Класс: 11
Предмет: история России
Цель урока: показать изменения происшедшие в России в начале XXI века, охарактеризовать политику руководителей страны, воспитывать любовь к России, чувство национальной гордости.
Ожидаемые учебные результаты: давать описание исторических событий на основе текста фрагментов исторических источников и иллюстраций; определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий, делать выводы.
Оборудование урока: отрывок из документа, рабочий лист для каждой группы, презентация “Россия в начале XXI века”, настенная карта “Российская Федерация”.
Тип урока: урок лабораторного типа.
Ход урока
Мотивация: важные позитивные перемены наметились во всех областях жизни нашей страны. Что представляет наша страна в начале третьего тысячелетия? Какие проблемы нам необходимо решать сегодня?
Объявление темы и хода занятия
План урока
- Политическое развитие
- Борьба с терроризмом
- Социально-экономическое развитие
- Духовная жизнь российского общества
- Россия и мир в начале третьего тысячелетия
Введение в новый материал
Учитель: мы с вами живем в России в начале XXIвека и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы с вами очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не просто изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем искать ответы на проблемы дня сегодняшнего.Сегодня мы работаем и анализируем материал учебника, затем обсуждаем его. Класс делится на пять групп исследователей. Вы изучаете материал и отвечаете на вопросы к нему.
Политическое развитие
Первая творческая группа - характеристика политической системы (стр. 338-339)
Вопросы:
- Выделите главные пункты программы В.В.Путина.
- Какова была цель административной реформы?
- Какая реорганизация произошла в Совете Федераций?
- Цель создания Государственного совета?
- Как изменилась российская многопартийная система с принятием Государственной думой закона “О политических партиях”?
- Что предусматривала судебная реформа?
Борьба с терроризмом
Вторая творческая группа – проанализировать формы и методы борьбы с террористами.
- Выскажите свое суждение об известных вам террористических актах в нашей стране.
- Какие меры приняты федеральным центром для борьбы с терроризмом?
- Расскажите об успешных операциях российских спецслужб
Социально-экономическое развитие
Третья творческая группа – охарактеризовать меры правительства в социально-экономической сфере.
Вопросы:
- Какие шаги приняло правительство для развития рыночной экономики?
- Укажите на серьезные проблемы российской экономики. Попробуйте предложить свои решения этих проблем.
- Расскажите о четырех национальных проектах. Назовите положительные моменты. А какие есть недоработки? Предложите свои варианты решения.
Духовная жизнь российского общества
Четвертая творческая группа - охарактеризовать состояние культуры.
Вопросы:
- Объясните положительные и отрицательные последствия рыночных отношений в культуре.
- Что характерно для творчества современных русских литераторов? Какие книги вы прочитали в последнее время?
- Какое впечатление производит на вас современная литература?
Россия и мир в начале третьего тысячелетия
Пятая творческая группа – характеристика и анализ положения России в мире.
Вопросы:
- Изложите пункты Концепции внешней политики РФ.
- Как вы думаете, почему у ШОС есть большие перспективы для развития?
- Основываясь на материалах из СМИ объясните: в чем вы видите проблему взаимоотношений между РФ и США?
- Сделайте оценочный вывод относительно места России в мире.
Подведение итогов занятия
Учитель: Россия возродилась, уверенно двигается вперед. На пути развития будут вставать новые вопросы, задачи, проблемы. И решать их будете вы, новое поколение. Дерзайте!
Домашнее задание: параграф 45, выполнить задание к параграфу.