Цели:
- ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
- провести работу над басней “Мартышка и очки”.
1. Орг. момент.
2. Игра-повторение; деление на группы; проблемная ситуация. (Приложение 1)
3. Это басня.
- А что такое басня?
Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость.
- Какие басни вы знаете?
- А кто автор этих басен?
Портрет, рассказ о И.А. Крылове. (Приложение 2)
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова.
- А с какой вы узнаете, когда разгадаете ребус. (Приложение 3)
Тема урока….
- Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?
- Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…) (Изображение мартышки на доске)
- Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.
- Теперь посмотрите на доску. На доске записаны слова.
- Кто может объяснить значение какого-либо слова?
Работа со словарем:
Полдюжины - 6;
Темя - верхняя часть головы;
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
Нет проку - нет толку;
Невежда - необразованный, несведущий человек;
К худу клонит - к плохому клонит;
Познатней - знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
4. Стр. 134.
5. Чтение басни учителем или прослушивание записи. (Приложение 4)
- Почему слова “Очки” и “Мартышка” написаны с большой буквы?
- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
- Какие действия совершала мартышка с очками?
- Почему мартышка решила, что люди ее обманули?
- Что вам показалось в басне смешным?
- Ребята, как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться, чтоб мартышка приобрела себе очки.
- Кто подразумевался под нашей героиней?
- Прочитайте еще раз мораль.
- Попробуйте пересказать мораль своими словами (люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна).
Выразительное чтение басни.
- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?
- Какой совет можно им дать?
- Встречали ли вы в жизни таких людей?
Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.
6. Работа в группах.
Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А. Крылов в басне "Мартышка и очки".
(Учащиеся получают карточки, где выделяют нравственные качества)
Проверка работы.
Самоуверенность ложь лень
неблагодарность жадность глупость
скупость эгоизм невежество
зазнайство хвастовство назойливость
7. Итог урока
Кто такой И. А. Крылов?
С каким произведением познакомились? Что такое басня?
Какие качества человека высмеивает автор?
8. Выучить басню наизусть;
Творческое задание - сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).
9. Рефлексия. (Дерево самооценки)