Пояснительная записка
Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для углубленного изучения биологии.
Программа построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности биологического разнообразия жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения.
Ведущими при отборе содержания профильного общеобразовательного курса биологии выступают следующие принципы:
фундаментальность;
профессиональная направленность;
связь теории с практикой.
Принцип фундаментальности требует введения в содержание курса биологических теорий, законов и закономерностей, а также методологических знаний и умений. Это позволит познакомить учащихся с такими методологическими категориями, как «объект исследования», «методы исследования», «научная гипотеза» сформировать знания о структуре биологической науки, истории её становления и развития, общенаучных и специфических методах, присущих биологии.
Из принципа профессиональной направленности вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении биологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, в профессиональной деятельности людей; о научных открытиях и вкладе учёных в развитие науки; о профессиях, связанных с биологией.
Принцип связи теории с практикой предполагает включения в содержание профильного курса знаний о практической значимости биологии и биологического образования, а также предусматривает значительное увеличение деятельностного компонента, что требует расширенной тематики лабораторных и практических работ.
Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.
Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.
Учебный предмет рассчитан на 280 учебных часа (по 4 ч в неделю в 10 и 11 классах).
Основные требования к достижениям учащихся 10-11 классов по биологии (профильный уровень)
Знать и понимать:
- особенности биологических систем и происходящих в них процессов: матричных реакций, ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, видообразования, исторического развития органического мира, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- строение биологических систем разного ранга: клетки, организма, вида, биоценоза и экосистемы; методы изучения биологических систем, вклад учёных-биологов в изучении биологических систем;
- основные положения биологических теорий ( клеточная теория, хромосомная теория наследственности, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропосоциогенеза, теория носферогенеза, теория коэволюции природы, человека и общества);
- Сущность процессов реализации генетической информации, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка, распада органических веществ, воспроизводства клеток и организмов, живого вещества биосферы; адаптации биологических систем к среде обитания, исторического развития и эволюционного усложнения организации и функционирования биологических систем;
- Причин эволюции органического мира, устойчивости, саморегуляции, саморазвития как смены экосистем;
- Возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии, клеточной и генной инженерии, медицинской генетики;
- Закономерности сосуществования природы и общества, путей рационального природопользования и необходимости сохранения биоразнообразия как основы устойчивого развития биосферы
Уметь:
- Приготовлять временные микропрепараты и рассматривать их при помощи светового микроскопа на разном увеличении;
- Планировать, организовывать и проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; обрабатывать полученные результаты с помощью компьютерной техники и методов математической статистики;
- Устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разного ранга и происходящими в них процессами;
- Формулировать основные теории и законы, объясняющие структурную организацию, функционирование и развитие биологических систем: клетки, организма, вида, экосистемы,
биосферы;
- Приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, а также мер её охраны;
- Доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на Земле;
- Распознавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы;
- Оценивать: изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности; действия мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии;
- Проводить наблюдения за состоянием экосистем, сезонными изменениями и развитием биогеоценозов;
- Использовать различные модели при изучении биологических систем;
- Получать и оценивать: значение информации из различных источников о биологических системах и процессах, последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад учёных в развитие биологических наук; значение биологических открытий для науки, техники.
Учебно-тематический план
Тема |
Кол-во часов |
|
Введение | 1 |
|
I. Введение в биологию |
||
1 | Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи | |
2 | Основные свойства живого. Многообразие живого мира | |
Всего | 6 |
|
II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. |
||
1 | Химическая организация живого вещества | |
2 | История представлений о возникновении жизни на Земле | |
3 | Предпосылки возникновения жизни на Земле | |
4 | Современные представления о возникновении жизни на Земле |
|
Всего |
23 |
|
III. Учение о клетке |
||
1. | Введение в цитологию |
|
2. | Строение и функции прокариотической клетки |
|
3. | Структурно-функциональная организация клеток эукариот |
|
4. | Обмен веществ в клетке (метаболизм) |
|
5. | Жизненный цикл клеток |
|
6. | Неклеточные формы жизни– вирусы и бактериофаги |
|
7. | Клеточная теория |
|
Всего |
34 |
|
IV. Размножение организмов |
||
1. | Бесполое размножение растений и животных |
|
2. | Половое размножение |
|
Всего |
16 |
|
V. Индивидуальное развитие организмов |
||
1. | Эмбриональное развитие животных |
|
2. | Постэмбриональное развитие животных |
|
3. | Онтогенез высших растений |
|
4. | Общие закономерности онтогенеза |
|
5. | Развитие организма и окружающая среда |
|
Всего |
18 |
|
VI. Основы генетики и селекции |
||
1. | История представлений о наследственности и изменчивости |
|
2. | Основные закономерности наследственности |
|
3. | Основные закономерности изменчивости |
|
4. | Генетика человека |
|
5. | Селекция растений, животных и микроорганизмов |
|
Всего |
57 |
|
VII. Эволюционное учение |
||
1. | Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина |
|
2. | Дарвинизм |
|
3. | Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция |
|
4. | Основные закономерности эволюции. Макроэволюция |
|
Всего |
48 |
|
VIII. Развитие органического мира |
||
1. | Основные черты эволюции животного и растительного мира |
|
2. | Происхождение человека |
|
Всего |
34 |
|
IX. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии |
||
1. | Понятие о биосфере |
|
2. | Жизнь в сообществах |
|
3. | Взаимоотношения организма и среды |
|
4. | Взаимоотношения между организмами |
|
Всего |
31 |
|
X. Биосфера и человек |
||
1. | Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы |
|
2. | Бионика |
|
Всего |
11 |
|
Заключение |
1 |
|
Лабораторные работы | 25 |
|
Итого |
280ч. |
Контрольные тестовые задания
1. Клетки прокариотических и эукариотических организмов сходны по:
а – наличию митохондрий
б – наличию рибосом
в – способности к митозу
2. Вирусы
а – состоят из белка и ДНК
б – могут размножаться только с использованием ДНК хозяина
в – являются облигатными внутриклеточными организмами
3. Ферментативная функция характерна
а – только для белков
б – для белков и углеводов
в – для белков и РНК
4. Гликолиз происходит
а – в цитоплазме только у аэробных организмов
б – в митохондриях
в – в цитоплазме у аэробных и анаэробных организмов
5. Синтез большей части АТФ у аэробных организмов происходит
а – при окислении, происходящем в матриксе митохондрий
б – с участием наружной мембраны митохондрий
в – с участием внутренней мембраны митохондрий
6. К фотосинтезу способны
а – только растения и цианобактерии
б – только растения
в – растения, цианобактерии и некоторые бактерии
7. Какое количество хромосом и ДНК содержится в клетке в анафазе митоза, если делится диплоидная клетка:
а – 2n 2 с
б – 4n 2 с
в – 4n 4 с
8. Делиться путем митоза могут
а – только диплоидные клетки
б – только гаплоидные клетки
в – клетки с любым набором хромосом
9. Кроссинговер – это процесс, который приводит к
а – мутациям
б – комбинативной изменчивости
в – появлению новых признаков
10. Споры у растений образуются путем
а – митоза
б – мейоза
в – у мхов путем мейоза, у остальных растений – путем митоза
11. У пчел путем партеногенеза развиваются
а – гаплоидные трутни
б – диплоидные рабочие самки
в – как диплоидные, так и гаплоидные пчелы
12. Эндосперм у покрытосеменных это
а – гаплоидный женский гаметофит
б – диплоидная ткань семени
в – триплоидная питательная ткань
13. Аллельные гены – это
а – гены, отвечающие за разные признаки
б – гены, находящиеся в сестринских хроматидах одной хромосомы
в – гены, занимающие одни и те же локусы в гомологичных хромосомах
14. В анафазе 1 мейоза
а – к полюсам расходятся биваленты
б – происходит расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам
в – делятся центромерные участки удвоенных хромосом и начинается движение хроматид к полюсам
15. Законы Г. Менделя не будут соблюдаться, если
а – гены взаимодействуют
б – взаимодействуют аллели
в – избирательно гибнут некоторые зиготы
16. Какой тип взаимодействия неаллельных генов наблюдается, если увеличение числа доминантных аллелей в генотипе приводит к усилению признака
а – эпистаз
б – комплементарность
в – полимерия
17. Сколько типов гамет образуется при таком генотипе:АаВвСсДД, если гены не сцеплены:
а – 2х2х2
б – 2х2х2х2
в – 2х2
18. В дигибридном скрещивании между генами А и В частота кроссинго-вера – 6%, между генами А и С – 13%, между генами В и С – 7%. Каков вероятный порядок расположения генов, если все они на– % ходятся в одной группе сцепления?
а – А-В-С
б – А-С-В
в – В-С-А
19. Аллель, обуславливающий коричневую окраску оперенья у кур находится в Х-хромосоме. Коричневая окраска доминирует над белой. Какую пару нужно взять для скрещивания, чтобы по цвету оперенья в 1-м поколении определить пол цыплят?
а – коричневую курицу и белого петуха
б – коричневого петуха и белую курицу
в – коричневых гетерозиготных птиц
20. "Волны жизни" являются важным фактором микроэволюции, так как они способствуют
а – сохранению генофонда вида
б – изменению генофонда популяции
в – расселению популяции
21. Повышение уровня организации в процессе эволюции называется
а – биологическим прогрессом
б – морфофизиологическим прогрессом
в – идиоадаптацией
22. Аналогичными органами у растений являются
а – корень и корневище
б – лист и чашелистики
в – тычинки и пестик
23. Угнетение культурных растений сорными связано с
а – внутривидовой борьбой
б – межвидовой борьбой
г – борьбой с условиями среды
24. Впервые легочное дыхание у позвоночных появилось
а – у кистеперой рыбы
б – у бесчелюстной рыбы
в – у земноводных
25. Первичными наземными споровыми растениями были
а – мхи
б – папоротники
в – псилофиты
26. К древнейшим людям относятся
а – неандертальцы
б – кроманьонцы
в – питекантропы
27. Первые орудия труда могли изготавливать
а – австралопитеки
б – древнейшие люди
в – древние люди
28. Общим предком человека и человекообразных обезьян были
а – дриопитеки
б – австралопитеки
в – Homo habilis
29. К атавизмам относится
а – складка в уголке глаза
б – обильный волосяной покров
в – аппендикс
30. Длина пищевой цепи лимитируется
а – количеством пищи
б – потерей энергии на каждом трофическом уровне
в – скоростью накопления органического вещества
31. Численность вида при случайном или намеренном переносе его из одной благоприятной области обитания в другую
а – возрастает
б – уменьшается
в – остается постоянной
32. Превращение нитратов в атмосферный азот происходит в результате деятельности бактерий
а – нитрифицирующих
б – денитрифицирующих
в – аммонифицирующих
33. Максимальная плотность жизни наблюдается
а – в литосфере
б – в гидросфере
в – на границе раздела сред
34. Сигналом к сезонным изменениям для растений и животных является
а – температура
б – количество пищи
в – длина светового дня
35. Биогенная миграция – это круговорот
а – органического вещества
б – энергии
в – элементов, входящих в состав организмов
36. Агроценоз отличается от биогеоценоза
а – основными компонентами
б – основной движущей силой эволюции
в – экологической пирамидой
37. На каждый последующий пищевой уровень переходит энергии
а – 1%
б – 10%
в – 100%
38. Основателем учения о биосфере является
а – Докучаев
б – Виноградский
в – Вернадский
39. Продуктивность экосистем в результате сукцессии
а – остается постоянной
б – возрастает
в – уменьшается