Цели.
Оборудование: презентация в виде слайдов, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в парах, иллюстрации животных, иллюстрация речки с корабликом, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья внимание -
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок.
2. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чем мы с вами отправимся, вы узнаете, если соберете слово из запутавшихся букв: (к, о, р, а, б, л, и, к).
- А почему я выбрала кораблик? (На улице весна. Тает снег, бегут ручейки. Можно пускать кораблики в весенний ручеек.)
Подсказка:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- А нравится ли вам весна? Почему?
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
- В народе говорят: март - грачевень, апрель - грязевень, май - цветень.
- А почему так говорят?
А еще какие пословицы вы знаете о весне? (Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).
3. Формирование темы и цели урока.
- Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек. На первом причале нас встречает ослик. (Ослик приготовил вам слова, которые вы должны распределить на две группы)
Слова: весна, солнце, весёлые, ранняя, снег, ребята, яркое, последний/
- Внимательно прочитайте слова и подумайте на какие две группы вы можете их распределить?
весна | веселые | |
солнце | ранняя | |
снег | яркое | |
ребята | последний |
- По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
- Что обозначают слова во втором столбике? (Признаки предметов)
К каждому слову подберите подберите подходящее по смыслу слова из второго столбика.
- Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.
- Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Определите тему урока.
(Схема)
Слова, которые обозначают признак предмета
отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на вопрос “Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?”.
И если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы вместе точно будем знать ответ на эти вопросы.
4. Актуализация знаний.
1) Наш кораблик, наш кораблик
По волнам бежит качаясь
А вот и рыбка золотая
Останавливает нас.
Золотая рыбка хочет, чтобы вы правильно выбрали слово к каждому рисунку.
Птичка (рисунок) | солнце (рисунок) | |
Красивый | Яркий | |
Красивая | Яркая | |
Красивое | Яркое | |
Красивые | Яркие | |
цветы (рисунок) | скворечник (рисунок) | |
жёлтый | уютный | |
жёлтая | уютная | |
жёлтое | уютное | |
жёлтые | уютные |
- А вы готовы к встрече веселых, звонких скворцов? Приготовили ли вы для них домики? Птицы - наши друзья . Каждый из вас должен подготовиться к прилёту этих птиц.
- Какую пользу оказывают нам птицы? (Они уничтожают вредных насекомых, жучков)
2) Работа с учебником.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Наш кораблик у причала и встречает нас мышонок.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов концовки откусили,
Из книжки в нору утащили.
Открыли книжку на 147-ую страницу, найдем третье упражнение. Прочитаем текст, вставляя пропущенные буквы.
3) Словарная работа.
- В этом тексте встречаются такие слова. Давайте прочитаем значения этих слов.
Рыхлый – неплотный, рассыпчатый.
Низина - равнинный участок.
Надулись почки – весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются.
Смола - липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых растений.
4) Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
А лисица поджидает
Нам загадки загадает:
- У него уши, хвост, шерсть.
- Можно ли по этому описанию определить о ком идет речь?
- Кто это может быть? (Под это описание подходит достаточно много животных)
А вот следующая загадка.
Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый.
- Какие слова помогли догадаться, о ком говорится в загадке?
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется … (Олень)
- Для чего нам нужны слова, которые обозначают признак предмета? (Для описания и уточнения. Итак, слова, обозначающие признаки помогают нам определять предмет, даже не видя их)
5) Попробуйте сами придумать загадки, используя слова-признаки.
4. Физкультминутка
Наши звери нас встречают, на физкультминутку приглашают.
У оленя дом большой,
Смотрит он в свое окно,
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит,
Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.
5. Систематизация и обобщение
1) Образуйте от данных слов слова, которые обозначают признаки предметов.
Чистота – чистый
веселье –
звон –
весна -
свет -
тепло -
2) Для чего же нужны в русском языке слова-признаки?
Наш кораблик плывет дальше. На причале нас встречает Незнайка. А давайте прочитаем рассказ про весну, который составил Незнайка.
Наступила весна. Светит солнышко. Тает снег. Побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел песенку.
Протамлина — место, где стаял снег и открылась земля.
- Нравится ли вам рассказ?
- Кому не понравился?
- Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки)
Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.
- Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки. Работаем парами.
Слова для справок: ласковое, шумные, ранняя, последний, весёлую, чёрные.
- Можете использовать и другие слова.
- Какой текст получился красивее?
- Для чего нужны в речи слова-признаки? (Слова-признаки помогают лучше нарисовать картину словами. С ними текст становится красивее)
6. Домашнее задание
- Сегодня на уроке много говорили о весне. Дома составьте и запишите 5 предложений о весне, используя слова, которые обозначают признаки предметов.
Кораблик приплыл к берегу . Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Все были сегодня очень активные.
7. Итог урока. Рефлексия
- С какими словами мы познакомились на уроке?
- Нужны ли такие слова в нашей речи?
- Оцените работу на уроке (Понятна ли тема, как работали на уроке?)
Для этого вам могут помочь эти выражения.
На уроке мне:
Все было понятно.
Было трудно.
Было интересно.
Прибавилось знаний.
Пришлось задуматься.
Могу рассказать другим.