Цели:
- Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги
- Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге
- Продолжать знакомить детей с правилами поведения на железной дороге
- Продолжать формировать связную, грамматически правильную речь и правильное звукопроизношение
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации с изображениями паровоза, тепловоза, электропоезда
- Картинки о правилах поведения на железной дороге
- Фотографии родителей- железнодорожников
- Предметы спецодежды железнодорожников (жилет сигнальный, каска, фуражка железнодорожника, защитные перчатки, защитные очки)
- Портреты изобретателей паровоза в России: отца и сына Черепановых
Раздаточный материал:
Светофорики из картона с зеленым и красным цветом
Ход занятия
Звучит музыка “Гимн РЖД” (аудиозапись)
Под музыку дети проходят на свои места.
Орг. момент
Игра “Что было раньше на жд и что сейчас”.
Дети называют и показывают паровозы и т.д. (тепловоз, электропоезд).
Воспитатель: Знаете ли вы. дети, кто был первым изобретателем паровоза в России?
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы - русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Паровозы Черепановых — первые паровозы, построенные в России. Использовался для перевозки медной руды от места её добычи до завода.
1 часть
Воспитатель:
Игра “назови железнодорожную профессию”:
(дети называют профессии)
- Поезд водит ... .(машинист)
- Формирует состав .....( составитель)
- Связь обеспечивает ... (связист)
Загадки детей
1 загадка Егор:
Кто ведет локомотив,
Сигналов слушая мотив?
(машинист)
2 загадка Никита
Кто пропускает поезда
И знает все кому – куда?
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю
(Дежурный по станции)
3 загадка Арсений
Найти для поезда свободные пути
могу я , не сходя со стула,
Мне на табло со схемами пути
Светящаяся кнопка подмигнула
(Диспетчер)
4 загадка Рома
Кто в желтых жилетах
всегда на путях,
И в холод и в зной
С инструментом в руках
(Путеец)
Дети рассказывают о профессиях родителей и членов семьи
Арсений:
- Мой дед Николай Петрович- монтер пути. Он чинит пути: меняет шпалы, участки рельсов. Работа тяжелая и ответственная.
Степа:
- Мой папа Александр Иванович работает в ПЧ-27 монтером пути и ремонтирует железнодорожные пути, для безопасности движения поездов.
Артем
- Мой папа Валерий Иванович работает машинистом. Он управляет тепловозом. Это очень сложная и ответственная работа.
Егор:
- Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает мастером в локомотивном депо. Папа занимается ремонтом тормозов у тепловозов. Работа трудная и ответственная.
Никита
- Моя мама работает приемосдатчиком груза. Груз должен быть правильно закреплен, чтобы доехать целым и не упасть с вагона.
Физкультминутка “Посидели где придется”
Посидели, где придется (приседание),
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан.
Очень быстро мы бежали (бег на месте),
К поезду не опоздали (руки на поясе, поворот головой),
Всем билеты показали (вытягивать поочередно сначала правую, потом левую руку),
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх),
Заняли места в купе (сесть на стулья),
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой)
2 часть
Воспитатель:
Дети, нельзя забывать о том, что железная дорога – зона повышенной опасности. Давайте вспомним правила безопасного поведения на железной дороге.
- Ходить по железнодорожным путям категорически запрещается!
- Нельзя заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы!
- Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах.
- He использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути!
Правила поведения в поезде:
- не высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда.
- не кричать;
- не бегать по вагону;
- не мешать попутчикам;
- не бросать мусор в окна;
- не стоять на подножках;
- не прислоняться к дверям;
- не открывать наружные двери;
- при движении по вагону нужно держаться за поручни
- без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.
Воспитатель:
Железная дорога – не место для игры,
Вы правильно усвоили, как себя вести
3 часть
Игра “Опасно – безопасно”
Воспитатель описывает ситуацию.
Дети дают оценку с помощью светофоров из картона (красный цвет – опасно, зеленый цвет – безопасно)
Ситуации:
Ребята играют на платформе
Мальчик прыгает по рельсам.
Щенок сидит на рельсах.
Дети играют в прятки. Оля спряталась под вагон, чтобы ее не нашли.
В вагоне поезда жарко, Петя открыл окно и высунул голову.
Ваня в зале ожидания ждет поезд.
Сережа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.
Бабушка очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.
Воспитатель предлагает детям надеть предметы спецодежды и объяснить, зачем нужен каждый предмет (Для безопасного производства работ на ж.д. транспорте)
4 часть
Воспитатель:
- Некоторые ребята уже знают какой профессией хотят овладеть. и сейчас они расскажут об этом
Дети читают стихи
Артем:
У меня растут года,
Будет и 17,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Летчику хорошо,
Машинисту лучше.
В машинисты б я пошел,
Пусть меня научат.
Рома:
Летят года, недели стремительной стрелою,
Железная дорога – мечта для нас с тобою,
Преодолеть преграды мы сможем без труда,
Стать железнодорожниками – вот наша мечта.
Степа:
Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник,
Но мы решили – лучше всех,
(хором) Конечно, железнодорожник!
Арсений:
Много дел у машинистов, возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне, за вагоном ветер мчит.
"Не догонишь, не догонишь",
Электровоз ему кричит.
Итог занятия:
- О чем говорили?
- Что узнали нового?
- Что запомнилось?
Литература
- К. П. Нефедова “Транспорт. Какой он?” М.:ГНОМ и Д. 2008 г.64 с.
- Нуждина Т. "Чудо-всюду. Мир вещей и машин” Академия Развития 1998
- Большая энциклопедия дошкольника. - М. : Махаон, 2002. - 336 с
- Материалы сети Интернет сайт “http://railway.kanaries.ru”