Цели:
- Развитие умений работы с природным материалом: приемов соединения материалов;
- Учиться различать виды аппликаций и поделок (объемная, плоскостная аппликация; объемное конструирование);
- Воспитание доброго отношения к птицам;
Формирование УУД:
- Личностные. Уметь отвечать на вопрос: Какое значение имеет урок технологии в моей жизни? Для чего мне необходимы умения работы с природным материалом? Какую пользу я могу оказать зимующим птицам?
- Регулятивные. Анализировать образцы изделий; выделять и называть детали и части изделия, способы соединения деталей; составлять алгоритм, план работы; выбирать наиболее подходящие способы наклеивания деталей.
- Коммуникативные. Сотрудничать в группе, вместе составлять план работы.
Оборудования и материалы:
- Презентация в “Птичья столовая”;
- Выставка поделок из природного материала;
- Для каждого ученика – кисточка, ручка, карандаш, клей;
- Для группы – гречка, пшено, сушеные ягоды, семечки нежареные, семена тыквы; для 1-й группы – ветки, для 2-й группы – два больших картона в виде гусеницы, для 3-й группы – два больших круга в виде пиццы, для 4-й группы - яйца.
Ход урока
1. Организационный момент. Организация рабочего места.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке технологии мы поработаем в группе. Повторим правила работы в группе:
- Не кричать, а договариваться.
- Использовать волшебные слова.
- Прислушиваться командиров.
- Не перебивать друг друга.
- Помогать друг другу.
- Скажем девиз работы в группах: “Один - за всех, все - за одного”.
2. Постановка проблемы.
Презентация.
Слайд 2.
- Какие птицы зимуют у нас в поселке? (Синицы, воробьи, снегири, ворон, кукши).
Слайд 3
- Посмотрите, какую птицу увидела и сфотографировала Алина Егорова на тротуаре в Хандыге.
- Как называется эта птица и что вы о ней знаете?
Слайд 4.
- Это куропатка. Лесная птица средней величины. Вес 400-900 граммов. Окраска изменяется по сезонам. Зимнее оперение чисто белое. Питается травами, ягодами, почками, частями побегов.
Слайд 5.
- Как вы думаете, почему лесная птица забрела в поселок, где много народу, машин? (Наверное, она ищет корм. А рядом с людьми можно найти поесть.)
- Оказывается, зимой птицы умирают не от холода, а от голода. Известно, что из 10 синиц выживают только 2.
- Какие чувства вызвали у вас эти птицы? (Мне жалко птиц, потому что им зимой холодно и голодно.)
3. Объявление темы урока.
- Что же делать? Как мы можем исправить ситуацию прямо сейчас? (Мы поможем птицам. Приготовим еду для птиц).
- Научимся готовить блюдо для птиц.
Слайд 6.
- Тема нашего урока: “Птичья столовая”
Слайд 7
- Сегодня в нашей “Птичьей столовой” приготовим различные блюда для птиц.
- Как называются главные работники в столовой? (Повара). Значит, в роли кого вы будете? (Поваров)
- Когда мы приходим в ресторан или в столовую, как выбираем себе то или иное блюдо? (Просим меню)
Слайд 8.
- Меню для птичек:
- На первое – ветка.
- На второе – гусеница.
- Пицца.
- И на десерт – шишка.
4. Групповой выбор поделки “блюдо для птицы”.
- Распределим меню по группам.
- 1-я группа – “Ветка”.
- 2-я группа – “Гусеница”.
- 3-я группа – “Пицца”.
- 4-я группа – “Шишка”
Слайд 9
- Настоящие повара из обычных продуктов готовят настоящие шедевры. От одного названия блюд уже текут слюнки.
Задания по группам: придумать вкусное название к своему блюдо.
Слайды 10, 11, 12, 13.
5. Повторение правила работы с природным материалом.
- Из каких природных материалов сделаны блюда? (Из семян, злаков, круп, ягод. Из тех, которые употребляют птицы).
Слайд 14.
- Вспомним правила безопасной работы с природным материалом:
- Нельзя есть семена и ягоды незнакомых растений: они могут оказаться ядовитыми!
- Нельзя играть ветками: можно пораниться!
6. Выбор клея.
Слайд 15.
- А сейчас выберем материал для скрепления деталей. Перед вами несколько видов клея: ПВА, канцелярский клей, клей “Момент” универсальный прочный, клейстер из муки. Какой клей подойдет для склеивания деталей? Подумайте и обоснуйте свой ответ. (Клейстер, потому что он съедобный, от остальных клеев птицы могут отравиться).
Слайд 16.
7. Повторение способов наклеивания.
Слайды 17, 18.
- А сейчас проведем маленький мастер-класс для поваров. Какой из способов наклеивания быстрый, а какой наиболее красивый?
Для проведения опыта приглашаются 2 ученика.
Наклеивание на ветку:
1 способ: намазать клеем ветку; прикреплять по зернышку.
2 способ: намазать клеем ветку; обвалять ветку в пшене.
8. Физкультминутка.
“Птички в гнездышке сидят”
9. Практическая работа.
Обсуждение плана работы в группах.
1-я группа – “Сладкая палочка”.
- Каждому взять по ветке.
- Пользуясь 1-м или 2-м способом, наклеивать семена на ветку.
- Собрать все ветки в букет.
2-я группа – “Гусеничка в шубе”.
- Второй картон в виде гусенички разрезать по частям (кружочкам).
- Каждому взять по кружочку.
- Пользуясь 1-м или 2-м способом, наклеить семена на картон.
- Собрать и наклеить части на первый картон в виде гусенички.
3-я группа – “Пицца для птицы”.
- Второй картон в виде пиццы разрезать на части.
- Каждому взять “кусок пиццы”.
- Пользуясь 1-м или 2-м способом, наклеить семена на картон.
- Собрать и наклеить части на первый картон в виде пиццы.
4-я группа – “Шишечка из крупинок”.
- Каждому взять по яйцу.
- Пользуясь 1-м или 2-м способом, наклеить семена на яйцо.
- Собрать “шишечки” в один букет.
Слайд 19.
Сравнение с алгоритмом работы.
Слайд 20.
Самостоятельная работа. Помощь друг другу.
10. Итог. Выставка работ.
Слайд 21.
- Командиры групп, оцените, кто работал хорошо, дружно?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Что полезного узнали?
Учреждение номинаций: “Самая вкусная еда для птиц”, “Самая сладкая еда для птиц”, “Самая красивая еда для птиц”, “Самая полезная еда для птиц”.
Слайд 22.
- И закончим наш урок словами из стихотворения Яшина:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Слайд 23.