Урок-исследование. Объяснение нового материала по теме "Заселение Земли человеком"

Разделы: География


Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследования.

Цель: сформировать представление о заселении человеком Земли, появление географических рас.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • сформировать представление о прародине человечества, об основных путях расселения древнего человека;
    • раскрыть значение географических рас, причины их возникновения, познакомить с внешними признаками людей различных рас.
  • Развивающие:
    • способствовать овладению учащимися основных способов мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез);
    • развивать познавательный интерес;
    • сформировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение работать в коллективе;
    • оценивать уровень своих знаний;
    • воспитывать у учащихся толерантность, уважение друг к другу.

Методы и формы, применяемые на уроке:

Метод опроса:

  • Индивидуальный
  • Фронтальный
  • Словесный (беседа)
  • Нетрадиционный (информация и дополнительный материал)
  • Самостоятельная работа

Методы наглядности:

Наглядные методы:

  • Учебник
  • Электронное приложение к учебнику
  • Карты
  • Схемы
  • Таблицы

Практические методы:

  • Тестовые задания
  • Работа с картой
  • Работа с кроссвордом
  • Работа с тетрадью-тренажёром

Проблемно-поисковый:

  • Самостоятельная работа учащихся (мои географические исследования)

Метод поощрения:

  • Оценки учащимся

Планируемый результат (учащиеся должны знать, понимать, уметь):

  • Определение основных понятий темы
  • Знать, как человек заселял Землю, как люди менялись, живя в разных природных условиях
  • Уметь называть человеческие расы
  • Приводить примеры древних цивилизаций
  • Определять различия рас по внешним признакам

Основные термины и понятия:

  • Прародина человечества
  • Древнейшие цивилизации
  • «Сухопутные мосты»
  • Негроидная раса
  • Австралоидная
  • Монголоидная
  • Европеоидная
  • Смешанные расы: метисы, мулаты, самбо, мальгаши

Ресурсы:

  • Учебник § 10
  • Электронное приложение к учебнику
  • Атлас с. 14-15
  • Тетрадь рабочая
  • Тетрадь-тренажёр с. 25 № 2, с. 28 № 3

Основное содержание урока

1. Организационный этап

Приветствие
Проверка готовности к уроку

2. Этап работы над ошибками в контрольной работе в виде выполнения кроссворда по теме «Природа земли. Главные закономерности»

1. Один из древних материков
2. В этом океане расположены все желоба Земли глубиной более 10 км
3. Материк, пересекающийся экватором
4, 8. Реки, имеющие наиболее равномерный сток в течение года.
5. Океан, в котором нет глубоководных желобов
6. На этом материке отсутствует современное оледенение
7. Материк, включающий в себя две части света
9. От него зависят многие черты природы: растительность, животный мир, почвы, размещение поверхностных вод
10. Под влиянием климата они ведут различную хозяйственную деятельность

3. Этап актуализации знаний учащихся

– Вы вспомнили и назвали сейчас главные закономерности природы Земли. А что же отличает Землю от множества других планет? (Наличие на ней людей)

  • Узнать, как человек заселял планету?
  • Исследовать, как люди изменились, живя в различных природных условиях?

– Это цель нашего урока.

4. Этап изучения нового материала с использованием мультимедиа и электронного приложения к учебнику

Запись темы на доске и в тетрадях «Заселение Земли человеком. Расы».
В расселении людей по планете выделяют два этапа. Примерно 2 млн. лет назад древние люди начали проникать из Восточной Африки в другие районы и на другие материки. Этот этап освоения завершился примерно 500 тыс. лет назад. Впоследствии древние люди вымерли.
Второй этап заселения рассмотрим с помощью электронного учебника: 2-ой абзац * Местонахождения стоянок древних предков человека.

Запись в тетрадях:

1. Заселение Земли человеком

– Возьмите розовую карточку, что видите на ней

Регион Место появления Время
Восточная Африка Река Омо 195 000 лет назад
Южная Африка Река Класис 120 000 лет назад
Западная Европа Пещера Ляско
Пещера Альтамира
20 000 лет назад
20 000 лет назад

– Какой вывод сделаете?

Ответы детей:

  • Забота о пропитании
  • Увеличение численности людей
  • Изменение климата

способствовали переселению людей.

– Подтвердите ответ в учебнике на с. 38. Вклейте в тетрадь карточку.

– Что такое «Сухопутные мосты»? («Сухопутные мосты» уровень Мирового океана 15-16 тыс. лет назад был на 130 метров ниже современного, узкие проливы, которые сейчас заполнены водой.)

– К чему привело существование людей в различных природных условиях? (К появлению рас.)

В тетрадях запись:

2. Расы

Электронное приложение: с. 38 внизу

Раса (от франц. Race – «род, порода») – исторически сложившаяся общность людей с передаваемыми по наследству внешними признаками.

На доске:

Доклады детей о расах:

Электронное приложение с. 39

  • Представители негроидной расы
  • Аборигены Австралии
  • Представители монголоидной расы
  • Представители южной ветви европеоидной расы
  • Представители северной ветви европеоидной расы

5. Этап закрепления знаний и способов деятельности

«Мои географические исследования» учебник с. 39
Исследуйте расовый состав населения мира и размещение основных рас, атлас с. 14-15, карта электронная с. 38 * Расы

Раса Состав населения мира в % Материк
Европеоидная

42

Евразия, Австралия, Африка, Северная и Южная Америки
Австралоидная

1

Австралия, Евразия
Монголоидная

20

Евразия, Северная и Южная Америки
Негроидная

7

Африка
Смешанные и переходные

30

Все материки, кроме Австралии и Антарктиды

Вывод: существуют 4 основные расы, которые представлены:

  • Европеоидная раса размещена на всех материках
  • Негроидная раса – только в Африке
  • Австролоидная – в Австралии и Евразии
  • Монголоидная – везде, кроме Африки и Австралии
  • Смешанные и переходные расы на всех материках

6. Этап контроля и самоконтроля

Тесты:

1. Когда началось расселение древних людей из Восточной Африки в другие части света

А) около 2 млн. лет назад
Б) около 1 млн. лет назад
В) около 1,5 млн. лет назад
Г) около 2,5 млн. лет назад

2. Вставьте пропущенное слово

… – большая группа людей, имеющих общее, передаваемые по наследству внешние признаки.

3. Какая раса по внешним признакам близка к негроидной

А) Монголоиды
Б) Метисы
В) Австралоиды
Г) Европеоиды

4. К жизни в какой природной зоне приспособлены представители монголоидной расы

А) саванны и редколесья
Б) пустыни и полупустыни
В) степи и полупустыни
Г) тайга

5. Установите соответствие

Человеческие расы                                              Признаки

Монголоиды                       совмещённые признаки европеоидов и негроидов
Южные европеоиды          смуглая кожа, прямые признаки
Мулаты                               жёлтый цвет кожи, узкий разрез глаз
Негроиды                            глаза карие, широкий плоский нос

Двуязычным детям:

Тетрадь-тренажёр с. 16 № 1, 2, 3.

7. Этап информации о домашнем задании

  • Учебник § 10
  • Тетрадь-тренажёр с. 25 № 2, с. 28 № 3

8. Этап подведения итогов учебного занятия

Характеристика работы класса и отдельных учеников.
Вскрытие типичных недостатков, рекомендации по их выполнению.

9. Этап рефлексии ( оценка)

– Что запомнилось на уроке?
– Чем полезна информация урока?