Долгосрочный проект "Край многонациональный" по ознакомлению с историко-культурным наследием

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.

Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.

Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.
II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Татарстан.
IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап: проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.

Ожидаемые результаты:

– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Виды деятельности по проекту.

№ п/п Образовательные области. Содержание работы. Деятельность детей. Деятельность родителей. Примечания.
1. Здоровье. Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья.  
2 Физическая культура. Разучивание подвижных игр народов Поволжья. Игры на прогулке, на физкультурных занятиях Подготовка атрибутов.  
3. Социализация. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец.
4. Труд. Выполнение сезонных работ на участке.

Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа).

Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Работа на участке – выполнение сезонных работ.

Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми.

 
5. Безопасность. Знакомство с реками, протекающими по РТ, правилами безопасного поведения на водоемах;

знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами.

Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Показ на личном приеме, рассказывание.  
6. Познание. Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев.  
7. Коммуникация. Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях.  
8. Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях.  
9. Художественное творчество. Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. Пополнение музея предметами быта разных народов.  
10. Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах.

Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.

№ п/п Время проведения. Народы. Возрастные группы. Объем знаний. Итоговые праздники.
1 Сентябрь

Октябрь

Татарстана II младшая

Средняя

Старшая Подготовительная

Материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения).

Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства).

Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Сюмбеля.
2. Ноябрь

Декабрь

России II младшая

Средняя

Старшая Подготовительная

Пришла коляда – открывай ворота.
3. Январь Татарстана II младшая

Средняя

Каргатуй.
Башкортостана Старшая Подготовительная
4. Февраль Россия II младшая

Средняя

Масленица.
Башкортостана Старшая
Чувашии Подготовительная
5. Март Татарстана II младшая

Средняя

Толсур.
Чувашии Старшая
Удмуртии Подготовительная
6. Апрель России II младшая

Средняя

Пеледыш пайрым (праздник цветов).
Чувашии Старшая
Марий эл Подготовительная
7. Май Татарстана II младшая

Средняя

Старшая

Все народы – в гости к нам!
России II младшая

Средняя

Старшая

Мордовии Подготовительная

Перспективы.

  • Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
  • Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
  • Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
  • Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
  2. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.