Цель занятия: познакомить с основными аспектами работы социального педагога в образовательном учреждении.
Задачи:
- Сформировать основные понятия по социально-педагогическому сопровождению семьи и ребенка.
- Сформировать умение вырабатывать алгоритмы взаимодействия с детьми из «группы риска» и с проблемными семьями.
Этапы занятия:
- Практическая часть: работа с ситуациями.
- Теоретическая часть: алгоритмы взаимодействия с с детьми из «группы риска» и с проблемными семьями.
- Рефлексия: Свободный микрофон.
Оборудование: проектор, ноутбук, бейджи, маркеры, карточки с ситуациями, раздаточный материал.
Ход занятия
I. Практическая часть.
- Методика «Разбивание льда»: игра «Приветствие-комплимент».
- Методика деления на группы: по временам года «Лето», «Зима», «Осень», «Весна».
- Работа над ситуациями:
- Анализ ситуации.
- Выработка алгоритма действия по заданной ситуации.
- Защита своего алгоритма действия по заданной ситуации..
- Экспертиза.
Ситуация 1.
Девочка 14 лет – учащаяся 8 класса не посещает учебные занятия с 13 февраля сего года. Подруги утверждают, что она посещает дискотеку с другом.
Воспитывается в полной семье.
Второй ребенок в семье. Старшая сестра замужем, живет отдельно. Младшему брату 12 лет, учится в 5 классе.
Родители оба работают. Непьющие, на работе характеризуются положительно.
Ваши действия:
Ситуация 2.
Семья переехала из п. Сангар Кобяйского улуса, снимает частный дом с печным отоплением. Мать воспитывает 4 детей одна. Разведена.
Мать выпивает, не имеет постоянного места работы.
Старший сын (16 лет) учится в 9 классе. Учится посредственно. Интеллектуальные способности ниже среднего.
Имеет заключение ПМПК: ЗПР, Дисграфия, резидуальная энцефалопатия. Рекомендация: Класс выравнивания.
Младший сын (10 лет), учится во 2 классе. Имеет заключение ПМПК: резидуальная энцефалопатия. Рекомендация: Обучение по программе специальной коррекционной школы VII вида. Занятие с логопедом.
Девочки-двойняшки (9 лет). Старшая девочка учится во 2 классе, имеет заключение ПМПК: Грубая задержка психического развития. Рекомендация: Обучение по программе специальной коррекционной школы VII вида. Занятие с логопедом. Младшая девочка необучаема. Не обследована.
Ваши действия:
Ситуация 3.
Девочка 14 лет, учится в 7 классе. Воспитывается в полной семье.
Оба родители работают. Выпивают.
Во второй четверти девочка стала часто пропускать учебные занятия.
Классный руководитель выяснила, что она подружилась с 16-летней девушкой и проводит с ней свое свободное время. Девочка начала курить, употреблять пиво.
Подруга после окончания 9 класса окончила курсы парикмахеров и устроилась на работу в салоне красоты. Живет отдельно от родителей в арендуемой квартире. Оплату вносят ее родители.
Девочка самовольна ушла из дома 05 марта сего года.
Ваши действия:
Ситуация 4.
Девушка 17 лет, в конце мая исполняется 18 лет, повторно учится в 10 классе. Воспитывается в опекунской семье.
Опекун – бабушка воспитывает ее с 8 месячного возраста. Пенсионер.
Девушка с шестого класса меняла место учебы по семейным обстоятельствам каждое полугодие. Уезжала в улус и возвращалась обратно по месту регистрации опекуна.
Девушка не желает учиться, отказывается от посещения учебных занятий.
Опекун должного внимания своей подопечной не уделяет. Живет своей жизнью.
Девушка поменяла местожительство, классным руководителем не установлено, где она проживает. Опекун поддерживает связь с ней через сотовый телефон. Девочка не посещает учебные занятия.
Ваши действия:
II. Теоретическая часть.
Социальный педагог в школе - это человек, который знает учащихся с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: предотвращение негативного пути развития личности ребенка.
Задачи деятельности социального педагога:
- Своевременно выявить проблемы, возникающие в сфере ближайшего окружения ребенка (Приложение 1)
- Обеспечить профилактику аддиктивного поведения ребенка (Приложение 2)
- Сформировать потребность в саморазвитии, самоутверждении, самореализации, оказывать помощь в этих процессах (Приложение 3)
- Защищать права и организовывать помощь нуждающимся из числа учащихся и их родителей (Приложение 4)
Приложение 1.
- Установление контакта с учащимся, законными представителями, классным руководителем, учителями - предметниками, значимыми для ребенка лицами.
- Составление социального паспорта семьи.
- Составление и реализация плана индивидуально-профилактического сопровождения ребенка/семьи.
Приложение 2.
- Проанализировать возможность проявления аддиктивного поведения ребенка/ подростка.
- Составление и реализация плана индивидуально-профилактического сопровождения ребенка/семьи.
Приложение 3.
- Диагностирование потребности в саморазвитии, самоутверждении, самореализации.
- Организация мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей ребенка/подростка.
Приложение 4.
- Анализ социального уровня семьи.
- Оказание социально-педагогической помощи семье.
Категории семей | Категории детей и подростков |
Неблагополучная семья | Дети «группы риска» |
Проблемная семья | Трудный подросток |
Приемные семьи | Дети, находящиеся под опекой и попечительством |
Родители-инвалиды | Дети-инвалиды |
Беженцы, иммигранты |
Взаимодействие социального педагога с другими учреждениями
III. Рефлексия: Свободный микрофон.
Заполнение карты «Мнение слушателя».
Использованная литература:
- Еременко Н. И. деятельность социального педагога в образовательном учреждении. – Изд. 2-е, переработанное – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
- Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
- Свиридов А. Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога. – Волгоград: Учитель, 2010. -184 с.
- Социальный педагог в школе. – Вып. 2/авт.-сост. И. Ю. Фоминичева и др./ – Волгоград: Учитель, 2010. – 254 с.
- Шишковец Т. А. – справочник социального педагога. – М.:ВАКО, 2005. – 208 с. - (Педагогика. Психология. Управление.)