Реализация федеральных государственных требований в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в Чувашской Республике

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

Актуальность темы исследования. В современных условиях, развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации и Чувашской Республике направлено на гармоничное развитие детей. При этом акцент делается на создание равных стартовых возможностей обучения. Это означает, что система дошкольного образования призвана обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста, в каком бы регионе России он не проживал, к какой социальной группе не принадлежал, тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Исходя из этих задач, система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, много модельной, отвечающей социальным запросам родителей, принадлежащих разным социальным группам и слоям населения.

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения должного качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что и было обеспечено при разработке и введении в действие государственных образовательных стандартов, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа реализации в современных условиях федеральных государственных требований в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в Чувашской Республике, а также проблем возникающих при этом, с целью внесения предложений по их устранению.

Целью написания аттестационной работы является выявление проблем, возникающих при реализации государственных требований в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в Чувашской Республике, и внесению предложений по их решению.

Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. определить содержание, формы и направления реализации государственной политики в сфере дошкольного образования;
2. проанализировать нормативно-правовые основы организации деятельности учреждений дошкольного образования в Чувашской Республике;
3. установить состав и структуру органов власти, осуществляющих организацию и управление деятельностью системы дошкольного образования в Чувашской Республике;
4. изучить содержание, структуру и роль федеральных государственных требований в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в обеспечении обучения и воспитания детей.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов и практиков организации дошкольного образования в России как А.А. Батяева, Р.Ю. Белоусова, А.В. Богданова, Н.А. Игнатюк, А.Н. Козырина, Н.В. Фединой и ряда других.

Нормативно-правовую базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон № 3266-1), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики (Закона Чувашской Республики от 28 января 1993 г. “Об образовании”, Положения о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики, утвержденного Кабинетом Министров Чувашской Республики 31 августа 2007 г. № 217, Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, Концепция развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года, иных правовых актов Чувашской Республики применяемых в области организации образовательного процесса.

Объектом исследования является деятельность Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по обеспечению реализации государственных требований в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Структурно аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические и правовые основы государственной политики в сфере дошкольного образования в Российской Федерации.

1.1. Теоретические и методологические аспекты содержания государственной политики в области дошкольного образования.

Образование представляет собой сферу общественной жизни, где самым тесным образом переплетаются интересы государства и граждан. Вот почему образовательная политика и крупномасштабные реформы в этой сфере, проводимые в настоящее время российским правительством, представляют интерес не только для чиновников, занятых в системе управления образованием, преподавателей вузов, школьных учителей, но и практически для всех российских граждан разных возрастных категорий, которые составляют самый многочисленный класс – обучающихся.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.

Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики (п. 1 ст. 1 Закона РФ “Об образовании”), что непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Государство заинтересовано в неуклонном развитии сферы образования, так как с этим напрямую связаны не только вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, но и успешное развитие российской экономики, социальное благополучие нации, а также состояние национальной безопасности.

Таким образом, сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:

– создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
– финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
– формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
– подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);
– укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);
– развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования).

Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона РФ “Об образовании” доклад Правительства РФ о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования должен ежегодно представляться палатам Федерального Собрания РФ и публиковаться в официальном печатном органе.

Оформляя основы правового регулирования государственной политики в области образования, законодатель установил запрет на создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием (п. 5 ст. 1 Закона РФ “Об образовании”).

Данный запрет в целом соответствует Конституции РФ (ст. 13, 14, 28 и 29) и направлен на исключение влияния указанных структур на содержание и порядок деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, органов управления образованием в целях защиты конституционных прав обучающихся. Следует отметить, что запрет не распространяется на частные образовательные учреждения (даже в том случае, если такое учреждение имеет государственную аккредитацию).

Норма, закрепленная в п. 5 ст. 1 Закона РФ “Об образовании”, не исключает для педагогов, должностных лиц, иных работников государственных, муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием возможность входить в организационные структуры политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) индивидуально.

Принципы (т.е. общие, основополагающие начала), которыми государство обязано руководствоваться при формировании и реализации своей образовательной политики, в том числе и при формировании законодательства в области образования, закреплены в ст. 2 Закона РФ “Об образовании”.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики. Он полностью соответствуют положениям Конституции РФ, устанавливающим правовой статус личности.

Российское образование имеет давние и богатые традиции. Названные принципы максимально полно их учитывают, подытоживая достижения отечественного образования, его нацеленность на общечеловеческие и универсальные ценности.

Свободное развитие личности в качестве принципа образовательной политики государства означает признание за ней собственной позиции и права на самоопределение в процессе образования.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Принцип, вытекающий из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, нашел свое развитие как в самом Законе РФ “Об образовании” (ст. 6, 28, 29, 31 и др.), так и в иных законодательных актах (например, в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ “О национально-культурной автономии” и др.).

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Этот принцип является одной из важнейших гарантий реализации конституционного права на образование. Каждый, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности, вероисповедания, местожительства, экономического достатка, имеет доступ к получению образования в рамках, установленных законом.

В ряде случаев для обеспечения общедоступности образования необходимо адаптировать систему образования к особенностям развития и подготовки обучающегося или воспитанника, например образовательные учреждения компенсирующего вида для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 было утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов (см., например, письмо Минобразования России от 25 марта 1999 г. № 27/502-6).

Адаптивность системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников проявляется также и в создании образовательных учреждений, реализующих образовательные программы повышенной сложности.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (см. ст. 14 Конституции РФ). В ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” закрепляется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими (ст. 5 того же Закона).

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

5. Свобода и плюрализм в образовании. Образование в демократическом обществе должно быть свободным, обеспечивающим плюрализм мнений, взглядов и убеждений. В противном случае невозможно воспитать подлинно свободную и независимую личность, гарантировать многие конституционные права и свободы (свобода мнений, творчества и т.д.). Конечно, свободу и плюрализм в образовании не следует воспринимать как вседозволенность, пропаганду и реализацию идей, запрещенных законом (расовая, религиозная и национальная вражда и нетерпимость, фашизм, пропаганда войны и т.д.).

Данная норма нашла свое развитие в п. 3 ст. 3 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, в котором закрепляется, что автономность, самостоятельность высших учебных заведений проявляется в предоставлении студентам, педагогическим и научным работникам определенных академических свобод – свободы педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободы студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Рассмотренные принципы государственной образовательной политики имеют особое практическое значение: они намечают основные направления развития образования и образовательного законодательства, с их помощью устраняются различного рода противоречия, коллизии, восполняются пробелы нормативного регулирования. Используются принципы и в практике правоприменения – судами, органами управления образованием, иными правоприменителями.

В настоящее время, когда ведется интенсивная работа по подготовке проекта нового федерального закона об образовании, принципы государственной политики России в области образования могут и должны стать гарантией преемственности в законодательном регулировании образовательных отношений и его нацеленности на реализацию конституционного права каждого на образование.

1.2. Организационно-правовые основы государственной политики в области дошкольного образования.

Главной целью государственной политики в области образования является реализация конституционного права граждан РФ на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Одно из основных направлений развития образовательной системы Российской Федерации – обеспечение равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп и слоев населения. Это означает, что государство обязано обеспечить каждому ребенку, независимо от места его проживания, тот уровень развития, те стартовые возможности, которые позволят ему успешно обучаться в начальной школе.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта. В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.

Нормативной основой реализации федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании являются: Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 “Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленные письмом Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. № 03-248.

Разработка проекта федеральных требований осуществлялась с привлечением ведущих ученых, научных сотрудников Российской академии образования. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития. Вместе с тем необходимо отметить, что этот документ не является стандартом дошкольного образования.

Дело в том, что федеральный государственный стандарт образования – это совокупность семи групп требований. До принятия федеральных требований в дошкольном образовании были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448.

Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее – образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в следующем:

1. Если раньше в большинство комплексных программ были включены разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Образовательных областей – 10, среди них традиционные (Физическая культура, Музыка, Труд, Чтение художественной литературы), новые (Коммуникация, Здоровье, Безопасность, Социализация).

2. Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и т.п.

3. Отказ от учебной модели организации пребывания детей в детском саду. Решать поставленные цели и задачи предполагается максимально приближаясь к разумному “минимуму”, т.е. не за счет расширения сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей через:

– образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
– образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
– самостоятельную деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии взаимодействия ДОУ и семьи.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. 

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

В последнее время родители, задавая ребенку традиционный вопрос, чем вы сегодня занимались, получают ответ – мы играли. Родители недоумевают – и больше ничем не занимались?

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

4. Принятый документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для родителей, для учителей начальной школы.

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому разработчики ФГТ предлагают раздел “Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности: 1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2) любознательный, активный; 3) эмоционально отзывчивый; 4) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; 8) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9) овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Глава 2. Организация реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в Чувашской Республике.

2.1. Общая характеристика системы дошкольного образования в Чувашской Республике.

Ключевые направления модернизации системы дошкольного образования в Чувашской Республике обозначены в Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, “Концепции развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года”.

Одной из актуальных для Чувашии является проблема доступности дошкольного образования. Численность детей от 1 года и старше, нуждающихся в устройстве в учреждения дошкольного образования, но местами в них не обеспеченных (очередность), составляет 16,4 тыс. человек. Для решения указанной проблемы в республике принята программа подпрограмма “Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы” Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы. В рамках подпрограммы в 2012–2014 годах запланировано строительство 24 новых зданий и 4 пристроев к функционирующим учреждениям, реконструкция 20 перепрофилированных детских садов, открытие 173 дошкольных групп в школах, более 30 частных центров игровой поддержки.. Также предполагается создать 1040 мест за счет открытия частных детских садов, получат дальнейшее развитие домашние и семейные детские сады как структурные подразделения дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время функционируют 11 семейных и 2 домашних детских сада (в г.г. Чебоксары, Новочебоксарск и Ядринском районе). Всего до конца 2014 года будет дополнительно создано более 12 тыс. мест, что позволит обеспечить местами всех детей старше двух лет.

Во всех районах и городах Чувашии открыты консультационные пункты по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей дома. Для детей, не посещающих детские сады, создаются группы кратковременного пребывания. В настоящее время функционируют 239 таких групп на 2692 места (в 2001 г. – 14 групп на 190 мест).

С 2000 года ведется целенаправленная работа по созданию дошкольных групп в общеобразовательных школах. Высвобожденные помещения в ходе реструктуризации школ (особенно в небольших населенных пунктах) реконструировались под детские сады. В результате этого в 185 школах (37%) открыты 244 дошкольные группы более чем на 4,0 тыс. мест, что в среднем заменило строительство 20 новых детских садов. В ближайшие три года в сельских школах будет введено дополнительно еще 3,5 тыс. мест для дошкольников, что заменит строительство 17 новых детских садов и позволит максимально удовлетворить спрос на дошкольные образовательные услуги в сельской местности.

В 2010 году принят Указ Президента Чувашской Республики “О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования”.

В городах Чебоксары и Канаш, Чебоксарском районе, в которых зарегистрирована наибольшая очередность в детские сады, в 2011 году стартовал пилотный проект для малоимущих семей “Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования”. Пособия в размере 4330 рублей по состоянию на конец 2011 года получают 3937 семей (в г.Чебоксары – 2847, г.Канаш – 365, Чебоксарском районе – 725).

На конец 2011 года в республике функционировало 435 самостоятельных дошкольных образовательных учреждений на 62,0 тыс. мест. Их посещали 57,5 тыс. детей. Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях, (на 100 мест приходится детей) составила 93 человека (в 2010 году – 99). На капитальном ремонте находится 3 дошкольных учреждения.

В течение 2011 года путевки в дошкольные учреждения получили 15,4 тыс. детей, что на 30,8% больше, чем в 2010 году. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение, сократилась за 2011 год на 6,7% и составила на конец 2011 года 16845 человек.

Основные показатели деятельности дошкольных учреждений
на конец года
  2010 2011
Число дошкольных образовательных    
учреждений – всего 438 435
в том числе:    
городская местность 217 219
сельская местность 221 216
Число мест – всего 55166 62047
в том числе:    
городская местность 35433 40149
сельская местность 19733 21898
Численность детей – всего, человек 54881 57479
в том числе:    
городская местность 38374 39759
сельская местность 16507 17720

2.2. Характеристика и анализ федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

– обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
– высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
– гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
– комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Настоящие Требования включают семь групп требований:

1) требования к кадровому обеспечению;
2) требования к материально-техническому обеспечению;
3) требования к учебно-материальному обеспечению;
4) требования к медико-социальному обеспечению;
5) требования к информационно-методическому обеспечению;
6 требования к психолого-педагогическому обеспечению;
7) требования к финансовому обеспечению.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Программа должна показать:

– как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников;
– какие педагогические технологии применяются в работе с детьми;
– как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.

Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

В соответствии с ФГТ Программа должна опираться на научные принципы ее построения.

– Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении;
– сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
– соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”;
– обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
– строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
– основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
– предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
– предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Кроме того, при разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в Образовательной программе означает:

– признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
– признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
– уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Чтобы отвечать принципу системности, Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Такой подход является основой для качественного разнообразия дошкольных образовательных учреждений, даже в пределах каждого из видов, побуждает их руководителей и педагогические коллективы к творческой деятельности.

Содержание Образовательной программы должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:

– сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
– формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
– интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
– формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
– развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
– развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

В соответствии с ФГТ Образовательная программа любого дошкольного учреждения состоит из двух частей:

1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 1) вид образовательного учреждения и связанную с ним специфику воспитательно-образовательного процесса, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей; 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка”;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);

5) принципы и подходы к формированию Программы.

Цели и задачи, сформированные в этом разделе, тесно взаимосвязаны с направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения, указанными в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении” (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666). Содержание этого раздела также созвучно с Уставом дошкольного образовательного учреждения и его Программой развития. Однако приоритетность задач может меняться и корректироваться в зависимости от итогов выполнения программы за прошедший учебный год, а также потребностей родителей, социума, в котором работает дошкольное учреждение.

Среди целей дошкольного образовательного учреждения также может быть внедрение (апробация) новых образовательных программ, технологий, методик или экспериментальная деятельность по внедрению в практику работы новых вариативных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, различных моделей дошкольного образования (дошкольное образование в модели семейного воспитания, центра игровой поддержки ребенка, лекотеки).

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:

1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.

Поскольку в соответствии с пунктом 2.4 ФГТ Программа должна: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; а также предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра,

Учитывая это, целесообразно представить проектирование воспитательно-образовательного процесса в табличных формах. В данных приложениях проиллюстрированы также способы реализации комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой “темы”. При этом в качестве видов тем могут выступать: “организующие моменты”, “тематические недели”, “события”, “реализация проектов”, “сезонные явления в природе”, “праздники”, “традиции” и др.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка” ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

В связи с положениями ФГТ при формировании в Образовательной программе раздела “Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей” важно показать:

– содержание воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей, включая цель (цели); задачи, ведущие к реализации цели, – для каждой возрастной группы; принципы; основные направления образовательной работы с детьми; формы организации образовательной деятельности, осуществляемой как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов; средства, методы и приемы работы с детьми;
– возможные пути интеграции различных образовательных областей.

В соответствии с ФГТ в данном разделе образовательной программы указывается перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий, согласующихся с ФГТ и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по концептуальным основам, целям, задачам и принципам.

В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия по концептуальным основам, целям, задачам и принципам должны быть согласованы с ФГТ. Важно, чтобы выбранные программы определяли содержание воспитательно-образовательной работы по всем образовательным областям.

Раздел программы “Содержание коррекционной работы” разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Планируемые результаты освоения детьми Образовательной программы. Как указано в ФГТ, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. В переходный период (до утверждения перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) предлагается использовать те комплексные и парциальные программы, которые содержат описание методов определения уровня развития детей на каждом этапе реализации программы с описанием промежуточных и итоговых результатов ее освоения.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

2.3. Проблемы реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в Чувашской Республике и пути их решения.

Стратегическое планирование развития системы дошкольного образования основывается на признании образования в целом как приоритетного направления социально-экономического развития Чувашской Республики.

Инновационное развитие дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами жизнедеятельности Чувашской Республики:

– со сферой экономики: развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов – интеллектуальных, материальных, финансовых и др.;
– со сферой строительства: разработка проектных решений новых типов зданий (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья) и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности; строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования;
– с производственной сферой: развитие современных технологий обеспечения инфраструктуры дошкольного образования в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями к материалам и конструкциям, детской мебели, спортивному инвентарю, игрушкам и другому специальному оборудованию с целью создания безопасной и адекватной среды образовательного учреждения и домашнего интерьера для детей;
– со сферой транспортной инфраструктуры: обеспечение адаптивными транспортными средствами детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в образовательное и культурное пространство; организация специальных маршрутов с целью создания условий по обеспечению доступности образования для всех детей, независимо от места проживания;
– со сферой здравоохранения и социального развития: осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального электронного паспорта для последующего психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.
– со сферой информатизации: разработка и внедрение информационных технологий специального назначения; создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;
– со сферой культуры: обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и его семьи;
– со сферой физкультуры и спорта: реализация вариативных моделей и комплексных здоровьесберегающих технологий физического воспитания и развития детей с учетом соответствия их физиологической зрелости и физического здоровья.

Таким образом, основными направлениями совершенствования ресурсного обеспечения инновационного развития дошкольного образования Чувашской Республики являются:

  • развитие новых моделей и структур дошкольного образования;
  • развитие новых организационно-экономических механизмов;
  • обновление содержания и технологий дошкольного образования;
  • развитие информационных и материально-технических ресурсов;
  • повышение качества кадрового обеспечения;
  • развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.

Институциональные преобразования системы дошкольного образования предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной принадлежности (образования, здравоохранения и социального развития, культуры, добровольных родительских сообществ и др.), в том числе с использованием новых организационно-правовых форм функционирования (автономная некоммерческая организация, автономное учреждение на основе нормативно-подушевого финансирования).

Перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования также связаны с созданием целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Экономическую основу развития дошкольного образования должны составить комплекс следующих мероприятий:

  • введение ваучерной схемы бюджетного финансирования дошкольного образования;
  • внедрение новых принципов долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений с участием родителей;
  • внедрение муниципального заказа на услуги дошкольного образования как нового подхода в управлении бюджетным сектором в сфере образования;
  • формирование многоканальных источников финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в дошкольном образовании.

Развитие качественных и доступных образовательных услуг требует технологической модернизации образовательной инфраструктуры:

  • обновление и структурирование содержания дошкольного образования на основе выделения системных компетентностей (начальных ключевых, начальных специальных (допредметных), определение этнорегионального компонента;
  • внедрение комплексных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;
  • разработка инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;
  • оптимизация содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования.

Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует:

  • разработки долгосрочной межведомственной целевой республиканской программы строительства и реконструкции зданий под дошкольные образовательные учреждения;
  • обеспечения всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения, внедрения программ дистанционного обучения;
  • создания современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления системой дошкольного образования и повышения качества образовательных услуг;
  • развития сегмента республиканской сети информационных коммуникационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инновационная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к качеству кадрового обеспечения. С этой целью необходимо:

  • создание системы сетевого непрерывного образования, отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям, на основе внедрения модульных образовательных программ;
  • создание условий для воспитания толерантной, поликультурной личности, формирования традиционных и трансверсальных компетентностей педагога, несущего высокую социальную ответственность за качество результатов дошкольного образования, гибко управляющего индивидуальными образовательными маршрутами детей, их личностным развитием;
  • внедрение системы мер для закрепления молодых специалистов, создание условий для их профессиональной переподготовки, повышения квалификации в ведущих российских, зарубежных научных и образовательных организациях;
  • создание республиканской системы прогнозирования, постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, специалистов различной специализации и квалификации;
  • совершенствование системы аттестации педагогических работников и других специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, внедрение механизмов конкурсного отбора на замещение вакантных должностей;
  • совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности и сервисных услуг.

Заключение.

Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить, что современная система дошкольного образования характеризуется принципиально новой ситуацией, заключающейся в соответствии с введением федеральных государственных требований в основной общеобразовательной программы дошкольного образования в необходимости изменить в детских садах организацию образовательного процесса. Это связано с тем, что ФГТ не предусматривают такой формы организации обучения, как занятия с детьми. ФГТ не содержат упоминания о занятии как структурной единице образовательной деятельности. Это значит, что сегодня необходимо отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, которая характеризуется как четко регламентированная структура деятельности. Внешне это принципиально новое заключается в том, что занятия в привычном для всех виде могут появиться только в подготовительной группе.

Однако отказ от занятий (но не от процесса обучения) и использование принципиально других форм работы с детьми для решения образовательных задач сегодня является наиболее сложным моментом для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная деятельность в соответствии с ФГТ должна осуществляться не на традиционных учебных занятиях, не в ходе учебной деятельности. Сегодня в понятие “занятие” следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Привычное для педагогов обучение детей через систему занятий необходимо перестроить на работу с детьми, построенную по “событийному” принципу. Воспитатели, обученные и подготовленные для работы в схеме реализации учебной модели и предметного принципа построения образовательного процесса, привыкли видеть в учебной деятельности самую важную часть своей работы.

ФГТ предусматривают интеграцию и “проживание” ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Современный образовательный процесс в детском саду должен быть построен на значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Они обозначены в ФГТ. Приоритетными в детском саду должны стать игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, трудовая и другие виды деятельности детей. Названные виды деятельности должны занимать важное место в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Следует также отметить, что в соответствии с ФГТ существенно изменилось представление о том, как организовывать детские виды деятельности. До введения ФГТ основными видами деятельности детей дошкольного возраста считались учение, игра и труд, а способами их организации – руководство этими видами деятельностей. Они традиционно были заключены в учебную деятельность, то есть в занятия по рисованию, по физической культуре, по ознакомлению с художественной литературой и окружающим миром, по развитию речи и др. В настоящее время изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми. Таким образом, с введением ФГТ смещены акценты в деятельности дошкольных образовательных учреждений с учебной деятельности на совместную образовательную деятельность. Если раньше совместная деятельность взрослого и детей осуществлялась вне занятий (организация питания, сна, прогулок) и воспринималась как “довесок” к учебной деятельности, то теперь основной линией работы воспитателя становится совместная образовательная деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов деятельности, а также в ходе режимных моментов.

Согласно ФГТ нужны новые формы работы с детьми, которые позволили бы так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Другими словами, каждый вид деятельности детей должен быть организован в соответствующих формах. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основными направлениями совершенствования инновационного развития дошкольного образования Чувашской Республики являются:

  • развитие новых структур дошкольного образования;
  • развитие новых организационно-экономических механизмов;
  • обновление содержания и технологий дошкольного образования;
  • развитие информационных и материально-технических ресурсов;
  • повышение качества кадрового обеспечения;
  • развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.

Список использованной литературы.

I. Нормативно-правовой материал:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. – № 237. – 25.12.1993; № 7. – 21.01.2009.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 51. – Ст. 5712; 2011. – № 1. – Ст. 1.
  3. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. (в ред. Федерального закона от 28.02.2012 № 11-ФЗ) // Российская газета. – № 172. – 31.07.1992; № 46. – 02.03.2012.
  4. О национально-культурной автономии: Федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 № 14-ФЗ) // Российская газета. – № 118. – 25.06.1996; № 25. – 13.02.2009.
  5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 № 385-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35. – Ст. 4135; 2011. – № 49 (ч. 5). – Ст. 7063.
  6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ) // Российская газета. – № 190. – 01.10.1997; № 142. – 04.07.2011.
  7. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 № 40-ФЗ) // Российская газета. – № 90. – 12.05.1999; № 60. – 08.04.2009.
  8. Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 216) // Собрание законодательства Российской Федерации. –1997. – № 11. – Ст. 1326; 2009. – № 12. – Ст. 1427.
  9. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 41. – Ст. 4089.
  10. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 // Российская газета. – № 200. – 24.09.2008.
  11. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации: утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 87) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 21. – Ст. 2603; 2012. – № 7. – Ст. 868.
  12. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 № 1034) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 10. – Ст. 1377; 2012. – № 3. – Ст. 411.
  13. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 // Российская газета. – № 15. – 26.01.2012. (Не вступил в силу.)
  14. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 9. – Ст. 1255.
  15. Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений: Приказ Минобразования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448 // Справочно-правовая система “КонсультантПлюс”, 2012. (Документ официально опубликован не был.)
  16. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федераации от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. – № 46. – 05.03.2010.
  17. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 // Российская газета. – № 261. – 21.11.2011.
  18. Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования: письмо Минобразования Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 27/502-6 // Бюллетень Минобразования Российской Федерации. – 1999. – № 5.
  19. Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования: письмо Минобрнауки России от 21 октября 2010 г. № 03-248 // Официальные документы в образовании. – 2011. – № 2.
  20. Конституция Чувашской Республики: принята Государственным Советом Чувашской Республики 30 ноября 2000 г., с учетом поправок, внесенных Законом Чувашской Республики от 13.09.2011 № 46 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2000. – № 11-12. – Ст. 442; 2011. – № 9. – Ст. 809.
  21. Об образовании: Закон Чувашской Республики от 28 января 1993 г. (в ред. Закона Чувашской Республики от 05.12.2011 № 92) // Советская Чувашия. – № 55-56. – 18.03.1993; Республика. – № 51-53. – 08.12.2011
  22. О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25 (в ред. Указа Президента Чувашской Республики от 21.12.2011 № 125) // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2008. – № 3. – Ст. 149; Вести Чувашии. – № 52. – 24.12.2011.
  23. О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования: Указ Президента Чувашской Республики от 17 мая 2010 г. № 61 // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2010. – № 5. – Ст. 366.
  24. Положение о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики: утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2007 г. № 217 (в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.11.2011 № 516) // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2007. – № 8. – Ст. 550; 2011. – № 11. – Ст. 1148.
  25. Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011 – 2020 годы: утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293 (в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2011 № 422) // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2008. – № 9. – Ст. 679; 2011. – № 9. – Ст. 932.

II. Литература.

  1. Батяев А.А., Наумова Р.Л. Комментарий к Закону РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 “Об образовании”. – М.: Система ГАРАНТ, 2011.
  2. Белоусова Р.Ю. Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами в дошкольном образовании региона // Проблемы современного образования. – 2011. – № 3. – С. 68-74.
  3. Богданов А.В. Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере образования // Вестник Тюменского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 48-54.
  4. Борзилова Л.В. Сравнительный анализ федерально-регионального образовательного законодательства России и Германии // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2010. – Т. 5. № 2. – С. 85-91.
  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
  6. Дошкольное образование [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. – 01.02.2012. <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/2586/389356> (25.03.2012).
  7. Дошкольные образовательные учреждения Чувашской Республики в 2009 году: стат. бюллетень / Чувашстат – Чебоксары, 2010 – 40с.
  8. Дошкольные образовательные учреждения Чувашской Республики в 2010 году: стат. бюллетень / Чувашстат – Чебоксары, 2011 – 40с.
  9. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. Учебник. – М.: Юстицинформ, 2012. – 374 с.
  10. Информация о развитии системы образования Чувашской Республике [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Отраслевая информация. – 12.01.2012. <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/2586/1165294> (25.03.2012).
  11. Козырин А.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы // Гражданин и право. – 2010. – № 11. – С. 17-19.
  12. Концепции развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Дошкольное образование. <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/2586/389356> (25.03.2012).
  13. Национально-культурные особенности организации образовательного процесса по физическому развитию дошкольников [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Дошкольное образование – Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/168295/258755/989162/1150132/1174300> (03.04.2012).
  14. Никитин А.А. Региональная составляющая образовательной стратегии // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. – 2006. – Т. 7. Вып. 1. – С. 37-58.
  15. Обеспечение доступности дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Образование в Чувашии. XXI век. <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/1155376/1168009/1168043> (03.04.2012).
  16. О сети дошкольных образовательных учреждений в 2011 году [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. – Образование. <http://chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBKRA08/IssWWW.exe/Stg/290212/dshk2011.htm> (03.04.2012).
  17. О состоянии дошкольного образования в Чувашской Республике. Аналитическая записка / Чувашстат. – Чебоксары, 2011 – 15 с.
  18. Повышение доступности услуг в сфере дошкольного образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Дошкольное образование. <http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./16/530/718335/930677/931174> (25.03.2012).
  19. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник / отв. ред. Попов Л.Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.
  20. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения / сост. Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. – Чебоксары: Новое время, 2010. – 48 с.
  21. Пчелинцева Л.М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних // Журнал российского права. – 2011. – № 2. – С. 8-11.
  22. Федина Н.В. Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы / материалы Междунар. научн.-практ. конф., Минск, 13-14 мая 2010 г. / под общ. ред. Г.Г. Макаренковой. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – С. 314-316.
  23. Федина Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Том № 1. – С. 79-83.

III. Электронные ресурсы

Приложение.

Основные показатели системы дошкольного образования Чувашской Республики.

Годы Количество ДОУ с учетом негосударственных, ведомственных ДОУ и начальных школ-садов В них детей

(тыс. чел.)

%

охвата

Очередность в ДОУ

(тыс. чел.)

Обеспеченность детей в возрасте от 1-до 7 лет местами в ДОУ (на 1 тыс. детей приходится мест)
2008-2009 учебный год 435 52,5 67,3 12,2 699
2009-2010 учебный год 439 53,7 66,7 14,8 676
2010-2011

учебный год

438 54,9 68,0 18,1 683
2011-2012

учебный год

 

435 57,5 69,9

(по предварительным данным)

16,8 685

(по предварительным данным)