"Деление клетки. Митоз". 10-й класс

Разделы: Биология, Презентация к уроку

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


“Всякая клетка из клетки”.
Р.Вирхов

Цель урока: изучить митотический цикл и митоз, как один из видов деления клетки, показать биологическое значение митоза.

Задачи:

  • сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; рассмотреть механизм митоза;
  • охарактеризовать основные этапы клеточного и митотического цикла;
  • совершенствовать умения работать с микроскопом;
  • выявить биологическое значение митоза.

Оборудование: компьютер, микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”, интерактивная доска, мультимедийная презентация “Деление клетки. Митоз”, диск - “лабораторный практикум Биология 6-11 класс”, видеоролик “Стадии митоза”, видеофрагмент “Деление клетки “митоз”, магниты, динамическая схема “митоз”.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

Тема  урока “Деление клетки. Митоз”.

В ходе нашего урока мы с вами составим небольшой справочник по теме нашего урока, который вам поможет в дальнейшей учебе и подготовке к ЕГЭ.

Для того, чтобы приступить к изучению новой темы нам изучить митоз необходимо вспомнить изученный ранее материал (строение ядра, строение хромосомы, ДНК, клеточный центр) Слайд 2

2. Изучение нового материала. (Составлением и заполнение справочника по теме урока)

ТИПЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК (слайд 3)

Одно из положений клеточной теории основано на выводе немецкого ученого Рудольфа Вирхова “Всякая клетка из клетки”. Так было положено начало изучения процессов клеточного деления, основные закономерности которого были выявлены в конце XIX века.

АМИТОЗ (прямое деление) деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления (хромосомы в световом микроскопе вообще неразличимы). Такое деление встречается у одноклеточных организмов (например, амитозом делятся полиплоидные большие ядра инфузорий), а также в некоторых высокоспециализированных клетках растений и животных с ослабленной физиологической активностью, дегенерирующих, обреченных на гибель, либо при различных патологических процессах, таких как злокачественный рост, воспаление и т. п. После амитоза клетка не способна вступать в митотическое деление

МИТОЗ (от греч. Mitos- нить) непрямое деление, - основной способ деления эукариотических клеток. Митоз - это процесс деления клетки, в результате которого дочерние клетки получают генетический материал, иднтичный тому, который содержался в материнской клетке.

МЕЙОЗ (непрямое деление) это особый способ деления клеток, в результате которого происходит редукция (уменьшение) числа хромосом вдвое. В ходе мейоза происходит два клеточных деления и из одной диплоидной клетки (2n2c) образуются четыре гаплоидные (nc) половые клетки. В ходе дальнейшего процесса оплодотворения (слияния гамет) организм нового поколения получит опять диплоидный набор хромосом, т. е. кариотип организмов данного вида в ряду поколений остается постоянным.

Вывод: существует три вида деления клеток, благодаря которым организмы растут, развиваются, размножаются (амитоз, митоз, мейоз).

КЛЕТОЧНЫЙ (ЖИЗНЕННЫЙ) ЦИКЛ КЛЕТКИ (слайд 4, слайд 5)

Деление клеток осуществляется поэтапно. На каждом этапе деления происходят определенные процессы.

Период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления называется клеточнм (жизненным) циклом клетки.

В жизненном цикле выделяют два этапа: первый этап – подготовка клетки к делению – интерфаза, второй этап – разделение клетки на две – митоз. (слайд 4)

Какой этап клеточного цикла занимает большую часть жизни клетки?

Интерфазой называют промежуток между двумя клеточными делениями.

Какой этап в клеточном цикле занимает большую часть времени (ИНТЕРФАЗА)

Название этой стадии возникло еще в XIXвеке, когда о деятельности клеток могли судить только по изменениям их морфологии, так как единственным инструментом исследования был световой микроскоп. Поскольку морфологические изменения в клетке происходят во время деления, то к ним и было приковано внимание биологов. На самом деле в интерфазу происходят важнейшие события в клеточной жизни. Длительность интерфазы и всего клеточного цикла может варьировать от 1-3 часа до 18-20 часов. В интерфазу происходит транскрипция, трансляция, репликация.В конце интерфазы хромосомы удвоенные.

Вопросы для закрепления.

1. Какие основные процессы происходят в интерфазе? (рост клетки, синтез молекул РНК, АТФ, белков, редупликация ДНК, увеличение числа органоидов цитоплазмы)

2. В каком периоде интерфазы происходит удвоение ДНК? (синтетическом).

ФАЗЫ МИТОЗА (Слайд 4,5,6)

Ребята! Сейчас вашему вниманию будет представлен ролик “МИТОЗ”. Вам необходимо внимательно его просмотреть, а затем выполнить задание.

ЗАДАНИЕ. Определите и запишите названия фазы соответствующей ее описанию.

Состояние ядра в клетке Название фазы митоза
Хромосомы, собравшись у полюсов, раскручиваются; происходит образование ядерной оболочки; заканчивается делением цитоплазмы  
Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки; прикрепление центромер к нитям веретена деления.  
Расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки  
Расхождение центриолей и начало образования веретена деления; растворение ядерной оболочки; исчезновение ядрышка.  

Ребята! Предлагаю вашему вниманию стихотворение, которое помогает запомнить последовательность фаз митоза.

Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз,
А как он протекает? – это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза – вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу
Четвертая фаза митоза – телофаза.
Хромосомы раскручиваются, у них выход один -
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки,
Появляются две прелестные, чудные детки.
Имеют диплоидный набор дочерние клетки
и в точности похожи на материнскую клетку.

3. Закрепление изученного материала.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Тема: “Митоз в клетках корешка лука”.

Цель: изучить процесс митоза в клетках корешка лука.

Оборудование: световые микроскопы, микропрепараты “Митоз в клетках корешка лука”.

Ход работы

1. Рассмотрите готовый микропрепарат, по возможности найдите клетки на всех стадиях митоза.
2. Сравните изображение под микроскопом с микрофотографией в презентации к уроку (слайд).
3. Определите набор хромосом в каждой фазе митоза.
4. Охарактеризуйте особенности каждой наблюдаемой стадии митоза.
5. Сделайте вывод о роли митоза.
Вопросы для закрепления.

1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6-10"9 мг. Чему будет равна масса молекул ДНК в: а) метафазе митоза; б) телофазе митоза?

2. Подумайте, могут ли условия окружающей среды повлиять на процесс митоза. К каким последствиям для организма это может привести?

3. Почему в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным набору хромосом в материнской клетке? Какое это имеет значение в жизни организмов?

4. Подумайте, могут ли условия окружающей среды повлиять на процесс митоза. К каким последствиям для организма это может привести?

5. Почему в ходе митоза образуются дочерние клетки с набором хромосом, равным набору хромосом в материнской клетке? Какое это имеет значение в жизни организмов?

В конце урока подводятся итоги, учащиеся составляют схему митоза на доске

Домашнее задание.

1. Изучить п. 21

2. Заполнить таблицу “Митотический цикл клетки”

Объяснить от чего зависит количество хромосом в ДНК на разных этапах митоза.

Митотический цикл клетки

Фазы Процесс, происходящий в клетке Количество хромосом (n)и содержание ДНК (c)
Интерфаза (фазы между делениями) Пресинтетический период    
Синтетический период    
Постсинтетический период   ?
Профаза (первая фаза митоза)    
Метафаза (фаза скопления хромосом)    
Анафаза (фаза расхождения хромосом)    
Телофаза (фаза окончания деления)    

Список литературы.

1. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В.К.Шумный, Г.М.Дымшиц.

2. Общая биология. Тесты. Вопросы, задания. В.Б.Захарова, А.Г.Мустафина.

3. Биология 10-11.Практикум. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина и др.

4.Учебное электронное издание “Лабораторный практикум.Биология 6-11 класс”