Н.И.Кудряшов в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» подчеркивал, что «исследование может применяться на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности». Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуем!», сохраненное преданием, определило подход философа к изучению действительности, характер его дидактики и весь его жизненный стиль. Сократ не называл себя учителем: он считал, что не учит собеседника, а вместе с ним, непредвзято, пробивается к истине, то есть помогает учиться, помогает рождению истинного знания. Но не в этом ли секрет всякого плодотворного обучения?
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что больше всего может помочь человеку жить в современном мире. Поэтому воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – вот главная задача учителя. Под учебно-исследовательскою деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Чтобы привить учащимся навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, аргументировать и т.д.
Организацией исследовательской деятельностью в школе занимаюсь много лет. Мои ученики со своими исследовательскими работами не раз выступали на городских, областных, всероссийских конференциях, конкурсах и занимали призовые места. Темы связаны с литературным и историческим краеведением. Я люблю свою малую родину – Астраханский край – и хочу, чтобы мои ученики знали литературу, историю края, гордились известными земляками, чтили память тех астраханцев, которые прославили Астраханский край и сделали много для его развития. Исследовательская работа Джалаевой Азизы (9 класс) – «Он не играет – он живет» – посвящена творчеству астраханского актера и режиссера Сергея Мартемьянова.
Причиной выбора данной темы стала личная встреча Азизы с этим замечательным актером. В работе она показала жизненный и творческий путь С. Мартемьянова, представила артиста как разностороннюю личность: и как актера ТЮЗа, и как режиссера, и как преподавателя училища культуры. Азиза показала в исследовании, какой вклад своим творчеством вносит С. Мартемьнов в развитие культуры Астраханской области. Исследовательская работа Гладковой Марии (9 класс) – «Прерванный полет» – посвящена творчеству астраханской поэтессы, журналиста Клавдии Холодовой. Причиной выбора данной темы стал большой интерес Маши к творчеству и судьбе своей землячки. Тема эта мало изучена. Маша в работе попыталась показать не только жизненный и творческий путь К. Холодовой, но и влияние солнечной, доброй поэзии поэтессы на читателей. Исследовательская работа Скляр Анны (10 класс) – «Человек своего времени» – посвящена поэту, переводчику города Астрахани В.С.Филину. Этот удивительный человек – дедушка Ани. В 2009 году вышла его книга «Лихолетье». Аня в своей работе исследует жизнь и творчество деда, анализирует новый сборник стихов. В своем исследовании она опирается на материалы семейного архива, воспоминания родных и близких, друзей дедушки по сталинским лагерям. Исследовательская работа Лепехиной Екатерины (10 класс) – «Судьба страны в судьбе семьи» – посвящена прадеду И.М.Рождественскому. Екатерина исследует непростой жизненный путь Ивана Михайловича, приводит его воспоминания в фашистских и сталинских лагерях. Прадед – жертва политических репрессий, реабилитирован в 1994 году. В работе используются семейные архивы, данные из областных архивов города. Темы исследований моих учеников разные. Это и «Важность закона института судебной системы и их роль в защите прав человека» (Кудрявцева Стефания), и «Нетрадиционные сюжеты и герои в произведениях астраханского писателя, мастера юмористической прозы Андрея Белянина» (Коваль Иван), и «Подросток и наркотики» (Амосова Маргарита), и «Озвученные чувства» (Скляр Анна) и так далее.
Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами учебной деятельности путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. В исследовании вовлечено небольшое количество учащихся, увлекающихся поисковой деятельностью, пытающихся внести свою лепту в воссоздание далекого и близкого прошлого своей малой родины.
Основные этапы исследования:
- выявление и постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
- анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
- подготовка выступления;
- презентация проекта.
Метод поиска литературы:
- обращение к энциклопедическим словарям – для получения самой информации;
- использование библиотечных каталогов и указателей;
- просмотр периодической печати, журналов, работа в архивах города и т.д.
Главное для учителя – не убить
заложенные природой исследовательские задатки,
потому что убивает познавательный интерес
пассивное слушание учебного материала без
личной заинтересованности в его изучении, а
знания и умения становятся прочными только при
условии, когда они добыты самостоятельным
трудом.
Технология организации
учебно-исследовательской деятельности учащихся:
- выявление противоречия и постановка проблемы, требующая решения;
- выбор темы исследования;
- выбор цели исследования;
- определение задач по достижению цели;
- определение методов исследования;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение собственного материала;
- собственные выводы.
Я считаю, что стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – вот главная задача учителя.
Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем.
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что больше всего может помочь человеку жить в современном мире. Поэтому воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А.Н.Колмогоров писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Использованная литература
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы – М; 1988 г.
- Иванов С.И. Формула открытия, – М; 1976 г.
- Мацула О.Ф. Исследовательская деятельность как эффективное средство формирования ключевых компетенций учащихся, http://www.znk61sh.narod.ru/is9.html
- Целикина Л.Ф. Учебно-исследовательская работа – фактор формирования компетенции учащихся, http://www.znk61sh.narod.ru/is9.html
- Полях О.Н. Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы в урочной и внеурочной деятельности, http://www.znk61sh.narod.ru/is9.html
- Из опыта работы Яновой В.А.