Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности

Разделы: Технология, Внеклассная работа


1 слайд (Приложение 1): Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я попытаюсь дать характеристику важнейшей инновации в отечественном образовании – компетентностному подходу. Целью компетентностного подхода в образовании является выпускник как конкурентноспособная, социально и профессионально мобильная личность, обладающая необходимым набором сформированных ключевых компетенций, продуктивных компетенций в том числе.

Так же я хочу поделиться опытом формирования и развития продуктивной компетенции учащихся на кружковых занятиях объединения “Мир дизайна”, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д. Уровень сформированности продуктивных компетенций учащихся в кружковой деятельности характеризуют результаты участия в конкурсах различного уровня и выбор будущей профессии по своим компетенциям. Мои учащиеся участвуют в конкурсах творчества, часто побеждают, а после школы поступают учиться по своим направлениям дизайна.

2 слайд. Компетентностный подход. В связи с модернизацией российского образования, стал актуальным вопрос о применении компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников, целью которого является формирование ключевых компетенций у школьников.

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность образовательного процесса, а стало быть, успешность выпускников зависит не от обладания информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, работать в группах на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний

3 слайд. Образ выпускника – это конкурентноспособная, социально и профессионально мобильная личность, обладающая необходимым набором сформированных ключевых компетенций.

Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности выпускника школы в различных предметных областях, а помочь им самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях в дальнейшей жизни.

4 слайд. Ключевые компетенции – это умения, которые помогают человеку достигать поставленных целей, ориентироваться в новых ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Различают следующие ключевые компетенции выпускника школы:

  • Личностная или нравственная (определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью и способностью жить по традиционным нравственным законам).
  • Социальная (предполагает формирование гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение социальных практик, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей).
  • Общекультурная (предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры).
  • Интеллектуальная (проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; способности владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации).
  • Продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них).
  • Коммуникативная (наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым).

5 слайд. Продуктивная компетенция (умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них) формируется в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.

Большое значение в формировании продуктивной компетенции отводится дополнительному образованию детей, кружковым занятиям, мероприятиям, в ходе которых создаются различные творческие работы, проекты, презентации и т.д.

6 слайд. Кружковая деятельность. Сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий дополнительного объединения, все ученики могут стать компетентными в своей области… Кружковая деятельность предоставляет учащемуся наряду с углубленным изучением школьного предмета право на творчество, развитие продуктивных компетенций, и – что немало важно – поиск смысла жизни и своей профессии.

Каждое занятие кружкового объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ. Но практической работе для развития продуктивных компетенций отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы, приёмы работы. А вот при выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого учащегося в творческом контексте: конструкторском, художественном, технологическом... Педагог предлагает ряд заданий, способы выполнения проекта, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Учащийся имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.

7 слайд. Продуктивная компетенция формируется и развивается в творчестве – деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

8 слайд. Кружок “Мир дизайна”. Кружковым объединением “Мир дизайна” я руковожу на протяжении 7 лет. На занятиях использую всевозможные организационные формы, но своё предпочтение отдаю индивидуальной форме обучения, когда более качественно формируются и развиваются продуктивные компетенции, следующие умения и навыки учащихся:

  • пробы сил в заинтересовавшем направлении дизайна;
  • обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов, материалов и форм для достижения поставленной задачи;
  • навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений;
  • самостоятельный контроль хода выполнения работы и оценка результата;
  • оптимальная профориентация.

9 слайд. Формы подведения итогов. Подведение итогов кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение и характеризует степень усвоения учащимися программного материала объединения и уровень продуктивных компетенций учащихся.

Основными формами контроля учебной деятельности в объединении “Мир дизайна” являются:

  • Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
  • Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
  • Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку.
  • Конкурсы, фестивали. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют качественный уровень сформированности продуктивных компетенций учащихся.

10–19 слайды. Результаты мероприятий. В течение 2012 года обучающиеся объединения “Мир дизайна” под моим руководством заработали 14 дипломов I, II и III степени во всероссийских конкурсах детского творчества.

20 слайд. Задача педагога: увидеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора компетенций, важных для успехов в той или иной сфере деятельности:

  • потенциал личности,
  • потребность и способность к самообразованию,
  • осознание собственных достоинств и способностей,
  • способность личностного целеполагания,
  • адекватная профориентация,
  • стремление к успеху.

21–22 слайды. Студенты – выпускники объединения “Мир дизайна”.

23 слайд. Творческих успехов! Гиперссылка на творческую работу ученика 7 класса коррекционной школы 8 вида Конончука Бориса “Мой любимый край – Камчатка”.