Пояснительная записка
Дошкольный возраст это благоприятная среда для усвоения иностранного языка, так как маленький ребенок обладает удивительной долговременной памятью. Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы детского сада (5-7 лет). Этот возраст наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой деятельности. В этом возрасте ребенок способен более или менее концентрироваться, внимательно слушать учителя, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он способен запомнить огромное количество лексики, легко учит стихотворения и песни.
В процессе овладения новым средством общения у детей развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные и даже мануальные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик.
Данная программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Данный курс предполагает в целом 68 учебных занятий по 30 минут. Частота проведения занятий составляет 2 часа в неделю. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей. Каждое занятие строится как урок общения, максимально приближенное к естественному общению. Особое внимание следует обратить на фонетическую сторону речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке. Занятие следует начинать с фонетической зарядки. Загадки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Постоянные вызовы детей к “доске” и подвижные игры не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении. Для создания благоприятной атмосферы общения на занятиях учитель должен поддерживать высокую активность каждого ребенка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, чтобы лидерами и водящими побывали все. Еще более важно не концентрироваться на неудачах ребенка, мягко и тактично исправлять его ошибки. В первую очередь обращать внимание на успехи ребенка, хвалить и поощрять его. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересен, эмоционален и артистичен сам учитель , насколько захватывающе он проводит занятия. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно учитель использует учитель игровые приемы, наглядность, тем прочнее ребенок усваивает материал
Использование технических средств обучения (магнитофон, DVD,компьютер, интерактивная доска) очень важно, так как это вносит разнообразие в учебный процесс.
Большое значение имеют театральные этюды, постановки сказок, использование элементов драматизации. Ребенок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как артиста, как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяется творческая личность ребенка; развивается эмоциональная сфера, формируется симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается стремление перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Одним из средств, способствующих развитию интереса к иностранным языкам является пение. Обращаясь на занятиях к музыке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.
Цели и задачи:
- Развитие речевых и познавательных способностей ребенка, опираясь на речевой опыт в родном языке.
- Развитие речемыслительных способностей ребенка.
- Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят.
- Развитие творческой личности.
Формы организации деятельности:
- Речевые и фонетические разминки.
- Стихотворные примеры, рифмовки, песни.
- Игры, ролевые игры, инсценировки.
- Рисование, конструирование(бумага).
- Диалоги и монологи.
Тематический план курса “Английский язык в детском саду”.
№ Тема
|
Количество занятий 2 |
Содержание курса.
Тема № 1: Беседа о значении английского языка в мире. 5 англояычных стран, игра “Самолет”,Знакомство с англ.приветствиями, игра “Тук-тук”,диалоги знакомства, игра “Угадай кто”, стих, песня, игра “Бег по углам”.
Тема № 2: Знакомство с цифрами от 1 до 10, игры “Отгадайка”, “Переводчик”, новый стих, новая песня, игра “Покажи на пальцах”, “Большие следы”, игры с палочками, вопрос “Сколько тебе лет?”
Тема № 3: Знакомство с лексикой (30 единиц: bear, hare, dog, frog, pig, cat, fox, mouse, giraffe, elephant, sheep, crocodile, monkey, bird, wolf, cow, duck, horse, goose, lion, butterfly, tiger, squirrel, hen, cock, hedgehog, goat, snake, parrot, donkey). Глаголы движения(13: run, jump, swim, fly, smile, dance, sing, sleep, wake up, draw, stand, sit, go),структуры “Я могу”, “У меня есть”, вопрос “Кто ты?”,элементы драмы, новые песня, стих, рифмовки-загадки, конструирование.
Тема № 4: Знакомство с лексикой (11 единиц: red, yellow, blue, green, orange, pink, brown, grey, black, white, purple),игра-рифмовка “Мышка”, игра “Кто быстрее схватит”, “Цветик-семицветик”, “Светофор” ,новые стих,песня,рифмовки-загадки.
Тема № 5: Знакомство с лексикой (9 единиц:mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather, son, daughter, friend), игра “Познакомьтесь”, инсценирование сказки “Репка”, множественное число существительных, прилагательные “маленький – большой”, новые стих, песня, рифмовки-загадки, игра “Мужская линия -женская линия”, “Путаница”, “Фотоальбом”.
Тема № 6: Знакомство с лексикой (5 единиц: Santa Claus, Snow Maiden, New year tree, present, Christmas),диалоги поздравления, рождественская песня.
Тема № 7: Знакомство с лексикой (40 единиц: lemon, orange, apple, pear, pineapple, grapes, plum, apricot, banana, cake, chocolate, sweet, ice-cream, cookies, tea, juice, milk, water, mineral water, coffee, lemonade, pepsi, coke, hot-dog, hamburger, tomato, cabage, carrot, potato, onion, cucumber, meat, bread, sausages, salami, egg, cheese, butter, cottage cheese,), глаголы “дать-взять”,структура “Мне нравится”, игры “Магазин”, “Что отсутствует?”, “День Рождения”,новые стихи, песня, рифмовки-загадки.
Тема № 8: Знакомство с лексикой (4 единицы: blackboard, door, table, floor), игра “Посмотри-дотронься-вымой”, новое стихотворение
Тема № 9: Знакомство с лексикой (15 единиц: nose, eye, ear, hair, mouth, lip, face, neck, body, hand, arm, leg, foot, head, finger),вопрос “Где ты живешь?”, новые стих, песня, рифмовки-загадки, игры “Снежный ком”, “Дотронься-вымой”, “Айболит”, “Да-нет”, “Рисуем портрет”.
Тема № 10: Стих-поздравление, структура “Я люблю”.
Тема № 11: Знакомство с лексикой (9 единиц: spring, summer, autumn, winter, snow, rain, hot, cold, wind) ,инсценирование погоды,новые стих, песня, рифмовки-загадки, игры “Угадай погоду,время года”, “Мозаика”, вопрос “Когда у тебя день рождения?”
Тема № 12: Знакомство с лексикой(15единиц: shirt, T-shirt, skirt, dress, jeans, shorts, trousers, jacket, sweater, hat, socks, shoes,tights, blouse, cap), создание словосочетаний, новые песня ,стих, игры “День рождения”, “Что надеть?”, “Часы”.
Тема №13: Знакомство с лексикой (12 единиц: plane, train, car, ship, bus, bycicle,tram, tractor, trolleybus, boat, lorry, underground), новые стих, песня, игры “Угадайка”, “Переводчик” , “Что быстрее” и т. д.
Тема № 14: Знакомство с лексикой (8 единиц: football, hockey, volleyball, basketball, tennis, table tennis, skating, skiing), новые стих, песня, игры, КВН.
Правила игр.
Тема № 1: “Самолет”: Учитель и ученики поднимают руки, гудят, имитируя летящий самолет. Учитель: “Приземляемся в…” Называет страну. Дети называют язык, на котором в ней говорят. Важно чередовать англоязычные страны с другими странами.
Игра “Тук-Тук” (дети выходят за дверь, первый стучится в дверь – учитель открывает, при этом ребенок здоровается “Good morning, Galina Alexandrovna ”, следующий ребенок при входе здоровается с тем кто вошел до него “Hello, Дима” и т.д.) “Угадай кто?” (Один из детей становится спиной к остальным. Дети по очереди здороваются с ведущим “Hello, Рома”, ведущий должен угадать кто с ним поздоровался и дать ответ “Hi, Саша”, ведущий сменяется, если не угадает голос поздоровавшегося. )
“Бег по углам”. В каждом углу встает ребенок и держит картинку с цифрой (животным,едой и т.д.). Остальные дети стоят в центре. Учитель громко называет предмет и дети бегут к тому углу, где картинка с этим предметом.
Тема № 2:
“Отгадайка”: Ребенок загадывает слово. Остальные отгадывают. Ребенок отвечает: “yes” или “no”.
“Переводчик”: дети говорят “переводчику” слова на заданную тему – и по-английски, и по-русски. Он переводит.
“Покажи на пальцах”: учитель говорит “go” и дети двигаются по кругу друг за другом. Учитель говорит “stop”. Ребенок-ведущий говорит цифру по-английски, а остальные показывают ее на пальцах.
“Большие следы”(На полу разложены бумажные следы с изображением цифр, сначала в порядке возрастания, затем в разброс. Дети идут по следам называя цифру на которую наступают. Можно провести данную игру в виде соревнования двух команд).
Игра “Палочки”(Учитель предлагает каждому из ребят взять определенное количество палочек “Паша, take only one stick, please” и следит за правильностью выполнения задания).
Тема № 3:
Элементы драмы: ребенок произносит звуки, которые издают животные. Вы должны угадать, кто кричал, назвав по-английски животное, которое изобразил ребенок. Например, ребенок вам говорит: “Mew”, а вы ему – it is a cat. Потом, с усложнением игры, ролями можно поменяться. Вы изображаете как говорит то или иное животное, а ребенок угадывает, что за животное вы загадали.
Учитель описывает какую-нибудь ситуацию, например, “Вы сидите на крылечке во дворе, к вам подходит петушок и клюет вас в ногу. Вы грозите пальчиком и говорите сердито: “Cock!” Дети по очереди грозят и кричат на петушка.
Тема № 4:
Игра “Светофор” № 1: (С помощью считалки выбирается ведущий, который называет любой цвет. Дети проходят мимо него если этот цвет есть на их одежде держась за него, и произносят “I have green”. Те, у кого нет данного цвета, перебегают на другую сторону, проговаривая “I have no green”. Тот, кого поймал ведущий, занимает его место.)
“Светофор” № 2: Ребенок изображает трамвай. Он движется по кругу. На пути движения трамвая находится светофор. Если на светофоре загорается зеленый цвет (вы поднимаете карточку зеленого цвета), ребенок быстро бежит по кругу. Трамвай останавливается на красный свет, а на желтый замедляет ход.
“Кто быстрее схватит”. Дети делятся на две команды. Посредине между командами в линию ставятся предметы разного цвета. Вызываются по одному ребенку из каждой команды. Учитель называет цвет и каждый участник старается первым схватить предмет данного цвета.
“Цветик-семицветик”. Из цветного картона вырезается “ромашка” с 11 лепестками разного цвета. Ее центр кладется на пол или стол, а детям раздаются лепестки. Учитель называет цвет и ребенок с этим лепестком бежит и присоединяет его к “ромашке”.
Тема № 5:
“Познакомьтесь”. Вызываются несколько детей, которые сыграют членов семьи. Один из детей по очереди представляет их –“meet my mother, meet my father, meet my sister” и т.д. затем учитель спрашивает по очереди “who are you?”. Дети вспоминают кем их представляли и отвечают “I am a sister” и т.д.
“Мужская линия – женская линия”. Учитель называет слово по теме “Семья”. Встают девочки, если слово обозначает родственника по женской линии (mother, sister и т.д.). Встают мальчики, если по мужской (father, brother и т. д.)
“Путаница” (Учитель показывает уже знакомые детям рисунки членов семьи и называет при этом “He is father”, если сказанное соответствует изображению – дети хлопают в ладоши, если нет – дети топают).
Мой фотоальбом. Совместное рассматривание фотоальбомов принесенных детьми (ребята комментируют свои фотографии “He is my brother, She is my mother”).
Тема № 7:
“Магазин”. Учитель в роли продавца, дети – покупатели. “Give me some apples, please.” “Take it”. “Thank you!”
“Что отсутствует?”. Учитель просит детей закрыть глаза и убирает один предмет или картинку. “What is missing?”
“День Рождения”. Детям раздаются картинки или предметы по темам “Еда”, “Животные”. Они становятся в круг, в центре которого “именинник”. Дети по очереди поздравляют его и протягивают “ подарок” : “Happy Birthday! It’s a cat”. Именинник отвечает: “Thank you!”. Затем, взявшись за руки, они идут по кругу и поют песню “Happy Birthday”.
“Посмотри-дотронься-вымой”. Детям даются команды посмотреть (look at) или дотронуться (touch) до предметов окружающей обстановки. Либо два ребенка выходят и учитель говорит им:”Touch the…” или “Wash the..”. Дети соревнуются, кто быстрей добежит до объекта.
“Снежный ком”. Один ребенок называет слово по данной теме. Второй называет предыдущее слово и добавляет свое . Третий – два предыдущих слова и добавляет свое третье и т.д.
“Айболит” (Учитель предлагает детям надев шапку и халат Айболита вылечить пациента. Айболит должен выбрать себе пациента, учитель называет какую-либо часть тела, Айболит дотрагивается до той части тела, которую назвал учитель на пациенте).
“Да-нет” (Учитель с помощью пальчикого театра с изображением различных зверей говорит “I am a monkey. My name is Люся. I have five legs” . Детям нужно ответить, правильное ли количество ног указала обезьянка и т.д. )
Рисуем портрет. Дети изготавливают портреты членов своей семьи. Презентуют свои рисунки, комментируя “I have a grandmother. She has two blue eyes, red lips, blond hair и т.д ”).
Тема № 11:
“Инсценирование погоды”. Учитель называет слово и дети изображают дождь (накрываются тетрадками как зонтами), снег (кидаются снежками или ловят снежинки на ладошку), жару (машут тетрадками как веером) и т.д.
“Собери мозаику”. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе учитель называет по-английски название времени года. Дети должны собрать мозаику с эмблемой своего времени года : зима – снеговик, весна – солнце, лето – цветок, осень – листочек .
Тема № 12:
“Что надеть?”. Один ребенок берет картонную куклу и набор ее одежды. Другие дети называют предметы одежды и он “надевает” их на куклу.
Тема № 13:
“Что быстрее”. Учитель называет два вида транспорта. Ребенок должен быстро сказать тот вид, который быстрее.
При разработке программы использовались:
- “Английский для малышей” (Шишкова,Вербовская, “Росмэн” 2002).
- Веселый английский. Ч.1,2 (Г.Доля, “Миг”, Дубна 1991).
- Стихи, загадки,рифмовки, игры собственного сочинения.
- Game-songs-Enjoy English (H.Powell, A&C Black– London, “Титул” 1997).
Реквизит.
Картинки, карточки и веер с цифрами, карточки-цвета, цветные палочки, кубики, ведерки, пирамидки, и другие игрушки, предметы.
Аудиокассеты, DVD-диски, компьютерные диски.