Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ОНР "Необычное путешествие на остров сокровищ"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели занятия:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • обучать детей навыку чтения слов, слогов и предложений;
  • обогащать словарный запас детей;
  • учить детей звукобуквенному анализу слов;
  • развивать умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
  • распознавать геометрические фигуры;
  • совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10;
  • развивать графические навыки;
  • развивать зрительно-пространственное восприятие;
  • развивать логическое мышление детей;
  • уточнить понимание детьми слова “семья”;
  • профилактика оптической дислексии;
  • воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям

Индивидуальная работа:

  • активизировать на занятии малоактивных детей (Саша);
  • закреплять правильное произношение в речи сонорных звуков (Лаура, Тимофей);
  • закреплять правильное произношение и различение звуков (С) - (Ш) (Катя.);

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация. ppt, подготовленная к занятию, корзинки с фишками, аудиозапись, магнитофон, подарки, удостоверения путешественников

Ход занятия

I. Организационный момент.

В группе дети стоят полукругом.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Сегодня на занятие к нам пришёл необычный гость. (Слайд 2)

В это время в группе на экране появляется Пират.

Пират:

- Здравствуйте, ребята! Я – Пират. Попробуйте добраться на мой остров! Здесь я надежно спрятал свои сокровища. Найти их вам поможет ваше умение думать, запоминать, рассказывать. Во время путешествия вы будете получать непростые и интересные задания. Если вы успешно пройдёте все препятствия, то вы найдете сокровища. И в конце путешествия вас ждёт сюрприз.

II. Сообщение темы занятия.

Логопед:

- Ребята, вы готовы на время стать настоящими путешественниками и отправиться на остров?

Логопед:

- Итак, сегодня мы отправимся в путешествие. Присядьте на стульчики. Не забудьте о том, что спина должна быть прямой.

Логопед:

- Впереди нас ждут трудности, чтобы их преодолеть нам понадобятся все знания. Внимание на экран! (Слайд 3)

III. Основная часть. На экране появляется карта.

Логопед:

- Ребята, Пират прислал нам карту. Посмотрим, где мы находимся?

Дети:

- Детский сад. (Слайд 4)

Логопед:

- Чтобы преодолеть наш путь, Пират прислал нам задания в конвертах. Посмотрите, что изображено на них?

Дети:

- Геометрические фигуры.

Логопед:

- Итак, в путь, к острову сокровищ!

Логопед:

- Дети, что такое остров?

- Что его окружает?

Дети:

- Море

Логопед:

- Ребята, а вы знаете, на чем путешествуют пираты по морю?

Дети:

- На корабле. ( Слайд 5)

Логопед:

- Правильно. На какую геометрическую фигуру похож корабль?

Дети:

- Трапеция

Логопед:

- Какой конверт откроем?

Дети:

- Конверт с изображением трапеции.

Дидактическая игра “Узнай букву по описанию и составь слово”

Логопед:

- Тимофей, прочитай, пожалуйста, задание в конверте.

“Отгадайте зашифрованное слово”. (Слайд 6)

Логопед:

- Ребята, я прочитаю вам загадки о буквах. Если вы правильно отгадаете, то из букв сложится слово:

1.

Букву ту в спортивном зале
Перекладиной назвали.

2.

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

3.

“Дрожу от страха до сих пор”, - воскликнуло полено.
Похожа буква на топор, расколет непременно.

4.

Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ...

5.

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

ПАРУС

 Логопед:

- Катя, какое слово получилось?

- Ребята, а для чего нужен парус? (Слайд 7)

Дыхательная гимнастика. Звучит шум воды.

Логопед:

- Вы верно отгадали слово и вот мы плывем на корабле!

Логопед:

- А сейчас предлагаю закрыть глаза, послушаем шум воды.

Логопед:

- Подышим свежим, прохладным воздухом, поднимем руки вверх, вдохнем через нос, опустим руки и выдохнем ртом.

Дидактическое упражнение. “Выдели слово из букв”.

Логопед:

- Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, шум воды мы относим к речевым звукам или нет?

Логопед:

- Ребята, из чего состоит наша речь?

Логопед:

- Предложения из чего состоят?

Логопед:

- А слова из чего?

Логопед:

- А слоги из чего состоят?

Логопед:

- Чем отличаются звуки и буквы?

Логопед:

- Молодцы!

Логопед:

- Вдалеке показался остров, на чём нам добраться с корабля до острова?

Дети:

- На лодке.

Логопед:

- Правильно. Давайте мы построим себе лодки. Возьмите карандаши, найдите на листочке точку.

Логопед:

- Даю вам направление: шесть клеток вправо, две клетки вниз, четыре клетки влево. Соединить все точки. Что вы нарисовали? (Слайд 8)

Дети:

- Лодку.

Логопед:

- Молодцы, ребята!

Дидактическое упражнение. “Выдели слово из букв” (Слайд 9)

Логопед:

- Ребята, море выбросило на берег запечатанную бутылку. Посмотрим, что в ней. (Слайд 10)

Логопед:

- Здесь послание, записки с буквами. Предлагаю вам внимательно посмотреть на экран и прочитать буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 11)

ОСТРОВ. СУНДУК. ПИРАТ

Гимнастика для глаз. (Слайд 12)

Звукобуквенный анализ.

Логопед:

- Ребята, чтобы найти сундук с сокровищами, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия. Посмотрим, куда нам двигаться дальше. (Слайд 13)

Логопед:

- Вот и гора. Ребята, присядьте за парты.

Логопед:

- Дети, какую геометрическую фигуру напоминает гора?

Дети:

- Треугольник.

Логопед:

- Какой конверт откроем?

Дети:

- Откроем конверт с изображением треугольника

Логопед:

- Юля, прочитай, пожалуйста, задание.

“Допишите буквы, прочитайте слово”.

Логопед:

- Ребята, возьмите карандаши и допишите буквы. Какое слово получилось?

“СЕМЬЯ”

(Слайд 14)

Логопед:

- Ребята, скажите, что для вас значит семья?

Логопед:

- Молодцы. Амалия, сколько букв в слове “семья”?

- Нина, а сколько звуков? Почему?

- А сейчас возьмите фишки и обозначьте все звуки на полосках обозначающих слова.

- Стас, назови все гласные.

- Тимофей, сколько твердых согласных?

- Лаура, сколько мягких согласных?

- Саша, назови глухие согласные?

- Алина, назови звонкие согласные.

Логопед

- Молодцы! Эту вершину мы покорили! (Слайд 15)

Логопед;

- Прежде, чем продолжить путь, мы разгадаем слово по первым звукам этих картинок. Значение этого слова поможет нам добраться до острова сокровищ, и в будущем будет помогать учиться в школе. Предлагаю сначала назвать их все.

“ДРУЖБА”

Логопед:

- Молодцы, ребята! Посмотрим, куда двигаться дальше.

Дети:

- К озеру.

(Слайд 16)

Логопед:

- Посмотрите, что справа от нас, а что мы видим слева?

Дети:

- Справа от нас гора, слева – озеро.

(Слайд 17)

Логопед:

- Саша, на какую геометрическую фигуру похоже наше озеро?

- Костя, открой конверт с изображением овала и прочитай задание.

Весёлые рыбки

Дидактическая игра “Веселые рыбки”

(Слайд 18)

Логопед:

- Ребята, посмотрите, в озере плавают веселые рыбки. Необходимо правильно назвать и перевернуть рыбку. Послушайте внимательно, как я их правильно назову: “Я открываю первую весёлую рыбку”.

- Нина, открой вторую весёлую рыбку

Логопед:

- Ребята, на рыбках написаны слова. Посмотрите на них внимательно и прочитайте.

Получилась пословица “Семье, где помогают друг другу, беды не страшны”.

Логопед:

- Как вы думаете, почему говорится “Семье, где помогают друг другу, беды не страшны”?

- Пословицы украшают нашу речь, делают её ярче, выразительнее.

Физкультминутка “РЫБКИ” (звучит веселая музыка)

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде. - движения руками
То согнутся, разогнутся, - движения плечиками
То зароются в песке.
Приседаем столько раз, - приседания
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас
Столько мы подпрыгнем раз. – прыжки

(Слайд 19)

Логопед:

- Ребята, послушайте загадку:

По острову бродит пират.
Глядит на восход, на закат,
Под каждую пальму глядит,
Одну только фразу твердит.
Он думает, глядя вокруг:
Не здесь ли спрятан ...(сундук)?

Логопед:

- Посмотрим, что это впереди? (Слайд 20)

Дети:

- Сундук.

Дидактическое упражнение “Составь слово”

Логопед:

- Это сундук с сокровищами. Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру похож сундук?

Дети:

- Сундук похож на прямоугольник.

Логопед:

- Какой конверт открыть?

Дети:

- Откроем конверт с изображением прямоугольника

Логопед:

- Лаура, прочитай задание.

“Прочитайте надпись” (Слайд 21)

Логопед:

- Чтобы открыть сундук, нужно разгадать слова. Вам необходимо правильно расставить буквы.

- Какие буквы поменяем местами? Прочитайте, что написано на сундуке?

“ОСТРОВ ЗНАНИЙ”

IV. Итог.

(Слайд 22)

Логопед:

- Ребята, на любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Для человека сокровища - это знания, грамотная речь, а драгоценности - верные и правильно произнесенные слова.

Логопед:

- Ребята, вы – молодцы! Мы справились со всеми заданиями.

Логопед достает из сундука подарки (шоколадки - медальки) и дарит их детям.

Логопед:

- А теперь нам пора в детский сад. Закройте глаза. Обратный счет от 10 до 1.

– Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, какие препятствия сегодня вам пришлось преодолеть?

- Какие задания вам понравились больше всего?

– Кто считает, что он занимался хорошо?

– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище. И вы получаете удостоверение настоящего путешественника.