Цели урока:
- ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;
- научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы.
Задачи:
- Обучающие: способствовать изучению разветвляющихся алгоритмов, полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
- Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развитие познавательного интереса к предмету.
- Воспитательные: развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности и умения работать в группах, в паре и самостоятельно.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Презентация), листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), опорный конспект урока для учащихся (Приложение 3), задания для самостоятельной работы (Приложение 4), смайлики для рефлексии (желтые и красные)
В начале урока класс делится на три группы:
1 гр. – 1 уровень сложности (базовый уровень),
2 гр. – 2 уровень сложности (повышенный уровень),
3 гр. – 3 уровень сложности (углубленный уровень).
В каждой группе заранее учителем выбирается капитан (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин.)
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
III. Изучение нового материала (12 мин.)
IV. Закрепление изученного (20 мин.)
- Работа в группах
- Работа в парах.
- Самостоятельная работа.
V. Подведение итогов урока (3 мин).
VI. Рефлексия (1 мин.)
VII. Домашнее задание (1 мин.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем интересный урок. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть капитан, который будет отмечать в листе оценок количество правильных ответов (+), когда вы будете работать группой и в парах. Капитан также поставит Вам оценку за активное участие в группе. Я тоже Вам поставлю оценку за активность работы группы, а также за самостоятельную работу. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок. Во время урока все новые определения Вы будете вписывать в опорные конспекты.
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
- Дайте определение алгоритму;
- Перечислите свойства алгоритма;
- Назовите способы записи алгоритмов;
- Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
- Какой алгоритм называется линейным?
- Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:
а)
б)
в)
III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя: Каждый
день, совершая определенные действия, мы
выполняем какой-либо алгоритм.
Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной
жизни, относящиеся к линейным алгоритмам.
(Ученики приводят примеры линейных алгоритмов:
посадки саженца в саду, приготовление кофе и
т.д.)
К сожалению, в жизни линейные алгоритмы
встречаются довольно редко. Всегда появляются
какие-нибудь условия, которые
изменяют алгоритм.
Например: вы умываетесь, чистите зубы и
вдруг перестала идти вода или закончилась паста.
Утром, собираясь в школу, мы обязательно
посмотрим в окно: если идет дождь, то берем с
собой зонт… (Ребята продолжают приводить
примеры). Такие условия встречаются в нашей
жизни довольно часто.
Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский
богатырь выберет только одну в зависимости от
своей цели и некоторого условия, написанного на
камне.
Таким образом, появляется новый вид алгоритма.
– Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или
«развилкой»).
– Попробуйте дать ему определение. (Разветвляющийся
алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости
от условия выполняется либо одна, либо другая
последовательность действий)
– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они
отличаются? Как бы вы их назвали? (Полная и
неполная форма ветвления).
– А теперь попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока:
Цель урока:
- познакомиться с алгоритмической структурой ветвление;
- изучить полную и неполную формы команды ветвления;
- Научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схем.
Учитель дополняет ответы учащихся и записывает полную и неполную форму ветвлений на алгоритмическом языке и на языке Паскаль.
Полная | Неполная |
Если условие то действие 1 иначе действие 2 | Если условие то действие 1 |
if условие then действие 1 else действие 2 | if условие then действие 1 |
Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:
Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет. | Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах. |
IV. Закрепление изученного
1. Работа в группах
Каждая группа получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.
1 группа | |
С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» |
|
2 группа | |
Вы отправляетесь в кино. Подойдя к кинотеатру, вы обнаруживаете, что сегодня идут два фильма: новая серия «Гарри Поттера» и новый боевик с Сильвестром Сталлоне. Если есть билеты на первый, то пойдете смотреть его, иначе будете смотреть боевик. | |
3 группа | |
А.С.Пушкин |
Учитель: В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и алгебраическими выражениями.
Выражения, используемые в качестве условий.
A < B | A меньше B |
A <= B | A меньше или равно B |
A = B | A равно B |
A > B | A больше B |
A >= B | A больше или равно B |
A<>B | A не равно B |
Условия такого типа называют простыми условиями. Простое условие состоит из двух операндов, соединенных операциями отношения. Его значение считается истиной, если это отношение соблюдается, или ложью в противоположном случае.
Рассмотрим пример:
х | 5 | –2 | 0 |
у | 30 | 6 | 10 |
Предложить ученикам написать программу на языке Паскаль вместе с учителем.
Program zadacha1; Var x,y: integer; begin writeln(‘Введите x:’); readln (x); if x<0 then y:= 8+x; else y:= 4*x+10; writeln (‘y= ’,y ); end. |
2. Работа в парах
Ребята внутри каждой группы делятся на пары.
Задание: Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:
1)
а | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
х | –5 | –1 | 3 | 18 | 22 |
Выслушиваются ответы всех пар и сравниваются с правильным. Если учащиеся допустили ошибки, то они разбираются.
2) Для более подготовленных учащихся
Ввод Х | 4 | 148 |
Вывод Х | 20 | 220 |
3. Самостоятельная работа. (Приложение 4). Каждый ученик садиться за компьютер. На рабочем столе открыв файл «Самостоятельная работа», он выбирает одно любое из предложенных заданий и строит в тетради блок-схему. Тетради в конце урока сдаются учителю на проверку.
V. Подведение итогов урока
– На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами из таких предметных областей как литература и математика.
Учитель: Приведите примеры из других областей наук, где вы встречались с разветвляющимися алгоритмами. (Физика: если ускорение равно нулю, то движение равномерное, иначе неравномерное. Химия: если на внешнем энергетическом уровне больше 3 электронов, то металл, иначе неметалл; Русский язык: если вопрос к глаголу содержит « ь», то глагол пишется с «ь» знаком, иначе без «ь» знака).
Учитель: Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся» структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!
VI. Рефлексия
– Каков же результат нашего урока?
Выполните алгоритм: Если понравился урок, то
поднимите желтый смайлик, иначе красный смайлик.
Учитель: Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?
VII. Домашнее задание в опорном конспекте (любые два задания)
Литература:
- Н.Г.Угрнинович «Информатика и ИКТ», базовый курс – Москва, БИНОМ, 2005.
- А.А.Чернов «Конспекты уроков по информатике в 9-11 кл», Волгоград, Учитель, 2006.