Цели урока:
- Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.
- Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.
- Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.
Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.
Оборудование: карточки-тесты по теме “Механические волны. Звук” (Приложение 1), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2).
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент. Сообщение целей урока. | Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. | Совместно с учителем формулируют цели урока. |
2 | Самостоятельная работа. | Организует проведение тестового задания. | Записывают ответы на вопросы теста По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону. |
3 | Решение качественных задач. | Осуществляет подборку качественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи. |
4 | Решение количественных задач. | Осуществляет подборку количественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях. |
5 | Подведение итогов урока. | Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. | Отвечают на вопросы рефлексии. |
6 | Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания. |
I. Организационный момент. Формулирование целей урока.
II. Самостоятельная работа.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5–7 минут.) | Выполняют задания-тесты. По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1 мин.) Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на Слайде (Слайд 2) |
III. Решение качественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений. | |
Объясните с физической точки зрения
некоторые пословицы. 1. “Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела”. (Слайд 3) Где еще мы можем услышать аналогичный скрип? 2. “Ударь обухом в дерево, дупло само скажется”. (Слайд 4) На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды. 3. “Как аукнется, так и откликнется” (Слайд 5) |
Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки – трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук. По той же причине скрипят несмазанные петли дверей. При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо. |
А теперь поговорим о приметах. Одна из
них “Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь”. Объясните
данную примету. (Слайд 6) |
Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук. |
Также задачи по физике можно найти в
сказках, мифах, легендах. Рассмотрим отрывок из русской сказки “Про глупого змея и умного солдата”. “Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались”. Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? (Слайд 7) |
Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания. |
Послушайте отрывок из стихотворения
А.А. Блока “Потеха! Рокочет труба…”
Какому физическому явлению соответствует образ “зеленого двойника”? (Слайд 8) |
Эхо. |
IV. Решение количественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
С качественными задачами вы справились
успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного
движения. 1. Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с. (Слайд 9) |
Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске. |
2. Определите период и частоту колебаний. (Слайд 11) | Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске. (Слайд 12) |
3. Димка заметил, что во время танца на
дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота
данных колебаний? (Слайд 13) |
Оформление решения задачи. (Слайд 14) |
V. Подведение итогов урока. (Слайд 15)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения. | |
Какие понятия и формулы мы повторили? | Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний. |
Что нового узнали на уроке? | |
Чем запомнился вам урок? | Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения. |
Оцените свою работу на уроке. | Оценивают работу на уроке. |
VI. Домашнее задание. (Слайд 16)
- Составить две задачи на тему “Механические колебания и волны. Звук”, оформить задачи на листах формата А4.
- По желанию подготовить презентацию или буклет по теме “Инфразвук и ультразвук”.