Цель: расширить знания учащихся о скульптуре, как самостоятельном жанре искусства.
Задачи:
- познакомить учащихся с Кузбасскими
скульпторами и их работах;
- развитие фантазии и художественного вкуса;
- заинтересовать всех детей в создании объемного
изображения в скульптуре в уголках нашего города
Кемерово.
Проблема урока: что вы знаете о работах Кузбасских скульпторах?
Материалы: бумага формат А4, краски, тушь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
II. Объяснение задач урока.
Ребята, запишите, пожалуйста, тему урока. Презентация 1 (слайд 1, 2). Ваша задача сегодня на уроке: познакомиться со скульпторами Кузбасса и их работами, а затем выполнить зарисовку скульптуры, которую вы хотели бы увидеть в городской среде г. Кемерово.
III. Организация познавательной деятельности.
Учитель.
Не устаю повторять:
Все в этом мире держится на людях,
На их отношении к делу, к земле,
На которой мы живем.
Пока есть такие люди, Кузбасс будет жить и развиваться. А.Г. Тулеев, губернатор Кемеровской области.
Ребята, что такое скульптура.
Ученики. Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Учитель. Ребята, художественные проблемы, стоящие перед советскими художниками, напрямую стояли и перед художниками Кузбасса, и если прежде развития искусства региона заключалось в желании утвердить свою принадлежность к общему руслу в развитии искусства страны, то теперь художники края хотят быть по- своему примечательными.
Скульптура в Кузбассе долгое время не получала должного развития, длительное время не было художников с высокой профессиональной подготовкой. Скульптура была уделом энтузиастов, часто самодеятельных, или художников, временно по воле судьбы оказавшиеся в Кузнецком крае. А сейчас посмотрим презентацию о забытых скульптурах, подготовленную учеником Шлома Никиты.
Ученик. Презентация 2
Тема: “Памятники в Кемерово о которых знают не многие” (Слайд 1). Есть памятники полу- или совсем забытые. Затерянные. Выглядывают тихонько из прошлого, покрытые пылью времени. Мало, кто знает, где они находятся, и уж совсем немногие в курсе их истории. Но, если подойти к ним с душой, эти видавшие виды скульптуры кажутся очень симпатичными. Родными, прожившими вместе с нашим любимым городом целую жизнь и знающими столько его тайн…(Слайд 2). Аист на крыше - счастье под крышей. Идея поселить в Кемерове аиста приходила в голову многим. Это же символ счастья, новой жизни, удачи, да мира на Земле в конце концов - если верить известной песне. Например, ныне ушедший из жизни столяр-плотник МП “Зеленстрой” Сергей Долов, благодаря которому столицу Кузбасса украшают скульптура гномика у “Орбиты”, клумба в виде НЛО у кинотеатра “Космос”, симпатичнейшие декоративные пни и чудные грибы в дворах, хотел поставить изваяние аиста возле роддома на Островского. Жаль, эта мечта так и не воплотилась в реальность. Но аисту все-таки удалось свить в нашем городе гнездо. Удача выпала жителям дома по улице Федоровского, 22. Именно в их дворе появилась металлическая скульптура аиста - такой подарок им сделало территориальное управление Заводского района. Высокий деревянный шест, на нем гнездо и весьма довольная жизнью птица! Неподалеку - детская площадка, резвится ребятня. Есть надежда на мир на Земле! Кстати, еще несколько аистов облюбовали себе место возле Центрального загса. Ну, там, как говорится, сам бог велел. (Слайд 3, 4). Такой милый летчик. На 9-го Января, ближе к перекрестку с улицей Сибиряков-Гвардейцев есть затерянный дворик. Он окружен двухэтажными бараками. Так вот, здесь стоит на постаменте и вглядывается давно уже выцветшими глазами в небеса летчик. Он последний из аллеи гипсовых скульптур, некогда украшавших кемеровский горсад. Имелись в горсаду и изваяния Ленина со Сталиным. Кстати, согласно рассказам краеведов, гипсовый Иосиф Виссарионович до сих пор находится в Парке чудес. Зарытый глубоко в землю. А где точно - неизвестно. Остальные скульптуры тоже демонтировали. Летчика забрали работники электротехнического завода и поставили в свой дворик на 9-го Января. Долгое время заботились о нем, мыли и красили. Потом, как водится, перестали. Молодые ребята со двора на памятник нынче внимания не обращают. А вот местные старики, как и прежде, гордятся гипсовым летчиком.- Последний! Последний остался! Один такой во всем городе и только у нас! - один дедушка даже привстает с лавочки, указывая на скульптуру палочкой. (Слайд 5). Как живете, Машенька и Миша? В 2002 году вокруг этого события было много шума. Еще бы, с улицы 50 лет Октября убрали всеми любимую скульптуру сказочного медведя, несущего в корзине девочку Машу. А вместо знакомых с детства персонажей водрузили на постамент мало кому понятную, железную, колючую и аллегоричную богиню Флору работы знаменитого скульптора Корчагина. Городские власти приводили доводы, мол, медведь был какой-то кустарный и не являлся искусством. Поэтому, мол, и надо его убрать с центральной улицы куда-нибудь подальше… Действительно, убрали. На ФПК, в сквер возле центра реабилитации детей с ограниченными возможностями “Фламинго”. Там “опальная” скульптура стоит по сей день. Корреспонденты “КП” сходили, проведали ее. Стоит себе сбоку, с улицы почти не видна. А Мишу-то за что обидели? (Слайд 6). Памятник обычному парню. - Да это Маяковский! Вы что, не видите, какой у него вид лихой! - как-то сразу огорошил нас юный местный житель. В действительности изваяние, стоящее на высоком постаменте во дворе на улице Арочной, неподалеку от “Орбиты”, ничем великого поэта не напоминает. Кепка, рабочий костюм. Ну, разве что кулак вдохновенно сжат и поднят. На самом деле это монумент самому обыкновенному парню, труженику послевоенных лет. Рядовому заводскому рабочему. Поставил этот памятник завод “Коксохим” в конце пятидесятых. - Без таких, как он, города бы вовсе не было, - кивает один из мужчин. - Памятник работяге беречь надо. (Слайд 7). Раньше здесь горела лампочка? Очень странный памятник стоит на правом берегу Томи, на пересечении улиц Суворова и Мариинской. Многие видят его по дороге в Кировский, но мало кто подходил и разглядывал его вблизи. “Погибшим на трудовом фронте от удара электрическим током 3300 вольт 31.03.1932”, - гласит надпись на изваянии. И указаны две фамилии. Говорят, что при монтаже электропроводки с высотной мачты, что на краю правого берега, кто-то случайно пустил по проводам ток высочайшего напряжения… Двое электриков сразу погибли. Местные жители ничего добавить к этой истории не смогли. - Раньше внутрь памятника, в черную коробку свечку всегда ставили, - вспоминает пожилая женщина.
- А еще раньше вроде как лампочка горела - словно вечный огонь. Но этого я сама не видела, старожилы рассказывали.
Вечный огонь не горит, да и с трудом верится, чтобы кто-то стал подводить к памятнику электричество. Однако стела выглядит чистой, ухоженной. Лежит совсем свежий венок. Хорошо, что хоть одному малоизвестному памятнику далеко до упадка. (Слайд 8).
В историях этих неизвестных памятников есть одна общая позитивная черта. Они хотя бы существуют, живут, стоят на месте. А ведь бывает и иначе, например, во дворе старенького дома по улице Черняховского, 5, еще пару лет назад красовался пионер с горном. Сейчас его и след простыл…Печально. А может, каких-то скульптур в нашем городе, эдаких “приветов из прошлого”, до сих пор не обнаружили ни краеведы, ни журналисты? Это наша общая память.
(Слайд 9, 10)
Учитель. Творчество первых скульпторов в Кемерово Г.С. Трофимова. Родился 19 ноября 1917 г. в д. Портнягино Кемеровской области; (Приложение 1. Рисунок 1)
Г.Н. Баранова, родился 1917 г. пос. Березово (Рисунок 2) начинается вместе с первыми живописцами и графиками в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Он являются основоположниками в развитии скульптуры Кузбасса. Вместе с выпускниками Института имени И.Е. Репина в 1957 году прибыл в Кузбасс и скульптор Б.Н. Пленкин, (Рисунок 3). проработавший здесь четыре года. В 1958 году возвращается на родину А.И. Брагин (Новокузнецк), кончивший Кишиневское художественное училище, в 1960 году приезжает в Кемерово выпускник Харьковского института Н.Н. Михайловский. (Рисунок 4)
В 1970-е годы Кемеровская организация Союза художников РСФСР пополнилась скульпторами – выпускниками московских и ленинградских вузов: в 1971 году приезжает Р.И. Корягин, в 1972 г. – В.Н. Петухов, в 1974-м - А.П. Хмельницкий, в 1979-м - В.В. Треска.
Заслушаем реферат подготовленный Агофоновой Насти: Корягин Рудольф Иванович
Учитель.
Так складывается отряд скульпторов Кузбасса, который ведет сегодня поиск новых выразительных средств в пластическом искусстве, позволяющих достичь динамичности, лаконизма, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного. Процесс творческого поиска сопровождался проявлением определенных приемов (монументализма, схематизма). Лаконизм используемых художественных средств одновременно сблизил многие станковые произведения с монументальным искусством. Благодаря этому, монументальное искусство сегодня становится источником идей, образов, которые обогатили архитектурно – пространственную среду города Кузбасса.
Вашему вниманию предоставляется презентация ученика Деминева Ивана “Городская скульптура Кузбасса”.
Ученик: Презентация 3. Тема: “Городская скульптура Кузбасса”. (Слайд 1)
Экскурсия по г. Кемерово – Уютный сибирский уголок. Здесь родилось и живет много талантливых людей, многие известны всей стране: телеведущая Елена Малышева, актер Андрей Панин, писатель Евгений Гришковец, актер Виктор Логинов, космонавт Алексей Леонов, футболист Виталий Раздаев, летчик-спортсмен Владимир Мартемьянов. Когда оказывают переводческие услуги приезжающим сюда на охоту немцам, то показывая им город, ломается стереотип о Сибири, ведь они искренне думают, что у нас тут по улицам бродят медведи. (Слайд 2). Медведи здесь и правда на каждом шагу, но они вполне ручные, например такие: (Слайд 3).
“Мать-медведица и Умка”. Медведица и медвежонок были подарены Ленинскому району “МДМ - Банком”. Автор фигур - кемеровский скульптор Олег Павлов. Примечательно, что мрамор для композиций везли за 2 тыс. км - из Челябинской области. “Северные гости” довольно тяжелые: вес Умки 2 тонны, а вес его мамы - 12 тонн. (Слайд 4, 5.)
Кемерово ул. Весенняя. Архитектурно-скульптурная композиция “Колыбель” символизирует трепетную материнскую заботу о детях. Не случайно такая композиция появилась в областном центре Кузбасса, так как решение проблем материнства, социального сиротства, семейной политики, детского здравоохранения стало приоритетным как в Кемеровской области, так и в областном центре - городе Кемерово, в котором проживают около 80 тысяч семей, в которых воспитывается около 100 тысяч детей.
Скульптурная композиция “Колыбель” выполнена из полимербетона на металлическом каркасе. Ее высота достигает 1,05 м, длина - 2,5м, ширина - 1,1 м. Работа по изготовлению скульптуры была выполнена сотрудниками ООО “Студия” (директор Г.В. Гайфулин) – Юрием Черносовым и Павлом Барковым. Спонсором проекта стал Кузбасский филиал ОАО “УРСА Банк” (директор – О.В. Ермакова), вложивший в реализацию проекта 950 тысяч р. (Слайд 6).
А эти доктора вам не поставят укол, они очень добрые (Слайд 7).
Кемерово. В сквере на Площади Пушкина (Слайд 8).
Кемерово. “Мамонтенок ищет маму” (Слайд 9).
Во многих скульптурах акцент обращен на семейную жизнь. (Слайд 10).
Памятник Владимиру Давыдовичу Мартемьянову, Почетному гражданину г.Кемерово.
Имя лётчика-спортсмена, абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу, обладателя 24 золотых и 5 серебряных медалей, заслуженного мастера спорта СССР носят школа № 31, Кемеровский областной аэроклуб. Также в честь Почетного гражданина г.Кемерово названа улица .Автор монумента – скульптор Евгений Тищенко, идею ему помогли воплотить архитекторы Александр Климов и Сергей Федотов. Памятник выполнен из меди, его высота - 2,5 метра. Автор изобразил летчика в первые минуты после его легендарного полета в 1966 году на IV чемпионате мира. Чтобы осуществить этот замысел, скульптор встречался с вдовой Владимира Давыдовича, которая и рассказала об эмоциональном состоянии летчика после знаменательного события. (Слайд 11).
Памятник “Бабушке и внучке” на Притомской набережной. (Слайд 12).
Кемерово. Памятник хоккею с мячом у стадиона Химик. (Слайд 13).
“Коногон” Скульптура “Коногон” установлена в память о тяжелом труде в шахтах Кузбасса. Идея создания подобной скульптурной композиции родилась у собственников угольных компаний, которые и выделили деньги на ее воплощение в жизнь.
Архитектор Георгий Гайфулин и скульптор Павел Барков изучили множество иностранных и российских фотографий, но все же без художественного вымысла не обошлось: лошадь у создателей получилась изящная, а в забоях работали “тягачи” - это особая порода лошадей, их тело очень непропорционально, и для скульптуры не годится. Общая длина скульптурной композиции - лошадь и вагонетка - 7 метров, ширина - 3 метра. (Слайд 14).
“Собака”. Композиция состоит из металлического основания, на верху которого закреплена крышка люка, на ней и расположена фигура лежащего пса. Исполнитель скульптурной композиции - член союза художников России - Валерий Васильевич Треска. По его словам, от первых эскизов до воплощения задуманного образа в камне прошло совсем немного времени, так как он тоже давно вынашивал идею создания скульптурного образа обычной дворняги.
На основании композиции написаны следующие поэтические строки, которые призывают горожан быть человечнее:
Если тепла не хватает
От человеческих рук,
Вряд ли его заменит
Подъезд или теплый люк.
Не проходите мимо
Собачьих печальных глаз!
Это - недопустимо
Бросать тех, кто любит нас. (Слайд 15).
“Монумент шахтеру” г. Полысаево. 2011. Имя скульптора неизвестно. (Слайд 16).
Памятник какому-то благородному и с рогами. Олень наверное г. Осинники. (Слайд 17).
“Зелёный партизан” село Красное. Ленинск-Кузнецкий район. (Слайд 18).
“Памятник матросам” г. Тайга. (Слайд 19).
“Мать” Её автор - заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России Валерий Васильевич Треска.В феврале этого года в музее изобразительных искусств состоялась юбилейная выставка В.В. Трески, на которой была представлена скульптура “Мать”. Губернатор области А.Г.Тулеев принял решение профинансировать за счет личных средств изготовление и установку скульптуры в Кузбасском парке. Этот парк стал настоящим местом семейного отдыха кемеровчан и образ Матери как нельзя лучше подчеркивает семейные ценности.
“Руки мамы…в морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы, любя…
С этих рук я увидел Родину,
Так похожую на тебя…”. (Слайд 20).
Техника изготовления скульптуры “Мать” интересна и сложна. Белый мрамор перетирается в крошку, затем размешивается с белым цементом – его специально ее смесь выкладывается в гипсовую форму, внутрь заливается цемент. Гипсовая форма состоит из 15 отсеков, внутри – каркас-столб. Наращивание выполняется постепенно. На следующем этапе все куски проходят подгонку и шлифуются. После зачистки выполняется вощение натуральным воском на скипидаре, чтобы получился натуральный блеск живого камня.
Скульптура установлена на постамент. По периметру выложена тротуарная плитка. На зеркальном фоне выполнена надпись – отрывок из стихотворения А.Дементьева (Слайд 21, 22).
IV. Задание
На уроке мы познакомились со скульпторами Кузбасса и архитектурно – пространственной средой.
Выполните рисунок скульптурной композиции или малые архитектурные формы, которые вы хотели бы увидеть в городской среде г. Кемерово. (Презентация 1. Слайд 3)
V. Практическая работа учащихся.
Учитель оценивает ответы и выступления учащихся; оказывает практическую помощь.
VI. Вывод. Показ работ учащихся. (Приложение 3)
Список литературы
1. Нордштейн Т.А. Искусство Сибири и Дальнего Востока. [Текст] / Т.А Нордштейн - Л.: Художник РСФСР, 1984. - С. 26: ил.
2. Смокотина Л.П. Дорога из прошлого в грядущее // Балибаловские чтения: Материалы II научно-практической конференции. - Кемерово, 2001. - С. 29. периодическая:
3. Котляров С.Ю. и др. Памятники Кузбасса [Текст] / Ю.С. Котляров А.И. Мартынов, А.М. Титова, Ю.В. Барабанов. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980. - С. 17-20.
4. Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1986.
5. Статья “ Реализм как основа мемориальной скульптуры города Кемерово” опубликована в рамках Международной заочной научно – практической конференции “ Вопросы филологии, искусствоведения и культурологи”. - Россия г. Новосибирск, 10 октября 2012 г.