Цели:
- Развивать стремление быть терпимым в обществе людей: проявлять уважение к представителям другой национальности, инвалидам, нуждающимся.
- Обучать поиску компромисса как оптимальному способу выхода из любой спорной ситуации.
Оборудование: магнитная доска, плакаты по толерантности.
Формы работы: групповая
Технологии: упражнение Джеффа, техника медиации, “Образ и мысль”
Занятие начинается с упражнения Джеффа. Упражнение помогает раскрепоститься, свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение, уважать мнение других. Используется в качестве мотивации, “разогрева” аудитории.
Для проведения данного упражнения необходимо свободное пространство, так как предполагает свободное перемещение участников. Ведущий развешивает в помещении таблички с надписями “да”, “может быть”, “нет”. Родителям предлагается выбрать наиболее подходящий вариант ответа (“да”, “может быть”, “нет”) на предложенные вопросы и объяснить свой выбор. Упражнение проводятся в два этапа:
- первый - ответы на вопросы;
- второй - анализ происходящего.
После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их мнению. Желающие прокомментировать свою позицию могут сделать это.
При этом, частникам запрещается на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.
1. Вопросы, которые задает учитель
Хотели бы вы изменить свой возраст?
- Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права?
- Смогли бы вы дружить и любить человека другой национальности и расы?
- Имеете ли вы национальные и расовые предрассудки?
- Интересуют ли вас политические события в стране?
- Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
- Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
- Лучше быть умным, чем богатым?
Вы доброжелательно относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья?
Вы поддержите дружбу своего ребенка с ребенком, имеющим ограниченные возможности?
Вы положительно отнесетесь к созданию семьи вашего ребенка с человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья?
2. Возможные вопросы для анализа
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Что чувствовали, когда стояли по 2-3 против большинства?
- Что чувствовали к тем, кто давал противоположные ответы?
- Хотелось ли вам уйти?
- Менялось ли ваше мнение, когда слышали противоположный ответ?
- Были ли такие вопросы, о которых хотелось поговорить?
- Открыли ли вы что-то новое в себе?
3. Работа с плакатом
- Учитель задает вопросы родителям:
- Что изображено на плакате?
- Какие идеи хочет выразить автор?
- Согласны ли вы с мнением автора этого плаката?
- Кого можно назвать “белой вороной” в условиях современного общества?
. Обсуждение тезиса: “Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обучаться отдельно”. (Техника медиации)
(Медиация - это технология решения конфликта с участием нейтральной третьей стороны. Эта третья сторона в медиации имеет кардинально иную задачу, нежели, скажем, в суде. Судья выслушивает стороны и, основываясь на соответствующих статьях закона, выносит решение. Задача медиатора гораздо сложнее: он должен помочь конфликтующим сторонам самим найти решение спорного вопроса).
Родители делятся на 3 группы. Роли групп определяются согласно жеребьевке. Основным условием работы является
- 1 группа – команда утверждения. Выдвигает аргументы в защиту тезиса и отвечает на вопросы, заданные оппонентами;
- 2 группа – команда отрицания. Выдвигает аргументы в опровержение тезиса и отвечает на вопросы, заданные оппонентами;
- 3 группа – медиаторы. Группа должна организовать процесс решения спорного вопроса так, чтобы стороны были вовлечены в процесс абсолютно добровольного творческого поиска такого решения их спора, которое удовлетворило бы обе стороны и открыло новые возможности их дальнейшего сосуществования.
Важно, чтобы стороны не только высказывали свое мнение, но и выслушивали друг друга.
Заключительный этап.
На доске вывешивается плакат с закрытым словом “человек”. Родителям предлагается догадаться, что написано под рисунком, и какой смысл заложен в данном плакате. (используются приемы технологии “Образ и мысль”)
Вывод: Каждый из нас, независимо от цвета кожи, роста, полноты, пола... - ЧЕЛОВЕК.