Обучение грамоте "Согласные звуки [з], [з']. Буква "З, з""

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новыми звуками [з] [з’] и буквами З з.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
    • закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слова;
    • продолжить формировать умение работать с текстом;
    • формировать фонематический слух;
    • учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные;
    • расширять словарный запас.
  • Воспитательные:
    • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
    • воспитывать любовь к животным.
  • Развивающие:
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • развивать познавательный интерес к чтению;
    • развивать наблюдательность.

Оборудование:

  • схемы слов для звуко-буквенного анализа;
  • схемы предложений;
  • картинки парка, аквапарка, зоопарка;
  • картинки змей, зебры.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

– Назовите буквы глухих согласных звуков.
– Назовите буквы звонких согласных звуков.

2. Мотивация учебной деятельности

– Сегодня на уроке мы пойдем гулять.
– Где мы можем гулять? (В лесу, на улице, в парке.)
– Прочитайте слова  написанные на доске.
– Подберите слова к схеме.

ПАУК
АИСТ
РАК
КОТ

– Что обозначают эти слова? (Животные)
– Какой вопрос мы можем поставить? (Кто это?)
– Прочитав слово по первым буквам ,вы узнаете ,где мы будем гулять. (Парк)

3. Работа по теме

А)  – Что такое парк?
– Каким еще может быть парк?  (Приложение 1)
– Рассмотрите картинки. Сегодня мы гуляем в зоопарке.
– Почему он так называется?
– Кого мы там встретим?

Б) Откройте «Азбуку» на стр.90
– В каком парке  гуляют дети? (В зоопарке)
– На какие две группы можно разделить одушевленные предметы? (Звери и люди)
– Перечислите всех зверей. (Слон, лев, пони, бегемот)

В) Выделение звуков [з ] и [з’ ]

– Отгадайте загадки. (Приложение 2)

Длинная, а не нитка,
Злая, а не ведьма.
Черная, а не ворон. (Змея)

– Какой первый звук в слове змея? (з)
– Произнесите еще раз этот звук и охарактеризуйте его  (Согласный, звонкий, твердый.)

Разлинованы лошадки
Будто школьные тетрадки,
От копыт до головы. (Зебра)

– Сколько слогов в слове ЗЕБРА?
– Какой первый слог? Второй?
– Назовите первый звук в слоге ЗЕ.
– Дайте характеристику этому звуку.(согласный, звонкий, мягкий)

Г) Определите, где мы слышим звуки [ з] и [ з’]

Коза, козленок, звери, зубр, обезьяна, зоопарк, забор, разные.

Д) Знакомство с буквами.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.

– На что еще похожа буква З? (На пружинку)

Е) Печатаем буквы Зз и слоги  с мягкими и твердыми согласными.

Ж) Чтение слогов и дополнение их до слов.

АЗ  ЗА        ОЗ  ЗО       ЗИ  ИЗ
ЗИН            ЗИМА        ЗЕРНО
ЗИП            ЗИНА         УЗЕЛ
ЗЕР             МАЗИ         ЗАНОЗА

З) – О ком это стихотворение?

Любит зебра на лужайке
В полосатой бегать майке.
Зебра даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.

– Как называют место, где содержатся зебры? (Вольер)
– Как называется место , где содержатся змеи? (Террариум)
– Какими  еще  могут  быть  змеи? (Бумажные, Змей Горыныч.)
– 2013 год будет годом Змеи.

4. Работа над текстом

А) Чтение столбиков на стр.91

– Прочитайте двусложные слова, трехсложные ,четырехсложные.
– Как узнали? (Сколько в слове гласных столько слогов)

Б) Чтение текста «В зоопарке» цепочкой.

– О ком Анна Ивановна рассказала детям?
– Каких животных увидели ребята?

В) Выборочное чтение.

– Прочитайте про слона.
– Какие чувства вызвал он у девочки? Попробуйте при чтении передать чувство радости и удивления.
– Прочитайте про аквариум.
– Какие еще рыбы могут в нем жить?
– Прочитайте ,что вы узнали про змей?
– Каких еще зверей можно встретить в зоопарке?

Г) Чтение стихотворения на стр.90

Д)  Чтение столбиков на стр.91

– Прочитайте двусложные слова, трехсложные,четырехсложные.
– Как узнали? (Сколько в слове гласных столько слогов)
– Придумайте свой рассказ о каком-нибудь животном и расскажите о нем.

5. Рефлексия учебной деятельности

– С какими звуками познакомились на уроке?
– Что интересного узнали?