Цель:
- Знакомить малышей с русским народным творчеством.
- Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на русские народные песни, потешки, игры.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Развивать умение выразительно отображать домашних животных в движении, воспроизводить звукоподражания.
- Доставить детям удовольствие и радость.
Материал:
- Аудиозапись русской – народной музыки:
1) «Как у наших у ворот»
2) «Паровозик»,
3) «Маков цвет».
- Ширма «Русская изба».
- Цветы (картонные).
- Игрушки: петушок, козлик, кот.
- Угощение для детей (пирожки).
Ход мероприятия
Ведущая: Ребятки, сегодня мне позвонила бабушка Дуня. Она приглашает нас приехать к ней в гости в деревню. Навестим ее?
Дети соглашаются
Но наш путь долгий и лежит через лес. К бабушке мы поедем на паровозике. Садитесь все в поезд и поехали.
Дети строятся «паровозиком» и «едут» под песню «Паровозик». Останавливаются в центре зала
Ведущая: Ребятки, посмотрите как красиво кругом! Какая красивая полянка в лесу! Вокруг много разных цветов! Давайте соберем цветочки и отвезем их бабушке Дуне.
Ведущая собирает у детей цветы в букет.
Ведущая: Вот какой красивый букет мы собрали на этой полянке! А теперь пора ехать дальше!
Подходят к русской избе
Ведущая: Вот мы и приехали! А где же наша бабушка Дуня?
Под музыку «Как у наших у ворот» выходит бабушка Дуня
Бабушка: Здравствуйте, ребятки мои славные! Как же хорошо, что вы приехали ко мне в гости. Давно вас ждала – поджидала.
Бабушка: Посмотрите-ка, кто вас встречает. Это мой козленок.
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Дети изображают, как козлик скажет, как разговаривает
Бабушка: Проходите, детки, в избу, садитесь, отдыхайте и послушайте про кого я вам еще расскажу. Он рано встает, громко песни поет, деткам спать не дает. Кто это?
Дети: Петушок!
Ведущая: Детки, расскажем про петушка?
Детки:
Петя, Петя– петушок, золотой гребешок.
Красная бородка, масляна головка.
Петя рано встает, другим спать не дает.
На заборе сидит – громче всех кричит.
Дети изображают, как петушок хлопает крыльями, как разговаривает
Бабушка: А еще у меня живет кто Васька.
У сибирского кота
Не житье, а красота.
Котик сказки слушает
Да сметанку кушает…
С бабой Дуней умный кот
Припеваючи живет.
Дети изображают, как котик умывается, как разговаривает
Русская народная игра «Кот и мыши»
Бабушка: Как все весело поиграли, повеселили меня!
Ведущая: Но нам уже пора возвращаться домой.
Бабушка: Дорога у вас долгая. Испеку вам на прощание, детки, пирожки1 А вы мне поможете.
Пальчиковая игра «Тесто»
1) Мы вот так, мы вот так
Тесто разминали. (Мнут тесто руками)
Мы вот так, мы вот так
Тесто раскатали. («Катают скалкой» – пальчики вместе,
движение от себя и к себе)
Вот такой, вот такой
Будет пирожок большой. (Широко в стороны разводят руки).
Вот такой, вот такой
Будет пирожок большой. (Поглаживают сначала одну ладошку,
затем другую)
2) Пирожок, Пирожок
Испекли ребятки.
Пирожок, пирожок
Очень, очень сладкий!
Бабушка выносит угощение – пироги
Бабушка: Приезжайте еще ко мне в гости. Буду вас ждать!
Ведущая: Вам, детки, понравилось в гостях у бабушки Дуни? Давайте поблагодарим ее за гостеприимство и попрощаемся.
Дети говорят «спасибо», прощаются и спокойной уходят из зала
Занятие по приобщению младших дошкольников
к истокам народной культуры с использованием
фольклорного материала «Сорока-белобока кашу варила».
2-я младшая группа.
Цели: Знакомство с русским народным фольклором, знакомство с предметом обихода глиняным горшком, печкой; заучивание потешки наизусть; развитие связной речи у детей.
Ход занятия
Дети встают в кружок. В группу на печке заезжает Емеля.
Емеля: Здравствуйте, ребята! Ох, как быстро до вас добрался. Вы знаете из какой я сказки? («По щучьему велению)
– А на чем я приехал? (На печке)
– А раньше вы видели печку? (Да, в деревне у бабушки)
– Дома у вас есть печка? (Нет)
Воспитатель: Емеля, дети знают другие сказки, где есть печка. Давайте вместе вспомним, в каких сказках встречается печка? (Гуси-лебеди, Колобок, Маша и медведи)
Дети вместе с воспитателем подходят к книжному уголку рассматривают иллюстрации и вспоминают сказки.
– Где бабка пекла колобок?
– Где пряталась Машенька от гусей-лебедей?
Где пекла пирожки Машенька?
Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Мы вспомнили с вами сказки и увидели для чего нужна печка.(Готовить еду).
– Пусть Емеля поспит, он очень устал, а мы с вами приготовим в печке кашу.
– Смотрите, в печке стоит горшок. Он сделан из глины и называется глиняный. Из чего сделан горшок?(Из глины) Горшок какой?(Глиняный) В нем мы и будем варить нашу кашу. Каша получится вкусная.
Воспитатель вносит пшено, воду, соль.
– Сначала нальем в горшок воду. Иди, Лера, помоги мне. Миша поможет мне насыпать пшено. Андрей посолит и поставит в печку.
Влетает сорока: «Тр-р-р-р»
Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости прилетел? (Сорока)
– Сорока, а мы про тебя потешку знаем, как ты кашу варила. Хочешь послушать?
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе нет ничего!
Воспитатель: Ребята, на печке еще кто-то лежит, греется. Это кот. (Воспитатель достает с печки игрушку кота.)
– Значит, печка нужна не только готовить еду, а еще для чего? (Греться)
– Хотите поиграть с котом? (Да)
Русская народная игра «Кот и мыши».
Воспитатель: Поиграли, повеселились, пора отдохнуть и кашу поесть, она уже давно у нас сварилась.
Угощение детей кашей.
Воспитатель: Понравилась вам каша?
– Давайте вспомним в чем мы варили кашу?
– А из чего мы кашу готовили?
Дети прощаются с Емелей и Сорокой.