Реализация ФГТ при планировании совместной деятельности взрослого и детей в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности.

Любая деятельность, в том числе и планирование, основывается на определенных принципах:

  • коллегиальности (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
  • систематичности, последовательности, регулярности педагогических воздействий; взаимодействия разных видов детской деятельности;
  • непрерывности;
  • интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содержания образовательных областей);
  • практичности, реальности;
  • учета конкретных условий.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является календарь тем. Выбор тем ориентирован на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

  • явлениям нравственной жизни ребёнка (доброта, друзья и др.);
  • окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
  • миру искусства и литературы (поэзия, детская книга, театр и др.);
  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
  • наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

При построении календаря праздников было учтено следующее:

количество тем самостоятельно определено педагогами, реализующими Программу, в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными и российскими праздниками или событиями);

  • указанные темы определены социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями;
  • рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования;
  • в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника (итогового мероприятия) самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу;
  • период подготовки к каждому празднику определяется педагогами (в начале учебного года), реализующими Программу, в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы, тематикой праздника;
  • формы проведения праздника (итогового мероприятия), формы работы по подготовке к празднику носят рекомендательный характер;
  • подготовка к праздникам (итоговым мероприятиям) представляет собой описание средств решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы.

При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному “минимуму”. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2-3 недели.

Модель планирования образовательного процесса

  1. Режим дня
  2. Расписание НОД
  3. Календарь тем на период с 01.09. по 31.08.
  4. Комплексно-тематический план
  5. Перспективный план - ФЭМП, обучению грамоте (на учебный год, с темой не связывается).
  6. Календарный комплексно-тематический план образовательного процесса.

В основу календарного комплексно-тематического планирования образовательного процесса использована форма планирования воспитательно-образовательного процесса по О.Скоролуповой, Н.Фединой (Приложение 1).