Цель:
- Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию.
- Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
- Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание.
- Развивать память, внимание.
- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: Серия картин по теме “Зимние развлечения”.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание зимних иллюстраций в вечернее время.
Ход занятия
Организационный момент - пальчиковая гимнастика “Зима”
Снег ложится на дома,
Улицы и крыши
Тихо к нам идет зима,
Мы ее не слышим...
1 часть. Дидактическая игра. Беседа по теме:
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Как можно назвать эту серию картин? (“Зимние развлечения”)
- Какая погода стояла в тот зимний день? (солнечный, теплый, безветренный), воспитатель побуждает по-разному называть какой день изображен на картине.
- Как вы определили, что день теплый и солнечный?
- Давайте рассмотрим картину повнимательнее.
- Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе.
- Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?
- Что происходит на горке? Девочка в желтой шапке катается с горки на санках. Давайте дадим ей имя. (Маша)
- Что делает мальчик в синих штанишках? Как мы его назовем? ( Миша)
- Что делают дети на катке?
Кто кормит птиц крошками и зерном? (Мальчик в синей куртке). Дадим ему имя (Саша)
2. Игра на внимание “Кто самый внимательный?”
- Вы долго рассматривали картину, а теперь посмотрим, кто же из вас самый внимательный?
- Сколько мальчиков изображено на картине?
- Какие птицы изображены на картине?
- Сколько детей катается на катке?
- Что у Снеговика вместо рук?
- В какой куртке вышел гулять Саша?
3. Физ.минутка.
Игра с мячом “Что можно делать зимой? (дети стоят по кругу, воспитатель каждому по очереди кидает мяч с вопросом “Что можно делать зимой?”. Дети отвечают: кататься на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу и т.д.)
4. Дидактическое упражнение “Составь рассказ по картине”.
Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы, а теперь будем учиться составлять рассказ по картине. Дома маме расскажите про то, как можно играть на улице зимой. Ей будет интересно послушать. Я буду вам помогать.
- В теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Маша катается с горки на санках. Рядом с горкой Миша лепит снеговика, вместо рук он ему приделал веточку. Девочки на льду катаются на коньках. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях: крошек хлебных принесли и зернышек. “Не бойтесь, птички, мы вас не обидим!”, - говорит птицам Саша, протягивая зернышки на ладошке. Хорошее время года – зима!
(Воспитатель задает схему рассказа так, что она наталкивает ребенка на описание и повествование. Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, побуждая их не повторять ответы друг друга).
5. О чем мы сегодня говорили? Анализ занятия.