Цели.
- Дать понятие о различении морфемного и словообразовательного разбора слова.
- Способствовать формированию умения производить морфемный и словообразовательный разбор слова.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, умения видеть и восхищаться её красотой.
Оборудование. Образцы письменного морфемного и словообразовательного разбора слов, портрет И.С. Тургенева.
Ход урока
I. Актуализация прежних знаний, умений, навыков.
1. Организационный момент (объявление темы урока, постановка его цели).
2. Работа с текстом.
Вечерняя з.ря дог.рала. Начал расст.латься туман.
Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я зар.сли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. (По И.С. Тургеневу)
Вопросы к классу.
- Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чём он? Определите тему этого текста. Озаглавьте так, чтобы в заголовке выражалась тема этого текста. Найти предложения, связанные грамматически.
(Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически, значит, его можно озаглавить: “Вечер”, “Возвращение домой”.)
- Найти эпитеты в этом тексте.
(Эпитет – художественное, образное определение: мрачный лес, быстрые шаги).
2) Грамматическая работа.
Синтаксический разбор предложений.
а) У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес.
б) Я осмотрел окрестность и спустился с холма.
Задания. а) Сделать транскрипцию слов: я, стеной, скатертью, носились, моей.
Найти слова, в которых количество буков и звуков не совпадает. Объяснить почему.
б) Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне (заря, догорала, расстилаться, заросли) и пять слов с проверяемыми гласными в корне. Орфограммы обозначить.
в) Игра “Четвёртый лишний”.
1) задержать, обвинять, собирать, удивлять;
2) блестеть на солнце, замирать от страха, обижать друга, отпирать замок.
г) Произвести морфологический разбор слов: мыши, летучие, осмотрел.
д) Произвести морфемный разбор слова окрестность.
II. Формирование новых понятий, способов действия.
Произвести словообразовательный разбор слова окрестность.
Вопрос к классу.
- Чем отличается словообразовательный разбор слова от морфемного?
Работа с учебником.
Изучение теоретического материала § 35 “Морфемный и словообразовательный разбор слова”, ознакомление с планами морфемного и словообразовательного разбора слова.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
1. Выполнение по заданию упражнения 178 стр. 78 учебника. (Слова с суффиксами: свежесть, вестник, лесник, истинна, картофелина; слова без суффиксов: доблесть, плотник, малина.)
2. Выполнение по заданию упражнения 179 стр. 79 (построение словообразовательных цепочек).
IV. Итог.
Домашнее задание: параграф 35 (знать планы морфемного и словообразовательного разбора слова), выполнить по заданию упражнение 180 стр. 79.