаемые ноты! Вы все такие похожие и в то же время совсем разные! Как же вас зовут?
Слайд 3
(Вначале слов каждой ноты звучит соответствующий звук, ученик в костюме ноты его пропевает).
Нота До – Меня зовут нота До (пропевает). Я люблю сидеть на маленькой скамейке, на добавочной линейке и дирижировать.
Нота Ре – Позвольте представиться – нота Ре (пропевает). Отгадайте, где живу! Правильно, под первой линейкой. Обожаю петь романсы!
Нота Ми – Минорной ноткой я слыву. Хоть я и Ми (пропевает), но грущу. Не хочу высоко лезть, мне хорошо на первой здесь.
Нота Фа – Между первой и второй Фа (пропевает и делает поклон и приседанием), гляжу в окошко. Всем фантазиям моим тесно здесь немножко.
Нота Соль – Я – нота Соль (пропевает), Хочу солисткой петь на сцене. Я на второй линейке, а нота Фа – моя соседка.
Нота Ля – Меня так часто все поют, я – нота Ля, летать люблю.
Нота Си – На линейке третьей Си (пропевает), живу посерединке. Пою я песенки свои так звонко, без запинки!
Ведущий – Ну что ж, нотки, вот и познакомились! А вы, ребята, запомнили имена ноток? Вот мы сейчас и проверим это. Расставьте все нотки на свои места и назовите их имена.
(Задание в Презентации «Расставь ноты по местам»).
Слайд 4
Нота До – Молодцы, друзья, всех нас расставили правильно. А теперь попробуйте отгадать наши музыкальные загадки!
Нота Ре – Только будьте внимательны, мы можем звучать по-разному, быть длинными и короткими.
Слайд 5
Вот так выглядят короткие ноты. А вот так – длинные.
Нота Ми – Сосчитайте, сколько на
рисунке длинных и коротких нот.
Молодцы!
Нота Фа – А теперь озвучим загадку. (Слайд 6) Все вместе хлопаем.
Нота Соль – Давайте мы сами попробуем составить загадку, а потом ее разгадать? Проверим, так ли у нас получилось? Все вместе топаем. Молодцы!
(Появляется Бабочка)
Слайд 7
Бабочка – Здравствуйте нотки, и
все любители музыки! Лечу и слышу музыку, а где
музыка звучит, там и мои подружки нотки. Вот
они в гостях у вас, ребята!
Значит, здесь мне помогут решить одну задачу. Мы с
моими подружками бабочками решили научиться
играть на музыкальных инструментах, но пока
что-то плохо получается, без вашей помощи, нотки,
и без помощи ребят нам не обойтись. Моя
подружка бабочка никак не может найти правильную
клавиатуру рояля. Помогите ей, ведь без
инструментов не получится красивая музыка.
Бабочка – Спасибо вам, друзья! Теперь у нас с подружками музыка обязательно получится!
Слайд 8
Ведущий – А теперь, нотки, я предлагаю
вам с ребятами поиграть в игру. И нашу гостью
Бабочку приглашаю. Вместе мы создадим оркестр и
научимся играть на разных инструментах.
Наш оркестр будет состоять из струнных,
деревянных духовых, медных духовых и ударных
инструментов. Разделим ребят на четыре группы, и
каждая группа выберет себе инструменты. Но
оркестром должен кто-то руководить! Кого нам
нужно выбрать, ребята! Правильно, дирижера, пусть
им будет нота До, ведь она очень любит
дирижировать. Внимание, как только «инструменты»
услышат свои звуки, они начинают «играть» по
очереди. А если музыку исполняет весь оркестр, то
и наши «инструменты» пусть звучат все вместе.
Итак, начинаем»
(Звучит «Путеводитель по оркестру для молодых» Бриттена.)
Ведущий –
На тропинке узенькой
Встречаются порой
Стихотворенье с музыкой
Как парочка весной
И той порой, сердечные,
Сливаются тогда
Слайд 9
Они в понятья вечные
Как – воздух, хлеб, вода.
Поют они чудеснее,
Звучат еще светлей
И, став хорошей песнею,
Порадуют людей.
Скажите нотки, а есть ли у вас друзья?
Нота Ля – Да, есть! Наши друзья буквы и слова. Мы очень любим играть с ними, сочинять стихи, сказки и песни.
Нота Си – Давайте попробуем поиграть со словами вместе с ребятами!
Слайд 10
Нота До – Давайте! Вы готовы, ребята? Начинаем! (Озвучивают стихи-загадки о нотах).
Ответы:
1. Ми + Ля = Миля
2. До + Ля = Доля
3. До + м = Дом
4. Арфа = Фара
Слайд 11
Бабочка – Ой, как интересно играть со словами! Нотки, а давайте расскажем ребятам сказку про нашу музыкальную поляну? В этой сказке много музыкальных героев, вы, ребята, слушайте внимательно и запоминайте их имена. А в конце нашего праздника мы с нотками проверим ваши знания. Того, кто назовет больше всех музыкальных слов – имен из сказки ждет музыкальный приз! Готовы?
Нотка До – Мы начинаем!
Слайд 12
Сказка «Радужная песенка»
Бабочка – В одном славном местечке на берегу речушки с красивым названием Мелодия на цветочной поляне жили-поживали нотки. Было ноток всего семь. Жили они дружно своей октавой на одном нотном стане и никогда не ссорились. Веселыми были нотки, много песенок сочиняли и частенько выступали всей своей октавой на разных концертах. И вот наступила весна.
Нота Ре – Вот и весна пришла! Смотрите, на деревьях появились листочки!
Нота Ми – А на нашей полянке уже распустились первые цветочки!
Нота Фа – Какая кругом красота! Так и хочется петь и веселиться!
Нота До – А давайте, друзья, устроим песенный фестиваль!
Бабочка – И нотки все вместе отправились к Маэстро Скрипичному ключу. Ведь он всегда руководил их выступлениями.
Скрипичный ключ – Фестиваль, это прекрасно! Но чем мы будем радовать слушателей? Новые песенки вы сочинили?
Нота Соль – Сочинили! Сочинили!
Нота Ля – Мы все написали много разных песенок: и веселых, и грустных.
Скрипичный ключ – Молодцы нотки! Назначим день репетиции. Каждая из вас споет свои песенки, а мы выберем лучшие для нашей концертной программы.
Нота Си – Предлагаю репетировать в
субботу на полянке возле речки.
(Все ноты радостно галдят, кивают головой)
Нота До – Согласны, согласны!
Нота Ре – Ведь суббота выходной день и нам не надо торопиться на уроки музыки!
Бабочка – Но, ни в субботу, ни в воскресенье ноткам не удалось собраться на полянке возле речки. Дело в том, что в небе поселилась грозная черная туча и поливала все вокруг противным дождем. Все вокруг было мокрым и нотки совсем приуныли.
Слайд 13
Нота Ми – Что же делать? Как же репетировать? Сколько грязи вокруг!
Нота Соль – Ничего, друзья, не вечно же этот дождь будет литься! Солнышко выглянет и все наладится!
Нота Фа – Как же, наладится! Вон какая туча черная, огромная. Сама она никогда не уйдет.
Нота Ля – Надо ее как-нибудь прогнать.
Нота Си – Как же прогнать? Мы такие маленькие и слабые, а она такая большая, нам одним не справиться!
Нота До – Надо на помощь ветер позвать, он поможет! Дунет один раз, туча и улетит!
Нота Ре – Как же, найдешь его, летает где-то, Давненько его не видно.
Нота Ми – Наверное, к морю улетел воздухом морским подышать. Надо своими силами справляться.
Нота Фа – Знаете что? А давайте солнышко позовем, оно тучу и прогонит.
Нота Соль – Как же мы его позовем? Разве оно нас услышит?
Нота Фа – А мы ему песенку споем красочную, радужную. Солнышко песенке обрадуется и выйдет. Давайте, ноты, выбирайте себе цвета по вкусу, будем песенку сочинять.
Бабочка – Отправились ноты выбирать себе наряды. И никто из них не заметил, что все это время их разговор внимательно слушал вечно хмурый Дед Минор. Ему очень не хотелось, чтобы на небе Солнышко сияло.
(Ноты меняют костюмы на разноцветные: До – красная нота, Ре – оранжевая, Ми – желтая, Фа – зеленая, Соль – голубая, Ля – синяя, Си – фиолетовая).
Слайд 14
Минор – Куда приятней грозовая туча! Сыро, холодно, спать хочется! Ишь чего эти вертихвостки удумали! Не бывать тому! Не видать им Солнышка!
Бабочка – Задумал Минор помешать
ноткам. Пока все наряжались, похитил он
веселушку-хохотушку Ля, утащил ее в самую высокую
башню, что над всей округой возвышалась.
Собрались нотки нарядные, красивые, нотки Ля нет!
Нотка Ре – А где же нотка Ля? Что-то она задерживается! Не случилось ли чего?
Нотка До – Как же мы без Ля? Песенка веселой и красивой не получится!
Бабочка – А нотка Ля в это время
сидела в башне и пела свои самые веселые песенки.
Она не привыкла унывать. Вдруг кто-нибудь услышит
ее и вызволит из плена.
Недалеко от башни пас своих овечек пастушок Диез.
Он был веселым, не то, что его братья Бемоль и
Бекар. Те и веселиться-то как следует не умели.
Рассказала ему Ля о злом Миноре и о песенке,
которую нотки хотели спеть солнышку.
Диез – Помогу! Побегу, позову сюда Дядюшку Мажора, уж он-то с Дедом Минором в два счета справится. Настроение у него всегда веселое, радостное, и друзей он всегда готов выручить.
Слайд 15
Бабочка – Пришел Дядюшка Мажор, открыл замок башни запасным ключом и выпустил Ля на свободу, Деда Минора отправил скучать в компании с Магистром Басовым ключом, тот тоже веселым нравом не отличался. А нотки все вместе собрались.
Нота До – Наконец-то мы все вместе! Давайте скорее песенку сочинять!
Слайд 16
Бабочка – И сочинили нотки песенку. Красивая она получилась, всеми цветами радуги переливалась.
Скрипичный ключ – Настоящая радужная песенка получилась!
Бабочка – Только запели нотки песенку
свою, она сразу понравилась и Ветру и Солнышку.
Ветер далеко прогнал черную Тучу, чтобы она на
небо долго не вернулась.
А Солнышко светило ярко и весело! Вот, что
настоящая дружба делает! А нотки теперь часто
стали наряжаться в свои разноцветные наряды.
(Исполняется песня «Семь дорожек» сл. М.Танича, муз.Шаинского).
Ведущий – А теперь, проверим, кто из вас, ребята, запомнил больше всех музыкальных слов-имен из сказки! Проведем музыкальную викторину. Самый внимательный получит музыкальный приз.
Слайд 17
Вопросы викторины:
1. Как называется семья ноток.
(Октава)
2. Как называется дом
ноток.
(Нотный стан)
3. Как называется концерт, который нотки решили
устроить.
(Фестиваль)
4. Какой знак в сказке называют
Маэстро.
(Скрипичный ключ)
5. Кого в сказке называют самым хмурым и
грустным.
(Минор)
6. Кто из героев самый добрый и
веселый.
(Мажор)
7. Какой знак помог ноте
Ля.
(Диез)
8. А как зовут друзей
Диеза
(Бемоль и Бекар)
9. Кто отправился грустить вместе с Минором
(Басовый ключ).
(Подводятся итоги викторины. Ноты выходят на сцену).
Нота До – Ну, вот, друзья, приятно было с вами познакомиться.
Нота Ре – Надеемся, что вы хорошенько запомнили наши имена и не будете нас путать.
Нота Ми – А нам пора в музыку, ведь мы ей очень нужны.
Нотка Ре – Без нас она не может жить. С нашей помощью музыку можно сочинить и записать,
Слайд 18
Нотка Фа – Глядя на нас музыку можно сыграть.
Нотка Си – А еще, мы помогаем музыке не исчезнуть, а сохраниться, чтобы музыка своей красотой могла радовать людей годы и даже столетия
Слайд 19
Ведущий – Ну, что ж, ребята, мы не прощаемся с нотами, ведь мы будем часто встречаться с ними на уроках музыки, и просто в жизни. Мы говорим нотам:
Все дети – «До свидания!
Песня «Где музыка берет начало» сл. Ю.Энтина, муз Е.Крылатова.