Цели:
1. Образовательные:
1.1 Обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме: “Элементы комбинаторики”.
1.2 Формирование научного знания об основных понятиях теории вероятности.
1.3 Формирование умений и навыков решения прикладных задач по специальности.
2. Воспитательные:
2.1 Умения работать в группе; навыков общения с людьми.
2.2 Формирование интереса к избранной специальности.
2.3 Воспитание воли, настойчивости для достижения высоких конечных результатов.
3. Развивающие:
3.1 Развитие логического и аналитического мышления обучающихся в проектно-исследовательской работе.
3.2 Развитие познавательного интереса.
3.3 Развитие умений выразить проблему в конкретных задачах.
3.4 Развитие умения анализировать процесс и результат своей работы.
Формирование профессиональных компетенций:
Владеть:
1. Основными понятиями и видами событий.
2.Понятием суммы и произведений событий, условной вероятности .
3. Формулировками и формулами сложения и умножения вероятностей.
4. Формулами полной вероятности и Байеса (теорема гипотез).
5. Понятием повторных испытаний (формула Бернулли).
Реализовывать:
1. Полученные знания по теме “Теория вероятности” при решении практических задач прикладного характера.
2. Научно обосновывать выполненную проектно-исследовательскую работу.
3. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Тип занятия: комбинированный
Методы и формы технологии: проблемное обучение и проектная деятельность; метод опережающего обучения; технология дидактического дизайна; информационные технологии.
Межпредметные связи: физика, электротехника, электроника, теория автоматизированного регулирования.
Оснащение: мультимедийный комплекс; мобильный кабинет (13 ноутбуков).
Структура занятия
Название этапов занятия | Дидактические задачи и элементы занятия | Содержание элементов занятия и учебные вопросы |
1 блок: организационный | Актуализация знаний, практических и умственных умений | 1. Организация обучения. 2. Сообщение изучаемой темы. 3. Постановка учебных целей. 4. Ознакомление с составом экспертной группы. |
2 блок: подготовительный | Закрепление изученной темы: “Элементы комбинаторики” | 1. Фронтальный опрос по основным
понятиям. 2. “Элементы комбинаторики”: - компьютерное тестирование; - индивидуальная работа по карточкам. |
3 блок: мотивация к восприятию | Формирование целей и задач проектно-исследовательской работы | 1. Определение значимости темы. 2. Ознакомление с ходом подготовительной работы обучающихся. 3. Определение алгоритма защиты проектов (Оформление результатов проектов в виде мультимедийной презентации и информационных буклетов). 4. Критерии оценки презентаций. |
4 блок: проектно-исследовательская работа | Формирование основных навыков и умений исследовательской деятельности | Защита проектов: 1. Исторические сведения. 2. События. Вероятность события. 3. Теорема сложения вероятностей. 4. Теорема умножения вероятностей. 5. Формула полной вероятности. Формула Байеса (теорема гипотез). 6. Повторные испытания. |
5 блок: заключительный этап | Подведение итогов работы на занятии | 1. Обобщение рассматриваемой темы
(логико-смысловая модель). 2. Определение лучшего проекта исследовательской работы. 3. Выставление оценок за проект. 4. Задание на дом. |
1. Актуализация знаний, практических умений и умственных навыков.
Теория вероятностей есть математическая наука, изучающая закономерности в случайных явлениях.
Некоторые технические устройства в электрических цепях или в системах автоматического управления при работе выходят из строя. Наша задача - научиться:
- рассчитывать вероятность исправной работы участков электрических цепей;
- определять вероятность расхода электрической энергии в течение определенного временного интервала и т.д.
Это возможно с помощью тем раздела математики “Теорией вероятности”.
2. Контроль знаний и умений изученной темы “Элементы комбинаторики”.
На прошлом занятии мы рассмотрели тему “Элементы комбинаторики”. Проверим ваши знания. 1 вариант – компьютерное тестирование, 2 вариант – индивидуальная работа по карточкам. (На столах находятся ноутбуки.) На выполнение этой работы отводится 10 минут. (Приложение 1, Приложение 2).
3. Мотивация к восприятию.
Ребята, летом 2012 года вы поступили в ГАОУ СПО “Уфимский топливно-энергетический колледж” по специальности 140407 “Электрические станции, сети и системы”. Второй год наш колледж работает по Федеральным Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования 3-го поколения. И как будущие старшие техники-электрики вы должны обладать:
1. Профессиональной компетенцией: производить расчет надежности эксплуатации электрооборудования электрических станций, сетей и систем.
Это возможно осуществить, используя раздел математики “Теория вероятностей и математическая статистика”.
2. Общими компетенциями:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии;
- работать в коллективе и в команде;
- брать на себя ответственность за работу членов команды.
Поэтому наше занятие будет проходить в формате проектно-исследовательской деятельности.
4. Проектно-исследовательская работа.
На первом этапе вам, ребята, были заданы вопросы, которые и определили цели и задачи ваших проектов:
1. В нашей жизни или в жизни всей страны происходят те или иные события. А что собой представляет событие? Какие существуют виды событий? (Приложение 3)
2. Как определить вероятность появления того или иного события? (Приложение 4)
3. С помощью каких теорем вероятностей можно рассчитать вероятность безаварийной работы электрического прибора в течение определенного временного промежутка или определить вероятность исправной работы электрической цепи? (Приложение 5)
4. Какие формулы теории вероятности можно использовать при определении безотказной работы: электротехнических и электронных устройств и приборов; электрооборудования на станциях и подстанциях. (Приложение 6)
5. С помощью какой формулы или теоремы можно рассчитать безотказную работу электростанции в связи с возникшей аварийной ситуации, как например, на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, или природными явлениями (землетрясения или цунами) как, например, землетрясение у восточного побережья острова Хонсю в Японии 11 марта 2011 года. (Приложение 7)
6. История возникновения теории вероятности. (Приложение 8)
По количеству вопросов вы разделились на 6 мини-групп.
Второй этап вашей работы - это оформление результатов проектов в виде мультимедийных презентаций.
Третий этап – это защита проектов. Сейчас мы заслушаем ваши сообщения. Регламент выступления – не более 5 минут.
5. Подведение итогов работы.
Используя многомерную дидактическую технологию, автором которой является Штейнберг В.Э., доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, составим логико-смысловую модель “Теория вероятностей”. Эта модель поможет нам подвести итог большой совместной работы (Приложение 9).
Выставление оценок за проект и за индивидуальную работу по карточкам.
Задание на дом: