"Однородные члены предложения (комплексный анализ текста)". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (446 кБ)


Цель урока:

  • Продолжить формирование и закрепление учащихся навыков работы с текстом.
  • Закрепить навыки орфографического и пунктуационного разбора; отработать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, обобщающими словами, а также в предложениях, осложненных не только однородными членами, но и причастными и деепричастными оборотами.
  • Формировать речевые навыки и умения учащихся.
  • Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами. Экспрессия (латинское слово) – выразительность, сила проявления (чувств, переживаний).
  • Развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Текст.

Наступила ноч... в л...су. По ств...лам и суч...ям толстых д...рев...ев п...стукивает м...роз хлоп...ями осыпае...ся лё...кий серебря...ый иней. В тёмном высоком неб... видимо-невидимо ра...сыпались яркие зимние звёзды. Тихо бе...звучно в зимнем л...су и на л...сных снежных полянах.

Но и в м...розные зимние ночи прод...лжае...ся скрытая ж...знь в л...су. Вот хрус...нула и сл...малась мёрзлая ветка – это пр...б...жал под д...рев...ями мя...ко по...прыгивая заяц-б...ляк. Вот что(то) ухнуло и страшно вдруг зах...х...тало: где(то) закр...чал филин. Завыли и зам...лчали волки.

По алмазной скатерт... сн...гов оставляя узоры сл...дом пр...б...гают лё...кие ласки охотя...ся за мышками х...рьки бе...шумно пр...л...тают над снежными сугробами совы.

Как сказочный ч...совой уселся на голом суку г...л...вастый серый с...вёнок. В н...чной т...мноте он один слыш...т и в...дит как идёт в зимнем л...су скрытая от людей жизнь.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения А.Фета “Это утро, радость эта...” - сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения известного русского поэта А. Фета. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся).

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

Сегодня один из уроков, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова. В стихотворении поэт использовала однородные члены и обобщающее слово всё.

А что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами?

Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и движение человеческой души.

Сообщение целей урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И. Соколова-Микитова, поработаем с этим текстом и подготовимся к сочинению-миниатюре. Что вы можете сказать об авторе? (Ответы учащихся).

Сообщение об авторе. У Ивана Сергеевича Соколова Микитова (1892-1975) много рассказов: о природе, о птицах и зверях. И это не удивительно, т.к. он родился в семье лесничего (в Смоленской области). Рано узнал лес. Полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. С 1951 года поселился в Карачарове, Конаковского района нашей области.

Работа с текстом: давайте прочитаем рассказ Соколова-Микитова. Сразу подумайте, как его можно озаглавить. Чтение рассказа учителем. О чем вас заставил задуматься рассказ? О том, как необычна и сказочная зимняя ночь в лесу. Как бы вы озаглавили этот текст? У Соколова-Микитова это “Зимняя ночь”. К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте своё мнение. К художественному: в тексте словами нарисована картина зимней ночи, описана скрытая от людей жизнь. А к какому типу речи мы отнесем этот текст? Это описание. Как же автору удалось сделать это описание таким ярким? Давайте разберёмся все вместе. Назовите глаголы, с помощью которых мы увидели скрытую жизнь леса (вместе со словами, к которым они относятся).

  • Постукивает мороз
  • Осыпается иней
  • Рассыпались звёзды
  • Продолжается жизнь
  • Хрустнула и сломалась ветка
  • Пробежал заяц
  • Что-то ухнуло и захохотало
  • Закричал филин
  • Завыли и замолчали волки
  • Пробегают ласки
  • Охотятся хорьки
  • Уселся совёнок
  • Он слышит и видит
  • Жизнь идет

Какие из них употреблены в переносном значении?

Какие слова ещё употреблены в переносном значении? Метафоры: серебряный иней, алмазная скатерть. Сравнения: осыпается хлопьями, как сказочный часовой. Объясните написание этих слов.

Самостоятельная работа с орфографией текста. Задание: вставить буквы и выделить морфемы, где пропущены буквы (текст имеет каждый ученик). Работа на доске и на листочках.

Найдите в тексте предложения с однородными членами. Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

При каком условии всегда ставится запятая между однородными членами? (При отсутствии союза).

При каком условии запятая между однородными членами не ставится? (Два однородных члена соединены союзом и).

Как можно различить однородные и неоднородные определения? (Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову, допускают вставку союза и; неоднородные определения относятся к определяемому слову по-разному: непосредственно к существительному относится только ближайшее из них, а другое – ко всему словосочетанию “определение с существительным” и не допускается вставки союза и) (см. слайд 7).

Назовите определения.

  • Легкий и серебряный иней
  • В тёмном и высоком небе
  • На лесных и снежных полянах
  • Морозные и зимние ночи
  • Головастый и серый совёнок

Какие синтаксические конструкции ещё присутствуют в этом тексте? (Сложные предложения, деепричастные и причастные обороты).

Видите, ребята, как И.С. Соколов-Микитов в небольшом очерке создал яркую, образную картину зимней ночи.

Вот и вы попробуете создать небольшое описание или зимнего утра, или зимнего дня.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра “Зимний день” или “Зимнее утро”. Напоминаю: сочинение-миниатюра – это сочинение небольшого размера. Дифференцированно:

  • 1 группа: использовать конструкции с однородными членами;
  • 2 группа: употребить предложения, осложненные не только однородными членами, но причастными и деепричастными оборотами, а также сложные предложения.

Повторение пунктограммы: “Обобщающие слова при однородных членах”. Практикум. Обратите внимание на доску. Записаны предложения (без знаков препинания). Задание: расставить знаки препинания, объяснить их графически (на доске и в тетрадях).

Что это за предложение? (С обобщающими словами при однородных членах). Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах? (Двоеточие и тире).

Составьте схемы этих предложений (только обобщающие слова).

Выводы. Ребята, мы с вами сегодня анализировали рассказ И.С. Соколова-Микитова. Обратите внимание на то, какими выразительными, экспрессивными возможностями обладают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения.