Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Обобщить знания о словах – признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами- названиями и словами – признаками;
  2. Вырабатывать умения ставить вопросы к словам- признакам.
  3. Развивать внимание, мышление, речь учащихся, расширять кругозор, словарный запас;
  4. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: презентация в виде слайдов, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в парах, иллюстрации животных, иллюстрация речки с корабликом, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья внимание -
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок.

2. Создание проблемной ситуации.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чем мы с вами отправимся, вы узнаете, если соберете слово из запутавшихся букв: (к, о, р, а, б, л, и, к).

- А почему я выбрала кораблик? (На улице весна. Тает снег, бегут ручейки. Можно пускать кораблики в весенний ручеек.)

Подсказка:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

- А нравится ли вам весна? Почему?

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

- В народе говорят: март - грачевень, апрель - грязевень, май - цветень.

- А почему так говорят?

А еще какие пословицы вы знаете о весне? (Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).

3. Формирование темы и цели урока.

- Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек. На первом причале нас встречает ослик. (Ослик приготовил вам слова, которые вы должны распределить на две группы)

Слова: весна, солнце, весёлые, ранняя, снег, ребята, яркое, последний/

- Внимательно прочитайте слова и подумайте на какие две группы вы можете их распределить?

весна   веселые
солнце   ранняя
снег   яркое
ребята   последний

- По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

- Что обозначают слова во втором столбике? (Признаки предметов)

К каждому слову подберите подберите подходящее по смыслу слова из второго столбика.

- Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

- Так чем же сегодня будем заниматься на уроке? Определите тему урока.

(Схема)

Слова, которые обозначают признак предмета

отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами и попробуем ответить на вопрос “Нужны ли такие слова в нашей речи и для чего?”.

И если вы будете сегодня внимательны, трудолюбивы и дружны, к концу урока мы вместе точно будем знать ответ на эти вопросы.

4. Актуализация знаний.

1) Наш кораблик, наш кораблик
По волнам бежит качаясь
А вот и рыбка золотая
Останавливает нас.

Золотая рыбка хочет, чтобы вы правильно выбрали слово к каждому рисунку.

Птичка (рисунок) солнце (рисунок)
Красивый Яркий
Красивая Яркая
Красивое Яркое
Красивые Яркие
цветы (рисунок) скворечник (рисунок)
жёлтый уютный
жёлтая уютная
жёлтое уютное
жёлтые уютные

- А вы готовы к встрече веселых, звонких скворцов? Приготовили ли вы для них домики? Птицы - наши друзья . Каждый из вас должен подготовиться к прилёту этих птиц.

- Какую пользу оказывают нам птицы? (Они уничтожают вредных насекомых, жучков)

2) Работа с учебником.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
Наш кораблик у причала и встречает нас мышонок.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов концовки откусили,
Из книжки в нору утащили.

Открыли книжку на 147-ую страницу, найдем третье упражнение. Прочитаем текст, вставляя пропущенные буквы.

3) Словарная работа.

- В этом тексте встречаются такие слова. Давайте прочитаем значения этих слов.

Рыхлый – неплотный, рассыпчатый.

Низина - равнинный участок.

Надулись почки – весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются.

Смола - липкий, твердеющий на воздухе сок некоторых растений.

4) Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
А лисица поджидает
Нам загадки загадает:

- У него уши, хвост, шерсть.

- Можно ли по этому описанию определить о ком идет речь?

- Кто это может быть? (Под это описание подходит достаточно много животных)

А вот следующая загадка.

Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый.

- Какие слова помогли догадаться, о ком говорится в загадке?

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется … (Олень)

- Для чего нам нужны слова, которые обозначают признак предмета? (Для описания и уточнения. Итак, слова, обозначающие признаки помогают нам определять предмет, даже не видя их)

5) Попробуйте сами придумать загадки, используя слова-признаки.

4. Физкультминутка

Наши звери нас встречают, на физкультминутку приглашают.

У оленя дом большой,
Смотрит он в свое окно,
Зайка по лесу бежит,
В дверь ему стучит,
Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.

5. Систематизация и обобщение

1) Образуйте от данных слов слова, которые обозначают признаки предметов.

Чистота – чистый

веселье –

звон –

весна -

свет -

тепло -

2) Для чего же нужны в русском языке слова-признаки?

Наш кораблик плывет дальше. На причале нас встречает Незнайка. А давайте прочитаем рассказ про весну, который составил Незнайка.

Наступила весна. Светит солнышко. Тает снег. Побежали ручейки. Появились проталины. Скворец запел песенку.

Протамлина — место, где стаял снег и открылась земля.

- Нравится ли вам рассказ?

- Кому не понравился?

- Чего в нем не хватает? Как “раскрасить” текст? (Добавить слова-признаки)

Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.

- Попробуем прочитать текст, добавляя слова-признаки. Работаем парами.

Слова для справок: ласковое, шумные, ранняя, последний, весёлую, чёрные.

- Можете использовать и другие слова.

- Какой текст получился красивее?

- Для чего нужны в речи слова-признаки? (Слова-признаки помогают лучше нарисовать картину словами. С ними текст становится красивее)

6. Домашнее задание

- Сегодня на уроке много говорили о весне. Дома составьте и запишите 5 предложений о весне, используя слова, которые обозначают признаки предметов.

Кораблик приплыл к берегу . Со всеми заданиями вы справились. Молодцы! Все были сегодня очень активные.

7. Итог урока. Рефлексия

- С какими словами мы познакомились на уроке?

- Нужны ли такие слова в нашей речи?

- Оцените работу на уроке (Понятна ли тема, как работали на уроке?)

Для этого вам могут помочь эти выражения.

На уроке мне:

Все было понятно.

Было трудно.

Было интересно.

Прибавилось знаний.

Пришлось задуматься.

Могу рассказать другим.

Презентация