Цель:
- Научить писать поздравительные открытки.
- Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
- Убедить, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво.
- Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
- Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Ход урока
I. Орг.момент
Необычен день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? (видеть вас мы очень рады)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
На рабочий лад настройтесь
Ведь у нас не мало дел
Поудобнее устройтесь
Чтобы каждый проявить себя сумел.
II. Вступительная беседа
Слайд 2
1. Прочитать пословицу
“Хорошее слово половина счастья”
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово наполовину изменяет настроение человека.)
- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.
- Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?
(В день рождения! В новый год. В праздники.)
- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо. А какие праздники вы еще знаете?
(Рождество. День защитника отечества. Международный женский день Новоселье. Свадьба. Юбилей...)
- Верно. Видите, как много праздников существует.
2. Обобщение
- Итак, в праздничные дни мы поздравляем друг друга и произносим добрые слова. Впрочем, мы знаем, наша речь может быть как устной, так и письменной.
Где же используется письменная поздравительная речь?
(В поздравительном письме. В поздравительной открытке. В поздравительной телеграмме.)
– Какой приближается праздник?
Слайд 3
– Как можно поздравить любимого и уважаемого вами человека?
III Сообщение темы и целей
- Сегодня мы с вами научимся подписывать поздравительную открытку.
– Это интересно... (из истории поздравительной открытки). Сообщает учитель.
Известна дата, когда появилась первая открытка, – 7 октября 1775 года. В Москве живёт интересный человек – Михаил Степанович Забоченя, который коллекционирует открытки. У него одних только новогодних открыток сто тысяч!
Слайд 4
- Открытки бывают разные.
Что такое открытка?
2. Обучение написанию поздравительной открытки.
- Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.
(Дорогая мама! Уважаемая Наталья Викторовна!)
- Эта часть открытки имеет свое название - обращение.
- Следующая часть открытки - информация о том, с чем поздравляют.
- Большую трудность вызывает третья часть - само пожелание.
- И заканчивается четвертой частью - подпись и дата.
Учитель. А теперь разберем каждую часть.
Обращение.
- Здесь нужно помнить о том, что обращение должно быть приятным.
- Как мы обратимся к , маме, бабушке?
(Дорогая, любимая, бабушка! Милая, добрая мама!
– Какие слова употребим для взрослых, старших товарищей, учителей?
(Уважаемая. Дорогая.)
- А у вас есть друзья. Когда обращаетесь по имени “Ира”, “Саша”, то можно употребить уменьшительно-ласкательные суффиксы “Ирочка”, “Сашенька”. При этом помните, что обращение должно быть приятным. Например: если Люба не любит, когда ее называют “Любашей”, то назовите ее Любочка или Любонька.
Слайд 5
Причина поздравления
- Следующая часть поздравления не вызывает труда, т.к здесь мы указываем название праздника. Пожалуйста, Вам слово!
(Поздравляю с Новым годом!... с Международным женским днем!)
- А теперь приступим к самой трудной части- это пожелание.
- Что обычно желают?
(Здоровья. Счастья. Успехов в чем-нибудь.)
- Да, но если в каждой открытке мы с вами будем “желать” одинаково, то поздравления будут неинтересными.
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания. Давайте подумаем.
Как желаем?
Что желаем?
- С каких слов можно начать пожелание?
(Желаю тебе.... От всей души желаю.... Искренне желаю.... От всего сердца желаю... Хочу пожелать... Хочу, чтобы... Пусть...)
/Все варианты написаны в левый столбик/.
- Хорошо, а теперь давайте посмотрим, что можно пожелать?
(Счастья Здоровья Успехов Удачи)
- Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек?
(Он веселый. Он хорошо себя чувствует. Он добрый. Он улыбается.)
Как же мы напишем пожелание?
(Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза.)
- Когда мы говорим об успехах, то прежде всего надо задуматься, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелания должны быть приятными.
(Успехов в учебе, в труде, музыке, спорте, новых интересных путешествий.)
- Молодцы. Но помните, если вы пожелаете товарищу исправить двойку или напомните о неприятностях, и это напоминание сохранится в вашей открытке на всю жизнь. Следовательно, успехов надо пожелать, не напоминая о неудачах.
В результате рассуждения получается примерно такая таблица.
Слайд 6
Как желаем? | Что желаем? |
|
1. Счастья 2. Здоровья 3.
Успехов 1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников. 2. Веселья, радости, бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой. 3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д. |
- Ребята! Все пожелания, написанные в таблице, можно написать (использовать) одному человеку?
(Нет, т.к. каждому человеку нужно подобрать желания подходящие ему.)
- Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.
- Как можно подписаться на открытке?
Например: “Твой сын Саша”, “Твой внук Игорь”, “Любящий внук Миша”, “Твой друг Дима”.
- Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется “Александр Петрович”, то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.
Слайд 7
- А теперь давайте попробуем устно составить открытку . Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?/
Обратите внимание, что пожелание должно соответствовать празднику и адресату.
Поздравления пишутся от души, должны быть приятны тому, кого ты поздравляешь.
Слайд 8
- Посмотрите, правильно ли составлены поздравительные открытки.
- А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.
3. Рефлексия.
- У вас на столах лежат цветы. Они обозначают ваше настроение.
- Красный цветок - ЗНАЮ, умею, уверен .
- ЖЕЛТЫЙ цветок - Получилось, но не все что задумал .
- Белый цветок - Пока не получается ,мне нужна помощь
- Повесьте выбранный вами цветок на доску.
3. Домашнее задание.
- Поздравительных текстов и стихотворений сейчас много в книгах и брошюрах. Просто нужно правильно выбрать их.
Просмотр отрывка из мультфильма: “День рождения кота Леопольда”
Где вы найдете открытки? А лучше сделать ее самим.
- Подпишите открытку с днем рождения коту Леопольду.
IV. Итог урока.