Пояснительная записка.
Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.
Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.
Задачи:
– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов,
проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов
Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных
народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с
историко-культурным наследием Республики Татарстан.
Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.
Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.
Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.
Проект построен на принципах культуросообразности:
– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,
восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным
компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры
(классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного
детства.
Этапы реализации проекта:
I этап: формирование
знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике
Татарстан.
II этап:
разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап:
сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в
Республике Татарстан.
IV этап:
проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного
творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап:
проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.
Ожидаемые результаты:
– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание
истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость,
справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко
выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому
коллективу.
Виды деятельности по проекту.
№ п/п | Образовательные области. | Содержание работы. | Деятельность детей. | Деятельность родителей. | Примечания. |
1. | Здоровье. | Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. | Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. | Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья. | |
2 | Физическая культура. | Разучивание подвижных игр народов Поволжья. | Игры на прогулке, на физкультурных занятиях | Подготовка атрибутов. | |
3. | Социализация. | Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. | Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. | Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. | Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец. |
4. | Труд. | Выполнение сезонных работ на участке. Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа). |
Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. | Работа на участке – выполнение сезонных
работ. Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми. |
|
5. | Безопасность. | Знакомство с реками, протекающими по
РТ, правилами безопасного поведения на водоемах; знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами. |
Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. | Показ на личном приеме, рассказывание. | |
6. | Познание. | Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. | Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. | Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев. | |
7. | Коммуникация. | Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. | Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. | Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях. | |
8. | Чтение художественной литературы. | Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. | Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. | Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях. | |
9. | Художественное творчество. | Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи | Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. | Пополнение музея предметами быта разных народов. | |
10. | Музыка. | Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. | Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. | Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. | Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах. |
Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.
№ п/п | Время проведения. | Народы. | Возрастные группы. | Объем знаний. | Итоговые праздники. |
1 | Сентябрь Октябрь |
Татарстана | II младшая Средняя Старшая Подготовительная |
Материальная культура
(поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства). Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения). Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства). Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его). |
Сюмбеля. |
2. | Ноябрь Декабрь |
России | II младшая Средняя Старшая Подготовительная |
Пришла коляда – открывай ворота. | |
3. | Январь | Татарстана | II младшая Средняя |
Каргатуй. | |
Башкортостана | Старшая Подготовительная | ||||
4. | Февраль | Россия | II младшая Средняя |
Масленица. | |
Башкортостана | Старшая | ||||
Чувашии | Подготовительная | ||||
5. | Март | Татарстана | II младшая Средняя |
Толсур. | |
Чувашии | Старшая | ||||
Удмуртии | Подготовительная | ||||
6. | Апрель | России | II младшая Средняя |
Пеледыш пайрым (праздник цветов). | |
Чувашии | Старшая | ||||
Марий эл | Подготовительная | ||||
7. | Май | Татарстана | II младшая Средняя Старшая |
Все народы – в гости к нам! | |
России | II младшая Средняя Старшая |
||||
Мордовии | Подготовительная |
Перспективы.
- Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
- Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
- Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
- Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
- Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
- Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
- Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
- Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.