Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Разделы: Биология


Образовательные задачи: сформировать знания о хромосомном механизме определения пола; о гомогаметных и гетерогаметных организмах; сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах; продолжить формирование умений в решении генетических задач.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедийный проектор, системный блок, таблица “Определение пола”

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка основных понятий генетики (слайд 1)

(Опрос проводит один из наиболее подготовленных учеников класса)

III. Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока (слайд 2,3)

Постановка проблемного вопроса: от чего зависит пол будущего организма? (слайд 4)

Где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые в каждом конкретном случае приводят к развитию зародыша определенного пола?

Эпиграфом к уроку могут стать слова писателя Бориса Васильева: “Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”. Итак, попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос.

Что же такое пол?

(следуют ответы учащихся, затем пояснения учителя)

Полсовокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организма.

(Все новые понятия учащиеся записывают в рабочие тетради)

Каждый организм характеризуется определенным набором хромосом – кариотипом (слайд 5).

Впервые подробно генетику пола изучил американский ученый Т. Морган в опытах с мухой – дрозофилой.

Почему именно этот объект был выбран для исследований?

(следуют ответы учащихся, затем демонстрируется слайд 6)

Изучим кариотип мужской и женской особей дрозофилы (слайд 7)

Ответьте на вопросы:

1. Сколько одинаковых (гомологичных) пар хромосом у дрозофилы?

2. Сколько пар хромосом отличных у самца и самки дрозофилы?

3. Что называют аутосомами?

4. Что называют половыми хромосомами?

5. Какие хромосомы участвуют в определении пола?

Каков же механизм определения пола у дрозофилы? (слайд 8)

В клетках тела самок дрозофил присутствуют две одинаковые половые хромосомы, такой пол называют гомогаметным. В клетках самцов половые хромосомы разные, такой пол называют гетерогаметным.

Познакомимся с кариотипом человека (слайд 9)

Ответьте на вопросы:

1. Сколько пар половых хромосом у человека?

2. Сколько пар аутосом у мужчины и у женщины?

3. Какой пол гетерогаметен, гомогаметен?

Женский пол человека – гомогаметен, мужской – гетерогаметен (слайд 10)

Каков механизм определения пола у человека? (слайд 11)

(следует ответ учащихся)

Но не у всех организмов женский пол гомогаметен, а мужской – гетерогаметен (слайд 12)

Решите задание и ответьте на вопросы: (слайд 13)

(один из учащихся выполняет задание у доски, остальные в тетрадях, затем осуществляется проверка)

Составьте схему скрещивания с использованием половых хромосом на примере птиц, если гетерогаметным является женский пол (+ZW >ZZ)

В какой момент определяется пол будущего организма?

Сделайте вывод: от чего зависит формирование пола?

Каково соотношение полов?

Выводы учащиеся записывают в рабочие тетради (слайд 14)

Формирование пола связано с комбинацией половых хромосом.

Соотношение полов 1:1.

А сейчас нам предстоит познакомиться с некоторыми признаками, которые зависят от пола (слайд 15).

Наследование черепаховой окраски у кошек (слайд 16)

Выполните задание: определить пол и окраску шерсти животного, если известно, что рыжая окраска шерсти – рецессивный, черная окраска – доминантный ген, сцепленный с Х - хромосомой (слайд 17)

Дополнительная информация: сообщение учащегося “Черепаховый кот” (слайд 18)

У человека есть признаки и некоторые заболевания, зависящие от пола.

Что такое дальтонизм? (слайд 19)

Ответьте на вопросы:

1. С какой хромосомой сцеплен ген, отвечающий за цветовую слепоту (дальтонизм)?

2. Какой признак является рецессивным?

3. Почему этот ген проявляет себя?

4. Почему дальтонизмом страдают мужчины?

IV. Закрепление

Блицопрос (слайд 20)

1. Какая хромосома определяет пол организма?

2. В каком процессе происходит определение пола?

3. Чем отличаются Х – хромосома от Y – хромосомы?

4. С какими хромосомами сцеплены некоторые признаки организма?

5. Назовите признаки, сцепленные с полом.

Повторение новых понятий (слайд 21)

  • Пол
  • Аутосомы
  • Половые хромосомы
  • Кариотип
  • Гомогаметный пол
  • Гетерогаметный пол
  • Гены, сцепленные с полом

Итоги урока (выставление оценок)

V. Домашнее задание (слайд 22)