Данный урок был проведен во 2 классе по программе “Школа 2000...”. Учебник математики Л.Г.Петерсон 2 часть, урок 17, стр.50.
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата, использованию свойств чисел для рационализации вычислений, счету через 2-6.
- развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.
- воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.
Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы, электронный репетитор “Символ-тест”.
Ход урока
1. Орг. момент
Слайд 1
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за знаниями.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну математики, где живут числа и знаки, где дружат равенства и неравенства. Путешествие будет необычное, поэтому будьте внимательны, все запоминайте, так как в конце нашего путешествия вас ждет небольшая проверка, и справятся с ней только самые любознательные и активные ученики. Желаю успеха!
2. Актуализация знаний.
а) Задания на развития внимания.
Слайд 2
10 3 2 5 8 1 6 4 9 5
- Что интересного в записанных числах? (записаны разными цветами; все “красные” числа - четные, а “зеленые” - нечетные).
- Какое число лишнее? (10 – круглое, 10 – двузначное, 5 повторяется два раза)
- Закрою число 10. Есть ли лишние числа среди остальных? (3 – у него нет пары до 10).
- Найдите сумму всех “красных” чисел. (30). Как удобнее?
- Найдите сумму всех “зеленых” чисел. (23)
- На сколько 30 больше 23? (на 7)
- Найдите сумму всех чисел. (53)
б) Работа с числом.
- Открыли тетради. Расскажите, что вы знаете о числе 53? (двузначное число, 5 десятков, 3 единицы. Предыдущее число 52, последующее 54, сумма цифр равна 8, сумма разрядных слагаемых 50+3)
- Запишите графическую модель числа. ( ...)
- Выразите число 53 в разных единицах измерения.
(53 = 5д 3ед = 5дм 3см = 53см)
- Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию. А куда, вы узнаете, если найдете правильные ответы.
в) Игра “Найди правильный ответ”.
Слайд 3
49+34+1+10 94 – р 61+(4+9) 74 – о (54+28)+2 84 – п 96-19-1 76 – о 36 – 13 – 7 16 – з 96+57-57 96 – к (725+86)-725 86 – а
- На какие группы можно разбить эти выражения?
(по количеству действий; со скобками и без; по правилу, которое используется для их вычислений).
- Найдите удобным способом ответы примеров и запишите их в тетрадь.
- Запишите ряд чисел в порядке возрастания.
Слайд 4.
(На слайде открываются буквы ЗООПАРК)
ЗООПАРК – территория, где содержатся дикие животные. Посетители зоопарка могут наблюдать за ними, а ученые – изучать их.
Слайд 5
- Ребята, посмотрите, вход в зоопарк преградили фигуры. Чтобы попасть внутрь, нужно выбрать все четырехугольники, у которых прямые углы.
- Давайте вспомним, а как найти прямой угол? (с помощью угольника)
- Покажите прямой угол на угольнике.
г) Индивидуальная работа и создание проблемной ситуации.
- Ребята, у вас на парте лежат четырехугольники. Найдите четырехугольники, у которых:
- Один прямой угол.
- Два прямых угла.
- Три прямых угла.
(дети показывают свои фигуры, доказывают, и фиксируют, что не смогли найти четырехугольник с 3 прямыми углами).
2. Постановка проблемы.
- Где и почему возникло затруднение? (когда искали четырехугольник с 3 прямыми углами, не смогли найти фигуру с 3 прямыми углами).
- А можно ли построить такую фигуру? Почему?
3. Открытие детьми нового знания.
Практическая работа.
Возьмите фигуру. (Трапеция с 2 прямыми углами)
- Сколько у нее прямых углов? (2)
- Как нам сделать еще прямой угол? (загнуть)
- Проверьте, есть ли прямой угол.
- Сколько еще прямых углов получилось?
- А сколько всего? (4)
- Так возможно построить фигуру с тремя прямыми углами? (нет, только с четырьмя)
- А какая фигура получилась? (прямоугольник)
- Сформулируйте тему урока. (ПРЯМОУГОЛЬНИК)
- А какую же цель мы поставим перед собой? (научиться определять какие фигуры являются прямоугольниками, а какие нет).
- Давайте докажем, что это прямоугольник. (четырехугольник, все углы прямые)
- Давайте вернемся в зоопарк.
- По каким признакам будем отбирать фигуры? (1 – четырехугольники; 2 – все углы прямые).
- Какие фигуры остались? (прямоугольники и квадраты).
- Почему же квадраты попали в эту группу? (он четырехугольник и у него все углы прямые).
- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)
Практическая работа
- А что вы можете сказать про квадраты?
- По точкам начертите фигуры. (Приложение 1)
- Измерьте стороны в этих фигурах. Что можете о них сказать? (стороны одинаковые)
- Значит это квадраты? Доказать (надо вспомнить все признаки).
- Что узнали про квадрат? (прямоугольник и стороны равны).
- Давайте уточним, проверим наши выводы по учебнику. (чтение правила стр.50)
Слайд 6
- Ну что же путь в зоопарк свободен и можем двигаться дальше.
Физминутка.
В зоопарк мы пришли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Вдруг из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису перехитрим,
На носочках побежим.
Мы похлопаем тихонько,
И потопаем легонько.
Сядем тихо на места,
К зверюшкам в гости нам пора.
4. Первичное закрепление.
- Но сначала давайте еще раз назовем существенные признаки прямоугольников. А поможет нам в этом №1 стр.50
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
ВЕРБЛЮД.
Чтобы узнать к кому животному мы попали, нужно ответить на вопрос:
Слайд 7
У кого кожа толще?
- Крокодил – 5
- Верблюд – 7
- Бык – 3
Ответом будет являться число прямоугольников в задании №2. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке.
- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой, значит, квадраты составляют часть прямоугольников).
Слайд 8 (рассказывает учитель или подготовленный ученик)
У верблюда очень толстая кожа. И все-таки, даже такая кожа не спасает верблюда от ожогов, ведь песок в пустыне нагревается до +70 градусов, но верблюд не боится этого. У него на ногах и груди очень толстые мозоли. Им не страшен раскаленный песок. Если надо лечь, верблюд касается песка только теми частями тела, которые покрыты мозолями.
- А мы отправляемся дальше.
6. Повторение.
СЛОН
Слайд 9
Если фигуры правильно назовем,
Узнаем к кому мы сейчас попадем.
Очень много силы в нем
Ростом он почти как дом
У него огромный нос
Будто нос лет тыщу рос
- Сколько квадратов и прямоугольников. Назовите их.
(квадрат – АЕFD, прямоугольники – ABCD, AEFD, FEBC)
Слайд 10 (рассказывает учитель или подготовленный ученик)
Слон – крупное животное. Ноги у слона похожи на колонны, а бивни – выросшие до больших размеров зубы. Наиболее примечательной частью тела является хобот – продолжение носа и губы. Хобот очень сильный. Кончик похож на палец, который может поднять маленькую булавку.
СТРАУС
Слайд 11
А у нас следующий зверь. Очень интересный. Вот как о нем говорят:
И петь не поет
И летать не летает,
За что же тогда
Его птицей считают.
Работа с электронным репетитором “Символ – тест”. (Приложение 2)
Дети решают примеры (у каждого ребенка свой пример по уровню сложности). Получают пароль – на доске есть карточка с этим паролем. Кто первый решил – выходит к доске и берет карточку. На обратной стороне - буквы. Когда все карточки у ребят – они складывают слово СТРАУС.
Слайд 12
Страусы — нелетающие птицы. Африканский страус — самая крупная из современных птиц: его рост достигает 270 см, масса до 175 кг. Благодаря особому строению ног страус может развивать скорость порядка 50-70 км/ч.
Физминутка. “Страус Куки”. (Приложение 3)
Микровыводы:
- С какими фигурами познакомились? (прямоугольник и квадрат)
- Что узнали про прямоугольник? (все углы прямые, противоположные стороны равны)
- А что про квадрат? (все стороны равны и углы прямые)
- А чем отличается прямоугольники от квадратов? (у квадрата стороны равны все, а у прямоугольника – противоположные)
- Давайте проверим. стр. 51, №4. (чтение правила)
- А наше путешествие в зоопарке продолжается. Отгадайте, кто нас встречает.
ЕЖ
Лесом катится клубок
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками, за мышами.
Слайд 13
- Еж приготовил для вас задачку. (стр.51, №5а)
Ответ: Р=20см
(рассказывает учитель или подготовленный ученик)
Да, ежик действительно колючий. Иголок у ежа около 7 тысяч. Бывает, еж нападает на лягушек, ящериц, маленьких зайчат. А вы знаете, для чего ежи накалывают на иголки яблоки? Ежи обычно не едят фруктов и не делают запасов. Ученые сделали предположение, что ежи яблочным соком очищают иголки от грязи.
Д/З стр.51, №5(б), №7 (можно подобрать интересный материал про насекомых, которые встретятся в №7).
Слайд 14
- В зоопарке обеденный перерыв. Звери ушли на обед – принимать пищу. А мы с вами, решим БЛИЦ-ТУРНИРОМ.
1) Тигр съел за обед а кг мяса и в кг овощей. Сколько всего кг съел тигр.
2) Мартышке на завтрак дали а бананов, а на ужин в бананов. На сколько больше бананов получила мартышка на завтрак, чем на ужин?
3) Верблюд утром выпил а ведер воды, а вечером на в ведер больше. Сколько ведер воды выпил верблюд вечером?
4) Слоненок за один день съедает а кг корма. Это на в кг меньше, чем его мама слониха. Сколько кг корма съедает мама слониха?
- Продолжаем путешествие. У нас остался один зверь.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Сумеете фигуры все соединить
Узнаете, какой зверь может без отдыха
По морю плыть...
Стр.52, №10.
Проверка по слайду.
Слайд 15 (рассказывает учитель или подготовленный ученик)
Белый медведь - самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, благодаря чему он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов. Он замечательно плавает - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Медведь может плыть по морю много-много километров без отдыха.
Итог урока.
- Какие фигуры у вас получились в №10? (прямоугольники)
- Что узнали про прямоугольник?
- А что про квадрат?
- Какие утверждения правильны?
Слайд 16
а) Любой квадрат – это прямоугольник. б) Любой прямоугольник – это квадрат.
в) Любой четырехугольник – это многоугольник.
Слайд 17 (заключительный 18 слайд)
7. Рефлексия деятельности.
- Отгадайте, о какой фигуре идет речь и начерти ее?
4 угла
Все углы прямые
4 стороны
Противоположные стороны равны4 угла
Все углы прямые
4 стороны
Все стороны равны
Дети чертят эти фигурки в тетради и закрашивают одну из них: зеленый цвет – я работал активно, у меня все получилось, желтый цвет – у меня не получилось чуть-чуть, красный цвет – мне нужно постараться и у меня все получится.
Используемая литература.
- Л.Г.Петерсон, И.Г.Липатникова. Устные упражнения на уроках математики 2 класс.
- Л.Г.Петерсон. Математика 2 класс. Методические рекомендации для учителей.
- Интернет-ресурс: картинки животных, информация о них.