Пояснительная записка
По словам замечательного французского педагога XIX века Альфреда Фуллье, ребёнка надо приспособить к будущему человечества. Это значит, что школа призвана обеспечить у ученика готовность к дальнейшему развитию – за стенами школы: учить детей так, чтобы никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли бы поставить его в тупик. Для этого необходимо обучать детей хотя бы простейшим формам общения (в устной и письменной формах), которое предполагает владение умениями составления делового письма.
Этому способствует представленная программа элективного курса “Письменная русская деловая речь”. Этот курс предлагается учащимся 9-ых классов для предпрофильной подготовки, так как предназначен для ознакомления с работой секретаря-референта, делопроизводителя.
Программа элективного курса составлена с учётом тех знаний и умений, которыми школьники уже овладели в процессе изучения русского языка, что позволяет избежать дублирования уже известного учащимся о деловой речи и совершенствовать умения на новом материале.
Программа курса рассчитана на 10 часов.
Цели курса:
- подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в профессии секретаря-референта и делопроизводителя;
- способствовать совершенствованию устной и письменной речи в целом и письменной русской речи делового стиля в частности.
Задачи курса:
- создание словарного запаса, определённого на основе содержания языкового минимума деловой речи;
- углубление знаний об официально-деловом стиле;
- формирование представления о сферах употребления конкретных жанров деловой речи;
- совершенствование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков русской речи в процессе составления текстов деловых бумаг;
- привитие интереса к изучению текстов официально-делового стиля речи;
- ознакомление с основами профессии секретаря-референта, делопроизводителя.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- определиться в правильности выбора дальнейшего профиля обучения;
- определять жанры деловых бумаг, входящие в каждую тематическую группу;
- анализировать текст, то есть определять его основную мысль, тип и стиль, использованные в нём языковые средства;
- составлять типовые формуляры, то есть стандартные типы таких документов, как заявление, объяснительная записка и т.д.
Формы организации обучения: лекции, беседы, практические работы.
Формы проведения занятий: индивидуальные, групповые.
Виды занятий: теоретические, практические.
Формы контроля: презентация деловой беседы, составление деловых бумаг, тест.
Учебный план
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное | О профессии секретаря-референта,
делопроизводителя Понятие о деловой речи Требования к деловой речи История вопроса |
1 | 1 | |
2 | Почтовые отправления | Адрес на конверте Письмо Почтовый перевод |
3 | 2 | 1 |
3 | Личные документы, имеющие отношение к службе | Заявление Объяснительная записка Апелляция |
2 | 1 | 1 |
4 | Документы, удостоверяющие, характеризующие личность | Деловая автобиография Деловая характеристика Резюме |
3 | 1 | 2 |
5 | Контрольный урок | Презентация деловой беседы. Составление деловых бумаг. Тест. | 1 | 1 | |
Всего | 10 | 5 | 5 |
Содержание курса
Тема 1. Введение. О профессии секретаря-референта, делопроизводителя. Понятие о деловой речи. Требования к деловой речи. История вопроса. (1 ч.)
Ознакомление с особенностями работы секретаря-референта, делопроизводителя. Деловая речь как один из стилей литературного языка, её связь с практическими требованиями жизни. Приметная черта делового стиля – процесс стандартизации деловой речи.
Тема 2. Почтовые отправления. Адрес на конверте. Письмо. Почтовый перевод. (2 ч.)
Почтовые правила оформления адреса. Новые “Правила оказания услуг почтовой связи”, действующие с 1 января 1998 года.
Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Письма деловые (служебные) и личные. Служебные письма как носитель определённой информации и правовой документ. Реквизиты служебных писем. “Предмет речи” личных писем и их примерный план.
Практическая работа №1. Определить жанровую разновидность деловых (служебных) писем с учётом использованных языковых средств.
Написать письмо другу, подруге, в котором рассказать о прочитанной книге, просмотренном фильме.
Написать свой адрес, а потом – адрес своих родственников, живущих в другой республики или области, правильно распределяя все части адреса на конверте.
Заполнение бланка почтового перевода.
Тема 3. Личные документы, имеющие отношение к службе. Заявление. Объяснительная записка. Апелляция. (1 ч.)
Заявление как официальный документ, установившаяся форма и план заявления. Простые и сложные заявления.
Элементы логической схемы объяснительной записки, её реквизиты.
Апелляция как обращение в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела.
Практическая работа №2. Написать заявление с просьбой принять, например, на временную работу, обратив особое внимание на вступительную часть.
Составить объяснительную записку с учётом всех реквизитов документа.
Составить текст апелляции, учитывая, что это обращение в вышестоящие инстанции.
Тема 4. Документы, удостоверяющие, характеризующие личность. Деловая автобиография. Деловая характеристика. Резюме. (1 ч.)
Две разновидности автобиографии: автобиография – официальный документ и автобиография – литературное произведение. Структурные элементы деловой автобиографии.
Деловая характеристика как официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т. п. деятельности кого-нибудь.
Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного.
Практическая работа №3. Написать деловую автобиографию, включив основные её элементы. Определить отличие резюме от автобиографии.
Практическая работа №4. Охарактеризовать одного из товарищей, рассказав о его жизни, поступках, поведении, чувствах и мыслях, о его отношении к своим обязанностям в семье и школе.
Дать характеристику любимому герою из литературного произведения.
Контрольный урок. (1 ч.)
Презентация деловой беседы. Составление деловых бумаг. Тест.
Тезаурус
- Автобиография – описание своей жизни.
- Апелляция – обжалование решения суда в более высокую судебную инстанцию с целью пересмотра дела.
- Заявление – 1. официальное сообщение в устной или письменной форме; 2. письменная просьба о чём-нибудь.
- Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
- Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного.
- Характеристика – официальный документ с отзывом о служебной, общественной и т.п. деятельности кого-нибудь.
Литература
- Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. (Пособие для учителей и учащихся). – Казань: ИПКРО РТ, 1999.
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. – М.:Просвещение, 1998.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2005.
- Кривенцева И.Н. Русский язык. Деловая речь, деловое письмо. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Щепинина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2001.