Дети в ситуации письменной речи. Материал с учетом регионального компонента

Разделы: Работа с дошкольниками


Свою работу с детьми над новой формой речевого самовыражения начала с выбора темы.

Тема была выбрана не случайно. В нашей группе есть мини-музей “Люблю тебя родной, Ямал”. Материал пополняется и с помощью родителей, и меня, как воспитателя. Мной придуманы несколько дидактических игр, которые направлены на закрепление и расширения знаний детей об обитателях Крайнего Севера (звери, птицы), устанавливать зависимость проживания животных от природных условий; воспитание заботливого отношения к животному миру. Обогащение активного словаря детей. Имеющийся наглядный и текстовой материал к играм, дает возможность еще дополнить наш мини-музей созданием своей детской книги, посвященной обитателям Крайнего Севера. Эта тема так же актуальна в сфере развития детско-родительских взаимоотношений и взаимодействие с педагогом. Книга будет итогом проведения работы по теме “Дети в “ситуации письменной речи”. Я рассказала ребятам, о том, что мы будем делать, мной было предложено создание не простой книги, а с детскими рассказиками об обитателях Крайнего Севера и ребята выберут того, о ком будем записывать высказывания. Потом эту книжку мы будем хранить в нашем мини-музее, как редкость и ручная работа, и давать ее почитать всем желающим. Ребята восприняли данное предложение с интересом, им очень нравится делать что-то необычное. Далее обсудили, каким образом будет создаваться книга. Решили, что рассказы дети продиктуют, а я запишу. Объяснила детям, что на их глазах произойдет волшебство: то, что они скажут, я услышу и запишу, а они только увидят на листе бумаги – их слова превратятся в значки. И то, что они видят на бумаге, я смогу вслух произнести и ребята услышат. То, что каждый ребенок произнесет, не растворится, не исчезнет. И даже, если пройдет много времени, то я в точности смогу воспроизвести все, что каждый из детей "наговорит". Таким образом, каждый ребенок получил наглядный урок на тему: "В чем смысл письменности". Дети поняли, что в "ситуации письменной речи" они оказываются главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, а главное – к тому, что у них "внутри". Ведь слова рождаются именно "внутри". Дети поняли, что прежде, чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием. Такой прием, как "ситуация письменной речи", является одним из важных для развития речи детей. Это упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений. Упражнение полезно еще и тем, что участвует в формировании мыслительных операций, осознании грамматических явлений, формирует способность к обобщению. Диктуя рассказ, дети развивают монологическую речь. Кроме того, дети учатся контролировать свои высказывания, что особенно важно для развития связной монологической речи, а также это хорошая практика для усвоения лексических и грамматических форм языка. Еще данное упражнение учит детей правильно строить предложения, оно развивает способность правильно употреблять порядок слов, поможет устранить повторения и правильно согласовывать слова в предложении. Таким образом, происходит развитие связной речи, логически выстроенного высказывания. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного высказывания и закрепления навыков в повседневной жизни и деятельности детей (в данном случае создание книги для мини-музея). Дети включились в ситуацию с удовольствием, так как каждый хотел рассказать о выбранном звере или птице нашего региона и быть соавтором книги об обитателях Крайнего Севера. Это являлось главной мотивацией при выполнении упражнения. Когда рассказы были записаны и прочитаны, некоторые ребята просили дополнить их, кое-что исправить, так как, по их мнению, неточно передали то, что хотели, т.е. дети проявили живой интерес к результату проделанной работы. Выполнение данного упражнения вызвало речевую активность детей и даже малоактивные ребята нашли, что сказать. Мне, как воспитателю, данное упражнение дает возможность увидеть трудности и ошибки в развитии речи детей. На основании этого планируется индивидуальная работа с детьми по развитию речи, грамматического строя, обогащению словаря, звуковой культуры речи.

Работы детей.

(Старшая группа. Возраст от 5 до 6 лет.)

Лева.

Я хочу рассказать про овцебыка. У овцебыка не рога, как рога у всех животных, а выкрученные. У него есть следы, если их увидишь, то обязательно посмотри на них хорошенько. У него прямая шерсть и длинная. У маленьких телят меньше следы, чем у больших овцебыков. Если он попадет к людям, то не сможет потом убежать в тундру, потому что она далеко.

Маша.

Я буду рассказывать про зайчика. Зайчик, он бывает беленьким и сереньким. Как в загадке: “ Зимой – белый, а летом – серый”. Еще за зайчиком бегает лисичка. Зайчик кушает зимой веточки, а летом морковку. У зайчика задние лапки длинные, чтобы лучше бегать. Чтоб запутывать следы от лисички и волков. Если зайчик попадет к людям, то с него могут снять шкуру на шубу. Надо запретить людям из заек делать шубы.

Сережа.

Я хочу рассказать про северного оленя. Зимой они отгребают своими копытцами свою еду: мох и ягель. У него есть рога, он ими защищается от волков и лисиц. На зиму рога спиливают, чтобы ему легко было без рожек. Они живут с людьми – ненцами и помогают им. Возят нарты в оленьей упряжке и в тундру ненцев, пасти других оленей. Еще люди на севере едят оленье мясо, потому что оно вкусное и полезное.

Алиса.

Мне хочется рассказать про песца.

Песец бегает по тундре, по снегу и оставляет следы. Он меняет шубы. У него есть шуба черная, белая и черно-белая. Он похож мордочкой на собаку, а хвостиком на лису. Песцы живут в норах, как лиса и у него рождаются щенята, они тоже и зимой, и летом, и весной меняют шкуру. Из меха песца можно сделать воротник и шапку. Мех теплый.

Илья.

Мой папа ходит на охоту, поэтому я расскажу про белую куропатку. Я ее видел. Ее привез папа из тундры. У нас можно ездить на охоту. На домашних животных она похожа на курочку, только у нее маленькие глазки и клювик. Любит северные ягодки клевать бруснику, морошку, голубику. Умеет менять перышки: зимой просто белый снег и перышки белые, а когда тает снег – перышки серые, а еще она умеет летать и встречается не часто на охоте, она прячется за деревьями. А еще она делает себе гнездышко из веточек.

Владислав.

У нас в тундре бегают волки, но очень далеко. Они дикие. Волк охотиться на песцов, на куропатку, если поймает, она ведь может улететь. Он похож на собаку, она ему как братик. Только волк сильнее собаки. Оленям надо бояться волков и людям тоже.

Александра.

Я знаю полярную сову. Ее называют полярной, потому что она живет на Полярном круге. Она живет в дупле, на дереве. И все время сидит на ветке. У нее зимой белые перышки. У нее круглые глаза-кружочки, чтобы ночью было хорошо видно. Летом она ловит летучих мышей и ест, а зимой мышек, которые выходят за едой из-под снега.