Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследования.
Цель: сформировать представление о заселении человеком Земли, появление географических рас.
Задачи урока:
- Обучающие:
- сформировать представление о прародине человечества, об основных путях расселения древнего человека;
- раскрыть значение географических рас, причины их возникновения, познакомить с внешними признаками людей различных рас.
- Развивающие:
- способствовать овладению учащимися основных способов мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез);
- развивать познавательный интерес;
- сформировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации.
- Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- оценивать уровень своих знаний;
- воспитывать у учащихся толерантность, уважение друг к другу.
Методы и формы, применяемые на уроке:
Метод опроса:
- Индивидуальный
- Фронтальный
- Словесный (беседа)
- Нетрадиционный (информация и дополнительный материал)
- Самостоятельная работа
Методы наглядности:
Наглядные методы:
- Учебник
- Электронное приложение к учебнику
- Карты
- Схемы
- Таблицы
Практические методы:
- Тестовые задания
- Работа с картой
- Работа с кроссвордом
- Работа с тетрадью-тренажёром
Проблемно-поисковый:
- Самостоятельная работа учащихся (мои географические исследования)
Метод поощрения:
- Оценки учащимся
Планируемый результат (учащиеся должны знать, понимать, уметь):
- Определение основных понятий темы
- Знать, как человек заселял Землю, как люди менялись, живя в разных природных условиях
- Уметь называть человеческие расы
- Приводить примеры древних цивилизаций
- Определять различия рас по внешним признакам
Основные термины и понятия:
- Прародина человечества
- Древнейшие цивилизации
- «Сухопутные мосты»
- Негроидная раса
- Австралоидная
- Монголоидная
- Европеоидная
- Смешанные расы: метисы, мулаты, самбо, мальгаши
Ресурсы:
- Учебник § 10
- Электронное приложение к учебнику
- Атлас с. 14-15
- Тетрадь рабочая
- Тетрадь-тренажёр с. 25 № 2, с. 28 № 3
Основное содержание урока
1. Организационный этап
Приветствие
Проверка готовности к уроку
2. Этап работы над ошибками в контрольной работе в виде выполнения кроссворда по теме «Природа земли. Главные закономерности»
1. Один из древних материков
2. В этом океане расположены все желоба Земли
глубиной более 10 км
3. Материк, пересекающийся экватором
4, 8. Реки, имеющие наиболее равномерный сток в
течение года.
5. Океан, в котором нет глубоководных желобов
6. На этом материке отсутствует современное
оледенение
7. Материк, включающий в себя две части света
9. От него зависят многие черты природы:
растительность, животный мир, почвы, размещение
поверхностных вод
10. Под влиянием климата они ведут различную
хозяйственную деятельность
3. Этап актуализации знаний учащихся
– Вы вспомнили и назвали сейчас главные закономерности природы Земли. А что же отличает Землю от множества других планет? (Наличие на ней людей)
- Узнать, как человек заселял планету?
- Исследовать, как люди изменились, живя в различных природных условиях?
– Это цель нашего урока.
4. Этап изучения нового материала с использованием мультимедиа и электронного приложения к учебнику
Запись темы на доске и в тетрадях «Заселение
Земли человеком. Расы».
В расселении людей по планете выделяют два этапа.
Примерно 2 млн. лет назад древние люди начали
проникать из Восточной Африки в другие районы и
на другие материки. Этот этап освоения
завершился примерно 500 тыс. лет назад.
Впоследствии древние люди вымерли.
Второй этап заселения рассмотрим с помощью
электронного учебника: 2-ой абзац *
Местонахождения стоянок древних предков
человека.
Запись в тетрадях:
1. Заселение Земли человеком
– Возьмите розовую карточку, что видите на ней
Регион | Место появления | Время |
Восточная Африка | Река Омо | 195 000 лет назад |
Южная Африка | Река Класис | 120 000 лет назад |
Западная Европа | Пещера Ляско Пещера Альтамира |
20 000 лет назад 20 000 лет назад |
– Какой вывод сделаете?
Ответы детей:
- Забота о пропитании
- Увеличение численности людей
- Изменение климата
способствовали переселению людей.
– Подтвердите ответ в учебнике на с. 38. Вклейте в тетрадь карточку.
– Что такое «Сухопутные мосты»? («Сухопутные мосты» – уровень Мирового океана 15-16 тыс. лет назад был на 130 метров ниже современного, узкие проливы, которые сейчас заполнены водой.)
– К чему привело существование людей в различных природных условиях? (К появлению рас.)
В тетрадях запись:
2. Расы
Электронное приложение: с. 38 внизу
Раса (от франц. Race – «род, порода») – исторически сложившаяся общность людей с передаваемыми по наследству внешними признаками.
На доске:
Доклады детей о расах:
Электронное приложение с. 39
- Представители негроидной расы
- Аборигены Австралии
- Представители монголоидной расы
- Представители южной ветви европеоидной расы
- Представители северной ветви европеоидной расы
5. Этап закрепления знаний и способов деятельности
«Мои географические исследования» учебник с. 39
Исследуйте расовый состав населения мира и
размещение основных рас, атлас с. 14-15, карта
электронная с. 38 * Расы
Раса | Состав населения мира в % | Материк |
Европеоидная | 42 |
Евразия, Австралия, Африка, Северная и Южная Америки |
Австралоидная | 1 |
Австралия, Евразия |
Монголоидная | 20 |
Евразия, Северная и Южная Америки |
Негроидная | 7 |
Африка |
Смешанные и переходные | 30 |
Все материки, кроме Австралии и Антарктиды |
Вывод: существуют 4 основные расы, которые представлены:
- Европеоидная раса размещена на всех материках
- Негроидная раса – только в Африке
- Австролоидная – в Австралии и Евразии
- Монголоидная – везде, кроме Африки и Австралии
- Смешанные и переходные расы на всех материках
6. Этап контроля и самоконтроля
Тесты:
1. Когда началось расселение древних людей из Восточной Африки в другие части света
А) около 2 млн. лет назад
Б) около 1 млн. лет назад
В) около 1,5 млн. лет назад
Г) около 2,5 млн. лет назад
2. Вставьте пропущенное слово
… – большая группа людей, имеющих общее, передаваемые по наследству внешние признаки.
3. Какая раса по внешним признакам близка к негроидной
А) Монголоиды
Б) Метисы
В) Австралоиды
Г) Европеоиды
4. К жизни в какой природной зоне приспособлены представители монголоидной расы
А) саванны и редколесья
Б) пустыни и полупустыни
В) степи и полупустыни
Г) тайга
5. Установите соответствие
Человеческие расы Признаки
Монголоиды
совмещённые признаки европеоидов и негроидов
Южные европеоиды
смуглая кожа, прямые признаки
Мулаты
жёлтый цвет кожи, узкий разрез глаз
Негроиды
глаза карие, широкий плоский нос
Двуязычным детям:
Тетрадь-тренажёр с. 16 № 1, 2, 3.
7. Этап информации о домашнем задании
- Учебник § 10
- Тетрадь-тренажёр с. 25 № 2, с. 28 № 3
8. Этап подведения итогов учебного занятия
Характеристика работы класса и отдельных
учеников.
Вскрытие типичных недостатков, рекомендации по
их выполнению.
9. Этап рефлексии ( оценка)
– Что запомнилось на уроке?
– Чем полезна информация урока?