Этническая и языковая мозаика. 10-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Учебник Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина, География. Современный мир: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений

Цели

  • образовательные: выявить географические особенности этнического и языкового состава населения мира;
  • развивающие: совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическим материалом;
  • воспитательные: продолжить формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: учебник, географический атлас 10 кл., мультимедийный проектор, экран, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Вводное слово учителя, постановка учебных задач, актуализация темы.

II. Изучение нового материала:

Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Понятие этнос (от греч. ethnos) – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

Низшая ступень общности – племя; средняя – народность; высшая – нация.

Современный мир – калейдоскоп народов, которых, по разным оценкам, насчитывается от 4 до 5 тыс. их численность может составлять о десятков человек до сотен миллионов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Характер национального состава.

Национальный критерий лежит в основе образования государств. Выделяют однонациональные, двунациональные и многонациональные государства.

Используя текст учебника и карты атласа, приведите примеры однонациональных, двунациональных и многонациональных государств.

Несовпадение этнических и государственных границ приводит к разобщенности народов, а часто и к приграничным конфликтам.

По численности народы мира различны.

Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

Проанализировав таблицу (приложение 1), выпишите десять первых народов по численности населения, сделайте вывод, как численность народа влияет на удельный вес в населении страны.

Классификация народов по языку

Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация: а) по численности; б) по языку.

Самая крупная единица языковой классификации – языковая семья, которая делится на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

  • Индоевропейская (более 2,5 млрд.чел.)
  • Сино-тибетская (свыше 1 млрд.чел.)
  • Афразийская (более 250 млн.чел.)

Численность большинства остальных семей значительно меньше.

Групповая работа:

Каждая группа получает задания, по изучению этнического состава населения мира. (приложение 2, приложение 3, приложение 4). Время на подготовку 10 минут.

Выступление групп.

III. Закрепление:

По карте “Народы мира” определите к каким языковым семьям относятся народы Монголии, Финляндии, Мали, Туниса, Израиля, Таджикистана.

(Тестовые задания на экране)

Самопроверка.

III. Рефлексия:

Самооценка.

(заполняют карточку с перечислением критериев оценки успешности выполнения учебных заданий). (приложение 5)

IV. Домашнее задание:

Параграф 12, стр.53-55.

Сообщения на тему межнациональные конфликты в современном мире.