Цель: создание условий для формирования общеучебных и логических познавательных УУД
Общеучебные УУД:
• поиск и выделение необходимой информации;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально – делового характера.
Логические УУД:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
• выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Задачи:
1) создать ситуации необходимости доказательства своей позиции, выдвижения
гипотезы, построения логической цепочки рассуждений, анализа истинности
утверждений, установления причинно-следственных связей, совершения умозаключения
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) – способствовать развитию критического
мышления;
2) создать ситуации необходимости определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации,
3) способствовать самостоятельному формулированию и постановке познавательной
задачи на уроке в ходе ролевой игры и выявлению проблемной ситуации;
4) организовать исследовательскую деятельность на уроке через организацию
самостоятельного поиска и выделение учащимися нужного материала в разных типах и
видах предоставленной информации (репродукции, работы художников, тексты
источников – стихи, отрывки произведений, литературный текст, текст учебника,
теги, музыкальное произведение);
5) способствовать установлению учебного сотрудничества учащихся друг с другом и
учителем в процессе групповой работы;
6) организовывать рефлексию деятельности, способствовать формированию у учащихся
потребности в рефлексии с целью коррекции и оценки своей деятельности,
формированию способности соотносить цель с результатом;
7) способствовать получению нового знания по истории Возрождения;
8) способствовать поддержанию высокого уровня мотивации через ролевую игру,
презентацию и опорных материалов в виде знакомых интернет-понятий;
9) способствовать осознанию своей значимости через выполнение индивидуального
проекта;
10) создать условия для развития ИКТ-компетенций через составления опорного
материала, имеющего аналогии в интернете (составление тегов и определение
признаков по тегам).
Технология: сотрудничества, с элементами технологии критического мышления.
Форма организации работы: групповая.
Форма урока: урок-исследование.
Методы: эвристическая беседа, ролевая игра, проблемные, поисковые методы.
Средства: компьютер, проектор, колонки, презентация “Человек в центре Вселенной, или Эпоха Возрождения”.
План урока.
1. “Узелки” – связь с тем, о чем имеется представление на данный момент у детей по теме. Ассоциации, связанные с Эпохой Возрождения и ассоциации, связанные с культурой Средних веков.
- Все предложенные варианты записываются на одной части доски (знание на начало урока), вторая часть остается свободной. В конце урока на эту часть доски помещается сделанная на основе источников сравнительная характеристика эпохи Возрождения и эпохи Средних веков.
- Примерные варианты ассоциаций к эпохе Возрождения”: подъем, человек в центре, внимание к человеку, человеческая красота, наука, гуманизм, античность.
- Примерные варианты ассоциаций к культуре Средних веков: упадок, “темные века”, религиозность, церковь.
2. Запись темы и цель урока.
Тема: “Человек в центре Вселенной, или Эпоха Возрождения”. Слайд 1. (Приложение 1)
Детьми ставится цель на урок.
3. Ролевая игра – введение в тему, создание образа Эпохи Возрождения с последующим ее обсуждением (Кто ведет разговор? О чем разговор? Какая она, эпоха Возрождения? Чем она характеризуется? Чем отличается от культуры Средних веков?) (Приложение 2)
* Желающим раздаются слова. Перед игрой включается слайд 2 (на нем показаны действующие лица ролевой игры), учитель кратко рассказывает о них, и о месте, где действие разворачивается.
* Примерная характеристика:
Действие разворачивается в 90-е гг. XV века, 31-летний Джованни, 61-летний Фичино, 19-летний Нуньес.
Пико Делла Мирандолла (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463 – 17 ноября 1494), итальянский философ и гуманист эпохи Возрождения. Современники называли Пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более – необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.
Марсилио Фичино (Ficino, Marsilio) (19 октября 1433 –1 октября 1499), философ, теолог и ученый, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, оказавший значительное влияние на развитие философии 17–18 вв. Изучал латинский и греческий языки, философию и медицину, по-видимому, во Флоренции, рано заинтересовался Платоном и его школой и благодаря покровительству Козимо Медичи и его преемников полностью посвятил себя научным занятиям. В 1462 Фичино стал признанным лидером платоновской Академии во Флоренции, одного из важнейших интеллектуальных центров эпохи Возрождения. Стал священником в 1473 и занимал несколько высоких церковных постов.
Нуньес де Бальбоа (Nunes de Balboa) Васко
(ок. 1475 – январь 1517), испанский конкистадор. В 1513 впервые пересек Панамский перешеек и достиг берега Тихого океана.Часовню на месте распятия апостола Петра на римском холме Яникул, стоящую во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио, называют “темпьетто”, то есть “храмик”. Так называли декоративные павильоны в садах Нового времени. Он не появляется ни издалека, ни из-за угла; чтобы его увидеть, нужно подняться по ступеням и войти под арку небольшого дворика, и тогда как будто открываются двери тайника, и вам показывается сокровище, величественный классический храм необычайно камерного размера. Достроена в 1502 году.
* Примерные ответы:
– человек – в центре внимания
– человек – подобие бога
– культура про человека и для человека
* На чистой стороне доски параллельно с ассоциациями прописывается то, что дети выделили в диалоге.
4. Исследовательская работа в группах (подтверждение фактами тех идей, которые были выделены в первой части урока). Сопровождает работу Слайд 3.
1-я группа (литература). Приложение 3.1, Приложение 4.
2-я группа (архитектура). Приложение 3.2, Рис.1. Севильский кафедральный собор, средневековье; рис.2. Ахенская капелла, средневековье; рис.3. Лувр, Возрождение; рис.4. Санта Мария де Фьоре, Возрождение; рис.5. Собор Святого Петра в Риме, Возрождение
3-я группа (живопись). Приложение 3.3, рис. 6. Ангелы с Ковчегом Завета_Мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре. (нач. IX в.); рис.7. Вознесение Богоматери, Церковь Сан-Клементе (847 г. – 855 г.); рис.8. Миниатюра из Евагелия Лотаря. Император Лотарь 1(средневековье); рис. 9. Витрувианский человек, Леонардо да Винчи, Возрождение; рис.10. Жатва, Питер Брейгель Старший, Возрождение;
Рис. 11. Крестьянский танец, Питер Брейгель Старший, Возрождение4-я группа (музыка). Приложение 3.4; аудио 1. Церковная музыка Средневековья; аудио 2. Светская музыка эпохи Возрождения
5-я группа (образование и наука). Приложение 3.5.
Задача: выделить на основе источника (для каждой группы – свой вид источника) и листка с тегами приметы культуры Возрождения и культуры Средневековья. Сравнить и составить небольшую сравнительную мини-таблицу по своей теме (1 колонка – критерий для сравнения , 2 – культура Средневековья, 3 – культура эпохи Возрождения).
*Работа каждой группы на листках А-3.
5. Выступление групп и обсуждение.
Примерные ответы:
Критерии | Средние века | Эпоха Возрождения |
Отношение к человеку. | Человек не достоин внимания, он подчиняется, следует указанному пути. | Интерес к человеку и его внутреннему, чувствам,
характеру, тревогам, проблемам: Человек – в центре мира, Человек – всемогущ. |
Отношение к природе. | Природа как условие жизни. Защищает (строительство крепостей), обеспечивает водой (строительство городов на реках), обеспечивает пищей. | Восхищение красотой природы. |
Отношение к античной культуре. | В определенные моменты – возрождение античной культуры (например. Каролингское возрождение), в целом же – античная культура забыта. | Античная культура – идеал, к которому надо стремиться. Изучение античной культуры, доказательство фактов, обнаруженных еще в античности. |
Отношение к богу и церкви. | Церкви отводится главная роль в культурной жизни. Всемогущий Бог – в центре. Восхваление, воспевание Бога. | Бог уже не в центре мира, культура становится более светской. |
* Прикрепление мини-таблиц на чистую сторону доски, рядом с ассоциациями, написанными в начале урока
6. Запись вывода по теме каждым учеником самостоятельно.
7. Рефлексия (достигнута ли цель, поставленная в начале урока? Что я понял? Что я вынес с урока? Какое открытие сделал? Чему научился?)
7. Домашнее задание. Приготовить выпуски журналов времени эпохи Возрождения (Слайд 4).
* Вы – журналист времени Возрождения, времени, когда творят величайшие гении. Ваша задача дать материал в любой журнал (в котором работаете), чтобы это было интересно именно данному кругу читателей.