Форма урока: беседа.
Цель: развивать умения анализа содержания фотографического произведения, исходя из принципов художественности, наблюдательность, терпение, внимание, полученные навыки и знания при создании собственных фоторабот.
Задачи:
– образовательные – ознакомить с историей фотографии, со спецификой
выразительных средств художественной фотографии;
– развивающие – развивать интерес к предмету и профессиям, связанным с
творческой самореализацией;
– воспитательные – воспитывать уважение к культурному и историческому наследию.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор, экран, фотоаппарат;
- электронная презентация (электронное приложение).
В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией. Фотография мумифицирует время.
Анри Базен
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Водная беседа по материалам предыдущего урока.
II. Сообщение целей и задач урока.
– Фотография это очень интересный и актуальный вид искусства. Она может отображать как объективную реальность, так и видение мастера. Что человек увидит на фотографии, во многом зависит от фотографа. Все великие мастера мира оставляют в своих работах некоторую недосказанность. Это производит сильное впечатление на зрителя. Как сделать свои работы выдающимися – вопрос, который занимает начинающих и зрелых фотографов.
III. Формирование новых знаний.
– Фотография – это особый вид искусства, относительно новый, не имеющий многовековых традиций в творчестве. Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники. И все же, в отличие от той же живописи, фотография не имеет столь широкой сети музеев, а также почитателей-коллекционеров. Почему?
По многим причинам. Первая заключается в технических особенностях светописи. Долгое время фотооригиналы были весьма недолговечны. Это уменьшало не только век самого изображения, но и его ценность.
Второй причиной является относительная простота, с которой создаются фотографии. В сознании многих людей сотворить фотографию не сложно: щелкнул затвором, и вот он снимок. Главное – щелкать почаще, и из тысяч снимков хоть один да будет удачным. Для того чтобы создать даже одно свое полотно Рембрандт должен был трудиться не один день. Чтобы преодолеть сложившиеся стереотипы многие мастера потратили годы работы. Некоторым из них удалось создать шедевры, заслуживающие внимания взыскательных искусствоведов.
На сегодняшний день, фотографию по праву можно назвать одним из самых динамично развивающихся видов искусства.
– Выявлять объем, фактуру предметов в фотографии помогает свет. А какие источники света вы знаете? (Естественные и искусственные.)
а) Знакомство с видами естественного освещения.
– А какое освещение может быть в пейзаже? (Естественное.)
– В ясный день солнце можно сравнить с прожектором. Участки, куда солнце не
проникает, остаются в тени. А те, куда солнце попадает беспрепятственно, очень
сильно отражают свет, бликуют, слепят глаза. Характер освещения в пейзаже
зависит и от положения солнца относительно фотографа. Если солнце находится над
его головой и освещает предметы прямо, то оно называется фронтальным. Такое
изображение – плоское, детали в нем выявляются слабо. Боковое освещение на
фотографии получается, когда солнце светит сбоку. Появляются тени, которые
становятся тем длиннее, чем ниже опускается солнце к горизонту.
– Что происходит с контрастом? (Увеличивается.)
– Что выявляется у предметов? (Объем, фактура, форма.)
– Самое эффектное и выразительное освещение возникает тогда, когда солнце
находится спереди от фотографа. Называется оно контровое или контражур.
(Просмотр фотографии с контровым освещением.)
– Что происходит с предметами на первом плане? (Четко выявляется форма).
Контровое освещение особенно благоприятно, если воздух наполнен дымкой или
туманом. Воздушная среда помогает передать на снимке пространство, хорошо
отделяет предметы и фигуры переднего плана от фона. Нередко природные (туман,
дождь, дымка и др.) и световые эффекты становятся темой фотосъемки. Фотографу
всегда следует присматриваться к тому, как интересны такие эффекты, как необычен
в них световой рисунок, ведь в фотографии успех дела во многом решает
наблюдательность и умение оценить успех увиденного. Здесь важно, чтобы выбранный
эффект соответствовал содержанию снимка и был использован для раскрытия его
содержания. Например, один из световых эффектов был использован фотохудожником
Поляковой З.Ф. в работе “Вечерний полет” (Просмотр фотоработы.) Каковы
ваши личные впечатления от этой фотоработы? О чем хотел рассказать нам автор?
Почему выбрано такое название для его работы? Как построена ее композиция? Какие
средства выразительности использованы? К какому жанру фотографии принадлежит
работа? (Ответы детей.)
Нельзя забывать, что характер освещения сильно влияет на настроение снимка и его
эмоционального восприятия. Снимая пейзажи, надо помнить об этих особенностях, и
стремиться передать то настроение, которое остановило ваше внимание.
б) Знакомство с видами искусственного освещения.
– В отличие от естественного освещения в пейзаже, в искусственном освещении натюрморта роль солнца играет лампа. Направление ее лучей и высота меняются в зависимости от фактуры предмета. Здесь фотографу очень важно выяснить, при каком направлении и высоте света фактура предмета будет выявлена наилучшим образом. Лучшим для передачи предметов с матовой поверхностью является передне – диагональное освещение. Стеклянные, прозрачные предметы, лучше всего получаются при контровом (заднем) и заднее – диагональном освещении. А вот предметы с глянцевой поверхностью лучше всего фотографировать при фронтальном освещении. При съемке с лампой нужно помнить, что при освещении предмета одним источником, с другой стороны предмета образуются густые тени. На фотографии в этом месте образуются “провалы”. Чтобы их смягчить, применяют отражатели. Самый простой из них – лист белой бумаги, расположенной напротив источника света. Смягчить тени можно и освещая предмет рассеянным светом, т. е. направленным не на сам предмет, а в потолок или стены.
– Начинающему фотохудожнику нужно помнить следующие правила работы:
- Каждой фактуре – свой свет.
- В тени фактура не видна.
- Мягкий, рассеянный свет мало способствует выявлению фактуры.
- Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещенность предмета.
- Чем острее угол падения лучей света, тем более выявленной будет фактура предмета.
- Подчеркнутое выявление фактуры может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.
– Грамотно выполненные снимки натюрморта радуют зрителя своей выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объемной формы фактуры, четкостью светового рисунка. А еще снимки этого жанра часто становятся своеобразной картиной человеческой жизни, живут, отраженные жизнью людей.
в) Формулирование вывода о значении света в фотографии.
– Какую роль играет свет в фотографии? Что может передать фотограф при помощи света? (Ответы детей.)
– Свет это изобразительный язык любой фотографии. Также как живописец работает красками, фотограф работает светом. С помощью света фотограф может передать объем и фактуру предметов, скрыть пространство или подчеркнуть его глубину, сконцентрировать внимание зрителя на чем-то важном, вызывая различные эмоциональные отклики. Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография еще не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности. Правильная расстановка цветовых акцентов, их сочетание, позволяет создавать отличные художественные фотографии. Цвета, находясь в гармоническом сочетании друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции: светом, пространством, движением. Цвет также обладает силой вызывать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, скажите, что вы чувствуете, глядя на фотографию, где преобладает синий цвет? Красный? Желтый? (Ответы детей). Значит, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.
– Таким образом, свет и цвет помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя, правильная работа со светом и цветом позволяет создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие внимание. Начинающему фотографу всегда следует помнить следующие правила:
1. Снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда
без цвета невозможно показать то, что замыслено.
2. Максимально эффективно использовать символику цвета.
3. Использовать контраст цветовой для контраста смыслового.
г) Графическое искусство черно-белой фотографии.
– Как вы думаете, почему наряду с цветными фотографиями фотографы делают
много черно-белых снимков? (Ответы детей.)
– Дело в том, что монохромное фото глубже раскрывает суть вещей, концентрируя
внимание на самом важном и интересном. Черно-белые фотографии выявляют линии и
формы, акцент делается на линии, структуре, светотени, ритмике. Такие фотографии
сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность,
выявляет личный взгляд фотографа и определенный эмоциональный посыл. Цветные
фотографии не всегда могут передать всю гамму чувств и душу снятых объектов. В
настоящее время можно получить черно-белый снимок несколькими способами:
перевести фотокамеру в режим черно-белой фотографии или использовать программу
графического редактора в компьютере. Одно из основополагающих условий
качественной Черно-белой съемки – правильная работа с экспозицией. Интенсивность
цвета и контраст представляют собой две наиболее важные вещи, которые способен
заметить человеческий взгляд при взгляде на черно-белый снимок. Выбирая объект,
фотограф должен заранее понимать и видеть, каким будет снимок. Необходимо
отбрасывать все цветовые наполнения, а внимание уделять главному 6 фактуре,
тональности и контрастности снятых объектов.
– Сегодня фотография используется в дизайне все чаще, что легко объяснимо. Во многих случаях она способна донести до зрителя информацию лучше, чем рисованные картинки. К тому же все время появляются новые технологии и материалы, благодаря чему современная компьютерная техника и полиграфия могут очень качественно воспроизводить фотоснимки.
Одним из мощных изобразительных средств графического дизайна и современной фотографии является фотомонтаж. Фотомонтаж – это композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, часто дополненная текстом и графическими элементами. Само понятие “фотомонтаж” было предложено художниками-дадаистами для обозначения произведений, созданных из различных фотофрагментов. По технике создания фотомонтаж является разновидностью коллажа – своеобразного способа создания картин или графических произведений, скомпонованных из плоских или объемных наклеек различного материала.
Фотомонтаж – основа фотоплаката. В этом жанре трудились такие мастера, как Дж. Харт-филд, А. Родченко, В. Корецкий, А. Житомирский, Г. Клуцис, Л. Лисицкий.
IV. Закрепление полученных знаний.
В течение недели вы будете работать над творческим проектом “Мой фотоальбом”. В него войдут снимки, выполненные как на уроке, так и во внеурочное время. На следующем уроке состоится презентация, защита и обсуждение ваших творческих проектов.
1. Постановка практического задания:
– Сейчас, используя полученные вами знания, вам будет нужно выполнить:
1) фотосъемку поставленного натюрморта (с различных точек, в различных ракурсах и планах, с различными постановками света).
Задания для съемки:
– концентрация внимания на одном из предметов, его фактуре;
– показ пространства натюрморта;
– показ глубины натюрморта.
2) фотосъемка пейзажа
Задания для съемки:
– съемка через детали переднего плана;
– передача настроения;
– построение композиции;
3) портрет
Задания для съемки:
– передача настроения модели;
– передача художественного образа;
– съемка разными планами.
2. Практическая работа
V. Подведение итогов урока.
1. Ответы на вопросы:
– Почему свет является изобразительным языком фотографии?
– Какие виды освещения вы запомнили?
– Какие правила работы цветом должен соблюдать фотограф?
– Почему до сих пор делают черно-белые снимки?
– Какие фотоработы вам запомнились и почему?
2. Домашнее задание: В качестве домашнего задания предлагаю вам создать слайд-шоу из фотографий, которые вы сделаете, применив полученные сегодня на уроке знания.
Список литературы.