Цели: Учить правильно действовать при радиационной опасности
Задачи:
- Показать как отрицательную, так и положительную роль радиации.
- Развивать умение выступать перед аудиторией. Воспитывать нравственные качества: чувства сострадания, сопереживания
Ход классного часа
Учитель: Добрый день. Сегодняшний классный час мы посвятим проблеме радиации. В свете последних событий, происходящих в Японии, когда весь мир прильнул к экранам телевизоров, эта тема стала особенно актуальна.
- Видео об отравлениях йодом на Дальнем Востоке http://www.1tv.ru/news/social/172948
- Как вы думаете, почему люди так повели себя?
Сегодня на классном часе мы попытаемся ответить на вопросы: что такое радиация? Чем она опасна? Как обезопасить себя в случае её обнаружения?
Итак, сегодняшний выпуск устного журнала “Безопасная жизнедеятельность” мы назвали “Человек и радиация”. И я, (ФИО) главный редактор журнала предлагаю вам познакомиться с материалами нашего выпуска.
План устного журнала:
1. “Явление радиации и её открытие” (передовая статья).
2. Источники ионизирующих излучений. (репортаж).
3. Нормы радиационной безопасности (интервью).
4. Уроки Чернобыля (заметка).
5. МЧС рекомендует (информация, которая может спасти жизнь).
6. Колонка главного редактора.
7. Форум.
Учитель: “Явление радиации и её открытие” так называется передовая статья подготовленная учёным-физиком (ФИО).
Учёный-физик: Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь. Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).
С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.
Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани .
Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.
Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.
Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.
Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества. А дозу облучения в бэр.
Учитель: Что же может являться источником радиации? Это мы узнаем из репортажа нашего внештатного корреспондента, старшего научного сотрудника института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ФИО).
Научный сотрудник: Все источники излучений можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные.
Человек в течение всей жизни подвергается воздействию ионизирующего излучения. Это прежде всего естественный радиационный фон Земли космического и земного происхождения. Кроме того, человек встречается с искусственными источниками излучения (техногенное облучение). Сюда относится, например, ионизирующее излучение, используемое в медицинских целях. Определённый вклад в техногенный фон вносят предприятия ядерно– топливного цикла и ТЭЦ на угле, полёты на самолётах на больших высотах, просмотр телепрограмм, пользование часами со светящимся циферблатом и т.д. Таким образом, каждый житель Земли ежегодно в среднем получает дозу облучения в 250 – 400 мбэр. Это уже обычное состояние среды обитания человека. Неблагоприятного действия от этого уровня радиации на здоровье человека не установлено.
Совершенно иная ситуация возникает при ядерных взрывах и при авариях на атомных реакторах, когда образуются обширные зоны радиоактивного заражения (загрязнения) с высоким уровнем радиации.
Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос – источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма.
Учитель: Каковы же нормы радиационной безопасности? Это мы узнаем из интервью с врачом клинического центра восстановительной медицины и реабилитации (ФИО).
Врач:
Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.
Воздействие ионизирующего излучения может повреждать клетки человеческого организма двумя способами . Один из них – генетические повреждения, которые изменяют гены и хромосомы. Они могут проявиться в виде генетических дефектов у потомков. Другой способ – соматические повреждения, которые наносят вред жертве в течение её жизни. Примерами служат ожоги, некоторые виды лейкемии, выкидыши, глазные катаракты, а также раковые заболевания костей, щитовидной железы, молочной железы и лёгких.
Учитель: Катастрофой века была названа авария на Чернобыльской АЭС. Радиационный фон превышал естественный в 87 тыс.раз . История этой техногенной катастрофы в заметке нашего журналиста (ФИО).
Журналист :
Авария случилась 26 апреля 1986 г. При этом суммарный выброс радиоактивных веществ в атмосферу составил 77 кг (заметим, что при взрыве атомной бомбы над Хиросимой было выброшено "всего" 740 г), ситуация была бесконтрольной в течение длительного времени. В первые 2-3 суток аварии отмечалось мощное истечение радиоактивных продуктов (высота струи превышала 1200 м). Дальнейшее истечение (около 10 дней) происходило из-за возгорания графитовой кладки реактора, что вывело из строя систему безопасности. Радиоактивные продукты воздушными потоками распространились на огромной территории (около 2 тыс. км). Выпадение радионуклидов фиксировалось на территории Австрии, Италии, Польши, Норвегии, Швеции и др. странах. На территории бывшего СССР пострадало 11 областей, но особенно: Брянская, Калужская, Тульская, Орловская, Гомельская, Могилевская, Житомирская области. В результате чернобыльской аварии 28 погибших в первые 3 месяца, 125 тыс.умрут от радиации в течении 10 последующих лет.
Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Стараться избежать потерь, которые были во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.
Учитель: Как себя вести в такой ситуации на страницах нашего журнала научит спасатель МЧС (ФИО).
Спасатель МЧС:
При сообщении о радиационной опасности населению рекомендуется незамедлительно выполнить следующие мероприятия:
1. Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите вернуться домой.
2. Оказавшись дома, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний органов управления РСЧС.
3. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).
4. Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.
5. При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая до 10 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет — 1/4 часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет — одну-две капли.
6. Если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасно, проводится эвакуация населения.
7. Следите за сообщениями органов управления ГО и ЧС. Уточните время начала эвакуации, место сборного эвакуационного пункта. Покидая квартиру, выключите источники электроэнергии, возьмите с собой документы, деньги, необходимые вещи, наденьте противогаз или увлажненную ватно-марлевую повязку, накидку или плащ, резиновые сапоги. Предупредите соседей о начале эвакуации.
8. Прибыв в безопасный район, обязательно пройдите санитарную обработку.
Чтобы узнать свой уровень радиации можно воспользоваться персональным счётчиком радиации, который позволит вам рассчитать дозу, полученную за год от природных, техногенных и медицинских источников радиации.
Тест “Проверь уровень своей радиации” http://www.russianatom.ru/multimedia/test-yourself
Учитель: Было бы несправедливо не сказать о той пользе, которую принесло открытие радиации. И я представляю вам колонку главного редактора “О пользе радиации”.
Трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где не радионуклиды и радиация не нашли бы полезного применения.
В технике.
Метод гамма-дефектоскопии позволяет бесконтактно контролировать целостность конструкционных материалов. Источники ионизирующих излучений используются для снятия статического электричества, накапливающегося на ткацких станках, при производстве фотоматериалов, бумажных и резиновотехнических изделий. Широко применяются в технике датчики, содержащие радионуклиды, для производства различных уровнемеров, дистанциомеров, дымоизвещателей. В последнее время разработаны радиоизотопные источники света с использованием газообразных радионуклидов (тритий, критон-85), надежно загерметизированных в прозрачных ампулах. Они используются, в частности, для маркировки посадочных полос аэродромов в глухих районах, для создания различных сигнальных систем, и т. д.
Одной из наиболее интересных областей применения радионуклидов является их использование в малой энергетике, то есть для создания автономных источников для производства тепловой и электрической энергии малой мощности. Потребность в таких устройствах сильно увеличилась в связи с необходимостью обеспечения энергопитанием космических аппаратов, океанографических навигационных устройств и автономных метеорологических станций. Советские “Луноходы” обогревались теплом радиоактивного распада, поскольку далеко не все измерительные приборы, установленные на них, могли работать при температурах, господствующих на Луне ночью (до ?170 0С). На ряде космических аппаратов были установлены ядерные реакторы “Бук” и “Топаз”.
В науке.
Радионуклиды и испускаемое ими ионизирующее излучение находят широкое применение в научных исследованиях. Например, если радионуклид встроить в изучаемую молекулу, это позволит следить за ее перемещением и химическими превращениями с помощью высокочувствительных детекторов радиации. Особенно важен этот метод для биологов, имеющих дело с очень сложными молекулами. Так, например, им удалось установить, что организм человека усиленно потребляет железо после кровопотерь, а йод усиленно усваивается при болезнях щитовидной железы. Химикам тоже повезло: они получили уникальный метод определения очень малых количеств вещества, что связано с высокой чувствительностью радиометрических детекторов.
Применение рентгеновского излучения позволило ученым определять кристаллическую структуру материалов, которая непосредственно влияет на их прочность и другие конструкционные свойства. Радиоактивационный и рентгеновский анализ открыли новую страницу в истории материаловедения — состав материала (например, марку стали) теперь узнают, не прикасаясь к образцу, не разрушая его. Обычный анализ требует растворения металла; а если это дорогое украшение, и нужно определить его подлинность? Рентгенофлуоресцентный анализ легко справится с такой задачей, не испортив украшение.
Изучение распределения природных радионуклидов сыграло важную роль в археологии и геологии. Широко известен метод радиоуглеродной датировки, позволяющий определять возраст археологических находок до 60 тысяч лет. Соотношение концентраций урана, тория и продуктов их распада — стабильного свинца позволило оценить возраст горных пород и самой Земли. В ХХI веке радиоизотопную датировку стали применять для определения возраста звезд нашей Галактики.
В мировой практике встречаются примеры использования радиации для обеззараживания сточных вод и отходов, синтеза и модификации свойств различных материалов, поиска водных ресурсов, диагностики эрозии почвы, повышения всхожести семян, выведения новых сортов растений, борьбы с массовыми заболеваниями людей, регулирования численности насекомых, сигнализации обледенения самолетов, автоматизации производственных процессов...
Широкий охват, не правда ли? Радиационные и ядерные технологии являются одними из наиболее многообещающих. Их развитие — важный фактор модернизации страны. Очень важно, чтобы население воспринимало эти технологии рационально. Как сформулировать рациональность подхода? Многие говорят, что использование новых технологий влечет дополнительные риски для человека. Очевидно, это так. Изобретение автомобиля привело к огромному числу жертв ДТП. Но еще большее количество жизней было спасено благодаря автомобильной технике. Существует множество примеров того, что неиспользование прогрессивных технологий создает еще большие риски.
В медицине.
Открытия Пастера, Коха, Мечникова позволили победить инфекционные заболевания, выросла продолжительность жизни. Радиация, как это ни парадоксально, является одним из главных помощников в борьбе против онкологических заболеваний. Применение методов рентгеновской и радионуклидной диагностики позволяет обнаруживать заболевания на начальной стадии, когда они сравнительно легко поддаются лечению. А лучевая терапия в настоящее время наряду с хирургическим вмешательством и химиотерапевтическими препаратами является одним из основных методов лечения больных злокачественными опухолями. До 2/3 общего числа онкологических больных подвергаются лучевому лечению. При этом в неоперабельных случаях лучевая терапия по эффективности занимает первое место; применяется она и для лечения неопухолевых заболеваний. Другие малоизвестные области применения ионизирующего излучения: радиационная стерилизация медицинских инструментов и имплантируемых объектов, долгоиграющие и безопасные батарейки для кардиостимуляторов на плутонии-238 (срок работы — более 100 лет).
Учитель: А сейчас я предлагаю обсудить материалы сегодняшнего номера на форуме.
1. Примерно 10 лет назад обсуждался проект строительства АЭС в Волгоградской области.
Выберите географическую точку для этого строительства и обоснуйте свой выбор.
2. С точки зрения защиты от террористов, все действующие АЭС надежно охраняются Внутренними войсками МВД России, которые имеют необходимое вооружение, технику и оснащение. Система охраны построена таким образом, что любой террорист (нарушитель) будет задержан на линии охраны. Пронос (провоз) на территорию АЭС запрещенных предметов (оружие, боеприпасы и пр.) невозможен, на всех КПП установлены приборы обнаружения и видеонаблюдения. Какими качествами должна обладать охрана станции?
Закрывая последнюю страничку нашего журнала я хочу предложить вам одно видео. Посмотрите. http://www.youtube.
- какие чувства возникли у вас после просмотра?
- так что же самое главное и ценное на земле?
Учитель: Я хочу, чтобы сейчас вы подошли ко мне и выбрали себе любые понравившиеся чашки. Объясните свой выбор. Давайте представим, что в чашках кофе. Кофе это ваша жизнь. Чашка это только внешняя оболочка. Поэтому некоторые и выбрали самые красивые чашки. Но от того какую чашку вы выбрали ваша жизнь не станет лучше. А вкус кофе улучшить можно. Поняв, что самое важное и ценное это человеческая жизнь, счастье и здоровье ваше и ваших близких. Не забывайте об этом.