Приобщение к истокам народной культуры на основе фольклора

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Знакомить малышей с русским народным творчеством.
  • Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на русские народные песни, потешки, игры.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развивать умение выразительно отображать домашних животных в движении, воспроизводить звукоподражания.
  • Доставить детям удовольствие и радость.

Материал:

  • Аудиозапись русской – народной музыки:

1) «Как у наших у ворот»
2) «Паровозик»,
3) «Маков цвет».

  • Ширма «Русская изба».
  • Цветы (картонные).
  • Игрушки: петушок, козлик, кот.
  • Угощение для детей (пирожки).

Приложение 1

Ход мероприятия

Ведущая: Ребятки, сегодня мне позвонила бабушка Дуня. Она приглашает нас приехать к ней в гости в деревню. Навестим ее?

Дети соглашаются

Но наш путь долгий и лежит через лес. К бабушке мы поедем на паровозике. Садитесь все в поезд и поехали.

Дети строятся «паровозиком» и «едут» под песню «Паровозик». Останавливаются в центре зала

Ведущая: Ребятки, посмотрите как красиво кругом! Какая красивая полянка в лесу! Вокруг много разных цветов! Давайте соберем цветочки и отвезем их бабушке Дуне.

Ведущая собирает у детей цветы в букет.

Ведущая: Вот какой красивый букет мы собрали на этой полянке! А теперь пора ехать дальше!

Подходят к русской избе

Ведущая: Вот мы и приехали! А где же наша бабушка Дуня?

Под музыку «Как у наших у ворот» выходит бабушка Дуня

Бабушка: Здравствуйте, ребятки мои славные! Как же хорошо, что вы приехали ко мне в гости. Давно вас ждала – поджидала.

Бабушка: Посмотрите-ка, кто вас встречает. Это мой козленок.

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.

Дети изображают, как козлик скажет, как разговаривает

Бабушка: Проходите, детки, в избу, садитесь, отдыхайте и послушайте про кого я вам еще расскажу. Он рано встает, громко песни поет, деткам спать не дает. Кто это?

Дети: Петушок!

Ведущая: Детки, расскажем про петушка?

Детки:

Петя, Петя– петушок, золотой гребешок.
Красная бородка, масляна головка.
Петя рано встает, другим спать не дает.
На заборе сидит – громче всех кричит.

Дети изображают, как петушок хлопает крыльями, как разговаривает

Бабушка: А еще у меня живет кто Васька.

У сибирского кота
Не житье, а красота.
Котик сказки слушает
Да сметанку кушает…
С бабой Дуней умный кот
Припеваючи живет.

Дети изображают, как котик умывается, как разговаривает

Русская народная игра «Кот и мыши»

Бабушка: Как все весело поиграли, повеселили меня!

Ведущая: Но нам уже пора возвращаться домой.

Бабушка: Дорога у вас долгая. Испеку вам на прощание, детки, пирожки1 А вы мне поможете.

Пальчиковая игра «Тесто»

1) Мы вот так, мы вот так
    Тесто разминали. (Мнут тесто руками)
    Мы вот так, мы вот так
    Тесто раскатали. («Катают скалкой» – пальчики вместе, движение от себя и к себе)
    Вот такой, вот такой
    Будет пирожок большой. (Широко в стороны разводят руки).
    Вот такой, вот такой
    Будет пирожок большой. (Поглаживают сначала одну ладошку, затем другую)

2) Пирожок, Пирожок
    Испекли ребятки.
    Пирожок, пирожок
    Очень, очень сладкий!

Бабушка выносит угощение – пироги

Бабушка: Приезжайте еще ко мне в гости. Буду вас ждать!

Ведущая: Вам, детки, понравилось в гостях у бабушки Дуни? Давайте поблагодарим ее за гостеприимство и попрощаемся.

Дети говорят «спасибо», прощаются и спокойной уходят из зала

Занятие по приобщению младших дошкольников
к истокам народной культуры с использованием
фольклорного материала «Сорока-белобока кашу варила».
2-я младшая группа.

Цели: Знакомство с русским народным фольклором, знакомство с предметом обихода глиняным горшком, печкой; заучивание потешки наизусть; развитие связной речи у детей.

Ход занятия

Дети встают в кружок. В группу на печке заезжает Емеля.

Емеля: Здравствуйте, ребята! Ох, как быстро до вас добрался. Вы знаете из какой я сказки? («По щучьему велению)

– А на чем я приехал? (На печке)

– А раньше вы видели печку? (Да, в деревне у бабушки)

– Дома у вас есть печка? (Нет)

Воспитатель: Емеля, дети знают другие сказки, где есть печка. Давайте вместе вспомним, в каких сказках встречается печка? (Гуси-лебеди, Колобок, Маша и медведи)

Дети вместе с воспитателем подходят к книжному уголку рассматривают иллюстрации и вспоминают сказки.

– Где бабка пекла колобок?

– Где пряталась Машенька от гусей-лебедей?

Где пекла пирожки Машенька?

Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: Мы вспомнили с вами сказки и увидели для чего нужна печка.(Готовить еду).

– Пусть Емеля поспит, он очень устал, а мы с вами приготовим в печке кашу.

– Смотрите, в печке стоит горшок. Он сделан из глины и называется глиняный. Из чего сделан горшок?(Из глины) Горшок какой?(Глиняный) В нем мы и будем варить нашу кашу. Каша получится вкусная.

Воспитатель вносит пшено, воду, соль.

– Сначала нальем в горшок воду. Иди, Лера, помоги мне. Миша поможет мне насыпать пшено. Андрей посолит и поставит в печку.

Влетает сорока: «Тр-р-р-р»

Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости прилетел? (Сорока)

– Сорока, а мы про тебя потешку знаем, как ты кашу варила. Хочешь послушать?

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Сорока-белобока

Кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты воду не носил,
Дров не рубил,
Кашу не варил –
Тебе нет ничего!

Воспитатель: Ребята, на печке еще кто-то лежит, греется. Это кот. (Воспитатель достает с печки игрушку кота.)

– Значит, печка нужна не только готовить еду, а еще для чего? (Греться)

– Хотите поиграть с котом? (Да)

Русская народная игра «Кот и мыши».

Воспитатель: Поиграли, повеселились, пора отдохнуть и кашу поесть, она уже давно у нас сварилась.

Угощение детей кашей.

Воспитатель: Понравилась вам каша?

– Давайте вспомним в чем мы варили кашу?

– А из чего мы кашу готовили?

Дети прощаются с Емелей и Сорокой.