Цель: Готовить детей к обучению грамоте посредством игровых приёмов через создание психологически комфортного микроклимата.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать речь через игры.
- Закреплять умение выделять звук в начале слова и читать слово по первым звукам.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение снимать психофизическое напряжение.
Развивающие:
- Способствовать развитию речевого дыхания.
- Развивать слуховое, зрительное восприятие, память, логическое мышление, воображение.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу.
- Побуждать детей к взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”. “Социализация”, “Музыка”, “Здоровье”, “Безопасность”.
Методические приемы: Вопросы поискового характера. Познавательно-исследовательская деятельность. Показ приёмов, словесные указания.
Оборудование: проектор, экран, мольберт.
Демонстрационный материал: презентация “Даосский комплекс “Шесть звуков”, видеоролик “Баба Яга учит буквы”, маска кукушки.
Содержание НОД
1. Приветствие. Дети под музыку входят в зал
Дети, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
2. Организационный момент.
Мы со звуками играем,
Ловим их и слушаем,
Мы в слова их собираем.
Предложения составляем.
3. Дыхательная гимнастика.
Ветер воздуха вдохнул,
Мигом облако надул: с-с-с,
Зеленеют камыши, пошепчу в них тихо: ш-ш-ш.
Покачаю красный мак, ха-ха-ха, вот так, вот так.
Незабудки увидал, “Чудо, чудо!” - он сказал: чу-у-у-у.
Тихо песню я спою желтому подсолнуху: ху-у-у-у.
Вместе с солнцем и дождём в небе радугу зажгём,
“Хи-хи-хи” смеётся дождь, от меня ты не уйдёшь: “хи-и-и”.
4. Беседа.
Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Что падает с неба зимой? (снег, снежинки)
Большие снежинки ложатся на землю – “к – к - к” Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)
Маленькие – “кь – к ь-кь ” (согласный, мягкий, глухой)
Снегопад идёт так: ка-кя, ко-кё, ку-кю, кы-ки, кэ-ке.
Какой зимний праздник любят и ждут с нетерпением все дети? (Новый год)
Кто приходит в гости к ребятам на НГ? (Дед мороз)
Дед Мороз уже начал собирать свой большой мешок, чтобы поздравить всех ребят, которые ходят в наш детский сад.
Как называется наш детский сад? (Балкыш)
Посмотрите, что случилось с вывеской над дверью нашего детского сада (Бал.ыш)
Пропала буква, куда она могла деться.
5. Просмотр видеоролика про Бабу Ягу, которая похитила букву.
Так вот кто букву похитил, как же нам с Бабой Ягой справиться.
Под музыку появляется Фея
Фея: “Не печальтесь, помогу, мы перехитрим Ягу. Здравствуйте, ребята, я – Фея из Страны Букварии. Прежде чем идти на поиски буквы, отгадайте загадку, послушайте:
Что может подарить прохожему даже нищий? (Улыбку)
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча, улыбаются:
“Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся
Мы пожелаем всем добра и скажем:
Здравствуй, солнце!”
Улыбнитесь и гостям!
Фея: А куда мы отправимся на поиски буквы, нам подскажет волшебное зеркало.
Чтобы волшебное зеркало помогло, произнесем заклинание все вместе:
Заклинание “Ку-ка-ко - идти нам далеко?”
Отправляемся в лес: Все вместе шагают и поют
“Вместе дружно в лес пойдём, в лес пойдем,
Букву нужную найдём, мы найдем,
Весело в лесу нам поиграть,
Фея в этом будет помогать”.
Ребята, кукушка в лесу видела, где Баба Яга букву прятала, поможет нам, если мы с ней поиграем.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять, собрались мы поиграть,
Вдруг кукушка прилетела и тебе водить велела.
Игра “Кукушка”
Кукушка, кукушка, прилети в кормушку,
Угощу тебя, угадай кто я.
Фея дотрагивается волшебной палочкой до любого ребенка и тот говорит: “Ку-ку!”
Фея: Посмотрите, ребята, пошел снег, маленькие снежинки падают на землю.
6. Физкультминутка “Выпал беленький снежок”
Выпал беленький снежок, собрались мы все в кружок! (постукивание по спине указательными пальцами)
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех (похлопывание по спине ладонями, поглаживание головы руками)
Снег снежок снег снежок, поиграй со мной дружок! (Поглаживание всей спины ладонями)
Кто ещё нам сможет помочь, угадайте сами. Выделите первый звук в названии каждой картинки и угадайте слово (корзина, обручи, тарелка) – (кот)
Кот поможет нам, если мы с ним поиграем.
“Найди место звука “к” в слове.
Фея: Друзья, посмотрите, вдали стоит домик, зайдем в него и немного отдохнем! Сядьте на ковер так, чтобы вам было удобно.
7. Психогимнастика “Фея сна”
Дети сидят на достаточно большом расстоянии друг от друга. К детям подходит Фея сна с тоненькой палочкой в руке. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь всех волшебной палочкой… Дети расслаблены.
Фея: Тот, до кого я дотронусь волшебной палочкой, расслабиться и ляжет на ковер.
8. Релаксация “Снежинка”
Вы в волшебном зимнем лесу. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие — это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет “три” откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
Прыгает, ловко, любит морковку. Кто это? (Кролик) Кролик поможет, если и с ним поиграем.
Послушайте слова. Определите сколько слогов в слове. Поставьте галочку напротив морковок того же количества.
После того, как все подсказки были найдены, дети собирают разрезную букву “К”.
Фея: Прощание “Эстафета дружбы”. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает Фея: “Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Алине, к Марату и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет”
Сюрпризный момент: Фея из Страны Букварии всем ребятам подарила раскраски с буквой “К” для закрепления полученных знаний с родителями.