Проект образовательной деятельности «Усатый – полосатый», построен на основе технологии синтеза искусств и является продуктом интеграции совместной работы музыкального руководителя, хореографа и педагога дополнительного образования по ИЗО.
Во время работы в проекте нами активно использовался алгоритм «ступенчатой интеграции» Д. И. Воробьевой – «увидеть, услышать, обыграть».
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Реализация различных видов проектов позволяет обеспечить интеграцию задач всех образовательных областей, интеграцию деятельности воспитателя с педагогами дополнительного образования.
Примером такого делового партнерства может служить проект «Усатый полосатый», завершением работы в котором, стал творческий досуг «Шоу мяу…»
Вид: творческий, краткосрочный – 1 неделя.
Тип: музыкально – творческий.
Форма: творческий досуг «Шоу мяу …».
Цель: активизация детских представлений об окружающем мире, формирование гуманного отношения к природе. Приобщение к музыкальному искусству.
Реализация любого проекта предполагает четкое планирование. При составлении технологической карты проекта необходимо учитывать осуществление задач разностороннего развития ребенка. В силу этого, практически любой проект, как средней так и длительной продолжительности, затрагивает все направления работы с детьми: социально-личностную, познавательно – речевую, художественно-эстетическую. физическое развитие и здоровье.
Социально-личностное развитие: создание выставки, этюды, имитация действий, проблемные ситуации.
Познавательно-речевое развитие: чтение, беседы, дидактические игры, настольно-печатные игры, малые фольклорные формы.
Физическая культура и здоровье: народные подвижные игры и забавы, пластические этюды.
Художественно-эстетическое развитие: выполнение совместных поделок с родителями.
Детское творчество: музыкальное, речевое, изобразительное, танцевальное на основе малых фольклорных форм.
Технологическая карта проекта
1. Чтение:
- С.Я. Маршак «Кошкин дом»;
- Е.И.Чарушин «Про Тюпу»;
- Н.Носов «Живая шляпа»;
- С.М.Маршак «Усатый полосатый»;
- А.Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке».
2. Рассматривание:
- иллюстраций Ю.Васнецова к русским народным потешкам с изображением котов;
- произведений художников анималистов Е.Чарушина, В. Ватагина и И.Ефимова, изображающих кошачьих;
- скульптур малой формы, изображающих кошачьих.
- Рассматривание и сравнение фотографий кошек разных пород.
3. Беседа о профессиях дрессировщика, ветеринара, грумера.
3. Наблюдение за поведением и повадками кошачьих дома, на улице.
4. Составление творческих рассказов о домашних любимцах.
5. Внесение в книжный уголок книг о кошачьих.
7. Чтение потешек стихов, загадок о котах.
8. Придумывание загадок, сказок о котах со старшими дошкольниками.
9. Художественно – творческая игры «Оживи скульптуру или рисунок», «Догадайся по описанию», «Кто нас нарисовал».
10. Лепка на темы «В стране кошек», «Кошачий цирк».
11. Рисование на тему «Если бы я был котом».
12.Создание в группах коллекций детских рисунков, пластилиновых и глиняных скульптурок кошачьих.
13. Театрализованная деятельность по английским народным песенкам в переводе С.Я.Маршака.
14. Совместная творческая деятельность с родителями – создание выставки «Мир разноцветных котов».
Активное участие родителей в реализации проекта «Усатый полосатый» позволило обогатить их опыт творческого общения с собственными детьми. Пополнилась художественно-развивающая среда группы, дети с гордость показывали поделки и рассказывали, как они с мамой и папой их создавали.
Проектная деятельность – это технология, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка. Работа в проекте имела большое значение для всех участников. Детям она позволила обогатить свой социальный опыт, расширила представления детей о мире живой природы, способствовало художественно – творческому и эмоциональному развитию детей. Участие в проекте родителей обеспечило гармонизацию детско-родительских отношений. Результатом работы в проекте для всех педагогов явилось получение навыков в построении воспитательно-образовательной работы с детьми, основанной на субъект – субъектной позиции взаимодействия с ребенком, где ребенок не объект педагогического воздействия, а партнер.
В НОД использованы локально-модульные технологии и приемы работы:
мелодекломация, пение, танцы, музыкально – творческие игры, работа с загадками, рисование школьными мелками на пленере.
Участники: дошкольники 3–7 лет.
Количество детей: 20 человек.
Длительность: 20 минут.
Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и формирование гуманного отношения к природе. Приобщение к музыкальному искусству.
Образовательная область Социализация.
Задачи:
- Постепенно раскрывать перед детьми чувство принадлежности к сообществу природы.
- Способствовать развитию представлений детей о собственном единстве с миром природы.
- Формирование знаний в области изобразительного искусства.
- Формирование представлений о музыкальном искусстве.
- На основе восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства вызвать интерес к изображению кошек.
Образовательная область Коммуникация.
Задачи:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать вместе.
- Формировать у детей представления о взаимоотношениях кошек через сравнение семейных отношений у людей (одухотворение живой природы).
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми посредством музыки.
Образовательная область Познание.
Задачи:
- Формировать общие представления о кошках, особенности внешнего вида, особенности издаваемых звуков, повадки.
- Знакомить детей с музыкальным творчеством, посвященным животным.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память и воображение, мышление.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Поддерживать мотивацию познания окружающего мира.
Образовательная область Художественное творчество.
Задачи:
- Дать представление о многообразии способов изображения кошачьих, как в изобразительном творчестве, так и в музыкальном.
- Расширять представления о представителях кошачьих, их внешнем виде, повадках.
- Учить в рисунке, передавать намерения котов (смотрят друг на друга, сердятся, играют в догонялки…).
- Способствовать созданию оригинальных и динамичных композиций.
- Способствовать художественно – творческому развитию детей: развивать способность переживания анималистическому образу.
- Развивать эмоциональное восприятие цвета.
- Упражнять в создании изображения при помощи школьных мелков.
- Развивать творческие способности детей, используя личный опыт и приобретенные знания о кошках создавать пластический образ маленького котенка и озорного кота.
Образовательная область Музыка.
Задачи:
- Создавать музыкально – художественные образы во время музыкальных игр и танцев.
- Воспитывать культуру слушания.
- Способствовать освоению детьми элементов танца и ритмопластики для создания образов.
- Развивать умения выразительного исполнения музыкальных произведений.
Предварительная совместная деятельность:
– Раскрашивание с детьми младшего и среднего
дошкольного возраста силуэтов котов, при помощи тычковых кисточек и гуаши.
– Изготовление и раскрашивание с детьми старшего
дошкольного возраста масок – шапочек котов и кошек.
– Разучивание стихов, песен и танцев логоритмических упражнений о котах.
Материал:
– Плакаты с наклеенными на них силуэтами котов
рыжего и серого цвета.
– Школьные мелки.
– Изготовленные детьми шапочки – маски котов и
кошек.
Ход совместной деятельности:
Ведущий: – Здравствуйте дорогие дети и взрослые. Я смотрю у вас есть ушки, усы, хвостики, а кто вы сегодня?
Дети: – Котята, коты, кошки.
А раз так, открываем наше «Шоу-Мяу» и приглашаем всех на разминку.
Общий танец (музыкальное сопровождение – В. Шаинского «Улыбка»).
Ведущий: – Ну, котятки молодцы, рассаживайтесь и теперь послушаем старших котят, они приготовили нам стихи.
Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.
«Котята».
Котенок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
«Коты».
Живут на земле,
Существа неземной красоты.
Я думаю, ты догадался,
Что это – коты!
«Кошки – мышки».
Сказала Кошка мышке:
– Давай с тобой дружить!
И будем этой дружбой,
До смерти дорожить!
Боюсь, – сказала Мышка,
Что цель твоя близка
И будет наша дружба
Предельно коротка!
– Ну что ж! – сказала Кошка,
Могу тебя понять!
Я вижу, что смекалку,
У мышек не отнять!
Ведущий: – А сейчас большие котята посидят, а маленькие котятки покажут какие у них мягкие лапки и как они умеют царапаться.
Песня «Цап-царап» (музыка С.Гаврилова, слова Р.Алдониной).
Ведущий: – Молодцы котяточки, бегите на стульчики, а теперь самые большие котята, почти коты и кошки нам расскажут стихи.
Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.
Сергей Михалков «Котята».
Вы послушайте, ребята,
я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята –
Их по счету ровно пять.Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.РАЗ – котенок самый белый,
ДВА – котенок самый смелый,
ТРИ – котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ – самый шумный.
ПЯТЬ – похож на ТРИ и ДВА –
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята –
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!Заходите к нам ребята,
Посмотреть и посчитать.
Ведущий: – Ребята-котята, посмотрите каких замечательных котов, нарисовали малыши. Два из них какого цвета? А другие четыре? Вот сейчас про рыжих котов споют нам песню старшие, большие котята.
Песня о котах («Жили, были два кота» музыка Е.Веврика, слова А.Чуркина).
Ведущий: – А сейчас, снова маленькие котятки расскажут, как они спят, резвятся.
Игра «На ковре котята спят» (логоритмическое упражнение).
Ведущий: – Ну а теперь, я – тетя кошка, загадаю вам всем загадки:
– Помурлыкала немножко и в клубок свернулась…
(кошка).
– Вот налью сметану в плошку, позову на завтрак …
(кошку).
– Распушив свои хвосты, размяукались … (коты).
– Ребятишки все хотят завести себе … (котят).
Ведущий: – А знаете, кошки без мышек никак не живут, точно так же как мышки без кошек и теперь посмотрим, как кошки помогают мышкам. Выходите старшие котята.
Танец «Пешком шагали мышки» (музыкальное сопровождение – песня Г.Гладкова «Кошки – мышки»).
Ведущий: – Теперь, когда вы все разогрелись и расшалились,
Веселая компания удвой свое внимание.
Я буду вам сейчас загадывать трудные загадки.
Раньше рифма помогала, теперь коварной стала,
Ты дружек не торопись на крючок не попадись.
Загадки «Удвой свое внимание».
– Знает даже и малыш, что Матроскин – это… (кот)
– К нам в открытое окошко залетела ночь… (мошка)
– Подрастет щенок, потом станет верным он…
(псом)
– Птицу с веерным хвостом называем мы…
(павлином)
Ведущий: – А вы знаете, что пока мы тут с вами разгадывали загадки, у нас уснул Васька-кот (выбрать кота из детей возраста, усадить на ковер в центре). Вот он. А мы вокруг него будем хоровод водить, выходите старшие котята.
Игра-хоровод «Вот проснется Васька-кот», (народная прибаутка).
Ведущий: – А сейчас, Рома и Ксюша споют нам шуточную песенку для котика.
«Кот сибирский» (музыка О.С.Борамыковой).
Ведущий: – Вы знаете, у одной девочки была кошка, которую не надо было уговаривать съесть сосиску, она итак была слишком шустрая и не послушная, и девочка ее за это ругала. Посмотрите, как это было. Покажут нам старшие котята.
Танец «Кошку девочка ругала» (музыкальное сопровождение – песня «Расплата» литовская народная мелодия).
Ведущий: – А кота Леопольда знают все. Он нам споет про хорошее настроение и мы сейчас все к нему присоединимся, выходите танцевать все котята и большие и маленькие.
Танец «Кот Леопольд» (музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского «Если добрый ты»).
Ведущий: – Ну, а сейчас объявляю «Мяу – дискотеку».
Общие танцы по желанию детей (музыка на усмотрение музыкального руководителя).
Ведущий: – А теперь продолжим наш праздник на улице. Посмотрите, как много у меня разноцветных мелков! Идемте, нарисуем на асфальте разных, разных котов, кошек и котят, и сказочных и настоящих.
Дети и педагоги входят на улицу, где под музыку рисуют школьными мелками.
Ведущий: – Вот и подошло к концу наше веселое «Шоу-Мяу». Желаем всем счастливого, теплого и солнечного лета. До новых встреч.
Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.
Планируемый результат:
Проведенная в ходе НОД деятельность, стимулирует детей к художественно – творческой деятельности, воспитывает доброжелательное отношение к окружающему миру и друг к другу.
Дальнейшая работа:
– Создание рисунков в нетрадиционной технике рисования.
– Продолжение работы с системой художественно –
развивающих игр и музыкальных игр.
– Освоение новых танцевальных композиций.