Рабочая программа по биологии для обучающихся профильных 10–11-х классов

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для углубленного изучения биологии.

Программа построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности биологического разнообразия жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения.

Ведущими при отборе содержания профильного общеобразовательного курса биологии выступают следующие принципы:

фундаментальность;
профессиональная направленность;
связь теории с практикой.

Принцип фундаментальности требует введения в содержание курса биологических теорий, законов и закономерностей, а также методологических знаний и умений. Это позволит познакомить учащихся с такими методологическими категориями, как «объект исследования», «методы исследования», «научная гипотеза» сформировать знания о структуре биологической науки, истории её становления и развития, общенаучных и специфических методах, присущих биологии.

Из принципа профессиональной направленности вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении биологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, в профессиональной деятельности людей; о научных открытиях и вкладе учёных в развитие науки; о профессиях, связанных с биологией.

Принцип связи теории с практикой предполагает включения в содержание профильного курса знаний о практической значимости биологии и биологического образования, а также предусматривает значительное увеличение деятельностного компонента, что требует расширенной тематики лабораторных и практических работ.

Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.

Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.

Учебный предмет рассчитан на 280 учебных часа (по 4 ч в неделю в 10 и 11 классах).

Основные требования к достижениям учащихся 10-11 классов по биологии (профильный уровень)

Знать и понимать:

  • особенности биологических систем и происходящих в них процессов: матричных реакций, ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, видообразования, исторического развития органического мира, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • строение биологических систем разного ранга: клетки, организма, вида, биоценоза и экосистемы; методы изучения биологических систем, вклад учёных-биологов в изучении биологических систем;
  • основные положения биологических теорий ( клеточная теория, хромосомная теория наследственности, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропосоциогенеза, теория носферогенеза, теория коэволюции природы, человека и общества);
  • Сущность процессов реализации генетической информации, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка, распада органических веществ, воспроизводства клеток и организмов, живого вещества биосферы; адаптации биологических систем к среде обитания, исторического развития и эволюционного усложнения организации и функционирования биологических систем;
  • Причин эволюции органического мира, устойчивости, саморегуляции, саморазвития как смены экосистем;
  • Возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии, клеточной и генной инженерии, медицинской генетики;
  • Закономерности сосуществования природы и общества, путей рационального природопользования и необходимости сохранения биоразнообразия как основы устойчивого развития биосферы

Уметь:

  • Приготовлять временные микропрепараты и рассматривать их при помощи светового микроскопа на разном увеличении;
  • Планировать, организовывать и проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; обрабатывать полученные результаты с помощью компьютерной техники и методов математической статистики;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разного ранга и происходящими в них процессами;
  • Формулировать основные теории и законы, объясняющие структурную организацию, функционирование и развитие биологических систем: клетки, организма, вида, экосистемы,

биосферы;

  • Приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, а также мер её охраны;
  • Доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на Земле;
  • Распознавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы;
  • Оценивать: изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности; действия мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии;
  • Проводить наблюдения за состоянием экосистем, сезонными изменениями и развитием биогеоценозов;
  • Использовать различные модели при изучении биологических систем;
  • Получать и оценивать: значение информации из различных источников о биологических системах и процессах, последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад учёных в развитие биологических наук; значение биологических открытий для науки, техники.

Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во часов

  Введение

1

I. Введение в биологию

 
1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи  
2 Основные свойства живого. Многообразие живого мира  
  Всего

6

II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

 
1 Химическая организация живого вещества  
2 История представлений о возникновении жизни на Земле  
3 Предпосылки возникновения жизни на Земле  
4

Современные представления о возникновении жизни на Земле

 
 

Всего

23

III. Учение о клетке

 
1.

Введение в цитологию

 
2.

Строение и функции прокариотической клетки

 
3.

Структурно-функциональная организация клеток эукариот

 
4.

Обмен веществ в клетке (метаболизм)

 
5.

Жизненный цикл клеток

 
6.

Неклеточные формы жизни– вирусы и бактериофаги

 
7.

Клеточная теория

 
 

Всего

34

IV. Размножение организмов

 
1.

Бесполое размножение растений и животных

 
2.

Половое размножение

 
 

Всего

16

V. Индивидуальное развитие организмов

 
1.

Эмбриональное развитие животных

 
2.

Постэмбриональное развитие животных

 
3.

Онтогенез высших растений

 
4.

Общие закономерности онтогенеза

 
5.

Развитие организма и окружающая среда

 
 

Всего

18

VI. Основы генетики и селекции

 
1.

История представлений о наследственности и изменчивости

 
2.

Основные закономерности наследственности

 
3.

Основные закономерности изменчивости

 
4.

Генетика человека

 
5.

Селекция растений, животных и микроорганизмов

 
 

Всего

57

VII. Эволюционное учение

 
1.

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина

 
2.

Дарвинизм

 
3.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

 
4.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

 
 

Всего

48

VIII. Развитие органического мира

 
1.

Основные черты эволюции животного и растительного мира

 
2.

Происхождение человека

 
 

Всего

34

IX. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

 
1.

Понятие о биосфере

 
2.

Жизнь в сообществах

 
3.

Взаимоотношения организма и среды

 
4.

Взаимоотношения между организмами

 
 

Всего

31

X. Биосфера и человек

 
1.

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

 
2.

Бионика

 
 

Всего

11

 

Заключение

1

  Лабораторные работы

25

Итого

280ч.

Контрольные тестовые задания

1. Клетки прокариотических и эукариотических организмов сходны по:

а – наличию митохондрий
б – наличию рибосом
в – способности к митозу

2. Вирусы

а – состоят из белка и ДНК
б – могут размножаться только с использованием ДНК хозяина
в – являются облигатными внутриклеточными организмами

3. Ферментативная функция характерна

а – только для белков
б – для белков и углеводов
в – для белков и РНК

4. Гликолиз происходит

а – в цитоплазме только у аэробных организмов
б – в митохондриях
в – в цитоплазме у аэробных и анаэробных организмов

5. Синтез большей части АТФ у аэробных организмов происходит

а – при окислении, происходящем в матриксе митохондрий
б – с участием наружной мембраны митохондрий
в – с участием внутренней мембраны митохондрий

6. К фотосинтезу способны

а – только растения и цианобактерии
б – только растения
в – растения, цианобактерии и некоторые бактерии

7. Какое количество хромосом и ДНК содержится в клетке в анафазе митоза, если делится диплоидная клетка:

а – 2n 2 с
б – 4n 2 с
в – 4n 4 с

8. Делиться путем митоза могут

а – только диплоидные клетки
б – только гаплоидные клетки
в – клетки с любым набором хромосом

9. Кроссинговер – это процесс, который приводит к

а – мутациям
б – комбинативной изменчивости
в – появлению новых признаков

10. Споры у растений образуются путем

а – митоза
б – мейоза
в – у мхов путем мейоза, у остальных растений – путем митоза

11. У пчел путем партеногенеза развиваются

а – гаплоидные трутни
б – диплоидные рабочие самки
в – как диплоидные, так и гаплоидные пчелы

12. Эндосперм у покрытосеменных это

а – гаплоидный женский гаметофит
б – диплоидная ткань семени
в – триплоидная питательная ткань

13. Аллельные гены – это

а – гены, отвечающие за разные признаки
б – гены, находящиеся в сестринских хроматидах одной хромосомы
в – гены, занимающие одни и те же локусы в гомологичных хромосомах

14. В анафазе 1 мейоза

а – к полюсам расходятся биваленты
б – происходит расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам
в – делятся центромерные участки удвоенных хромосом и начинается движение хроматид к полюсам

15. Законы Г. Менделя не будут соблюдаться, если

а – гены взаимодействуют
б – взаимодействуют аллели
в – избирательно гибнут некоторые зиготы

16. Какой тип взаимодействия неаллельных генов наблюдается, если увеличение числа доминантных аллелей в генотипе приводит к усилению признака

а – эпистаз
б – комплементарность
в – полимерия

17. Сколько типов гамет образуется при таком генотипе:АаВвСсДД, если гены не сцеплены:

а – 2х2х2
б – 2х2х2х2
в – 2х2

18. В дигибридном скрещивании между генами А и В частота кроссинго-вера – 6%, между генами А и С – 13%, между генами В и С – 7%. Каков вероятный порядок расположения генов, если все они на– % ходятся в одной группе сцепления?

а – А-В-С
б – А-С-В
в – В-С-А

19. Аллель, обуславливающий коричневую окраску оперенья у кур находится в Х-хромосоме. Коричневая окраска доминирует над белой. Какую пару нужно взять для скрещивания, чтобы по цвету оперенья в 1-м поколении определить пол цыплят?

а – коричневую курицу и белого петуха
б – коричневого петуха и белую курицу
в – коричневых гетерозиготных птиц

20. "Волны жизни" являются важным фактором микроэволюции, так как они способствуют

а – сохранению генофонда вида
б – изменению генофонда популяции
в – расселению популяции

21. Повышение уровня организации в процессе эволюции называется

а – биологическим прогрессом
б – морфофизиологическим прогрессом
в – идиоадаптацией

22. Аналогичными органами у растений являются

а – корень и корневище
б – лист и чашелистики
в – тычинки и пестик

23. Угнетение культурных растений сорными связано с

а – внутривидовой борьбой
б – межвидовой борьбой
г – борьбой с условиями среды

24. Впервые легочное дыхание у позвоночных появилось

а – у кистеперой рыбы
б – у бесчелюстной рыбы
в – у земноводных

25. Первичными наземными споровыми растениями были

а – мхи
б – папоротники
в – псилофиты

26. К древнейшим людям относятся

а – неандертальцы
б – кроманьонцы
в – питекантропы

27. Первые орудия труда могли изготавливать

а – австралопитеки
б – древнейшие люди
в – древние люди

28. Общим предком человека и человекообразных обезьян были

а – дриопитеки
б – австралопитеки
в – Homo habilis

29. К атавизмам относится

а – складка в уголке глаза
б – обильный волосяной покров
в – аппендикс

30. Длина пищевой цепи лимитируется

а – количеством пищи
б – потерей энергии на каждом трофическом уровне
в – скоростью накопления органического вещества

31. Численность вида при случайном или намеренном переносе его из одной благоприятной области обитания в другую

а – возрастает
б – уменьшается
в – остается постоянной

32. Превращение нитратов в атмосферный азот происходит в результате деятельности бактерий

а – нитрифицирующих
б – денитрифицирующих
в – аммонифицирующих

33. Максимальная плотность жизни наблюдается

а – в литосфере
б – в гидросфере
в – на границе раздела сред

34. Сигналом к сезонным изменениям для растений и животных является

а – температура
б – количество пищи
в – длина светового дня

35. Биогенная миграция – это круговорот

а – органического вещества
б – энергии
в – элементов, входящих в состав организмов

36. Агроценоз отличается от биогеоценоза

а – основными компонентами
б – основной движущей силой эволюции
в – экологической пирамидой

37. На каждый последующий пищевой уровень переходит энергии

а – 1%
б – 10%
в – 100%

38. Основателем учения о биосфере является

а – Докучаев
б – Виноградский
в – Вернадский

39. Продуктивность экосистем в результате сукцессии

а – остается постоянной
б – возрастает
в – уменьшается