Цель: Исследование закономерностей изменения численности населения на примере своей местности.
Задачи:
- Обучающие – отработка умений работать со статистическими данными, используя персональный компьютер для обеспечения информационного процесса.
- Развивающие – развитие умений и навыков использования программы MS Excel на уроках математики.
- Воспитательные – воспитание любви к малой родине, развитие умения действовать в группе, с уважением относиться к суждениям одноклассников.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры
Ход урока
I. Организационный момент.
Запишите тему нашего сегодняшнего урока “Наглядное представление статистической информации”. Цель нашего урока - исследование закономерностей изменения численности населения на примере своей местности.
II. Изучение нового материала
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, для чего необходима и чем занимается статистика. И мы знаем, что всякое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом предмете или процессе. Предметом нашего исследования мы выбрали изменение численности населения нашего сельского поселения.
Изменение численности населения – следствия изменения различных ее составляющих (рождаемость, смертность, миграция). Изменение одного показателя обязательно приводит к изменениям других показателей.
Для того чтобы более наглядно проследить эти изменения сегодня на уроке мы будем графически изображать изменение численности населения нашей деревни. Данные предоставлены Усвятской сельской администрацией за несколько прошедшие лет.
Графическое изображение наиболее наглядное, можно отследить динамику изменения ключевых элементов в целом.
Поэтому в статистике для наглядного представления данных широко используют различные способы их изображения: графики, столбчатые и круговые диаграммы, полигоны и гистограммы. (Слайд 2)
Столбчатые диаграммы используют тогда когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных полученных в результате статистического исследования. Столбчатые диаграммы строят из прямоугольников расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Равные основания прямоугольников выбирают произвольно. (Слайды 3 - 4)
Для наглядного изображения между частями используемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы. Если результат исследования представлен в виде таблицы относительных частот, то для построения круговой диаграммы круг разбивается на сектора, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определенным для каждой группы данных. (Слайды 5 - 6)
Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона.
Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигон. (Слайды 7 - 8)
Интервальные ряды данных изображают с помощью гистограмм. Гистограммы представляют собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота – частоте или относительной частоте. Таким образом, в гистограмме в отличие от обычной столбчатой диаграммы, основание прямоугольников выбирают не произвольно, а строго определенной длины интервала. (Слайды 9 - 10)
Программа MS Excel специально предназначена для работы с табличными данными и различными способами их построения.
Сегодня мы будем работать с вами в программе Excel. Наша работа должна быть наглядным подтверждением того, что изменение какого-либо элемента обязательно приведет к изменению других элементов, т.е. численности населения в целом. Нам надо будет объяснить, почему и сделать вывод.
III. Закрепление изученного материала. Практическая работа.
У каждого из вас на столе лежит инструкционная карточка. Пошаговое выполнение заданий приведет вас к верному выводу.
Инструкционная карточка
- На рабочем столе откройте файл Microsoft Excel “Изменение численности населения”.
- По данным таблицы при помощи мастера диаграмм
постройте диаграмму, гистограмму, или полигон с
легендой.
- Выделить диапазон ячеек В1: В12, нажать Ctrl, выделить диапазон ячеек Е1: Е12 . С помощью мастера диаграмм построить диаграмму, гистограмму, или полигон. (Запустить Мастер диаграмм с помощью команды (Вставка - Диаграмма...)). На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм в списке Тип: выбрать Гистограмма, диаграмма или полигон (график). И сравнить, как изменилась численность населения в связи с изменением рождаемости;
- Выделить диапазон ячеек. С1: С12, нажать Ctrl, выделить диапазон ячеек Е1: Е12 . С помощью мастера диаграмм построить диаграмму, гистограмму, или полигон. (Запустить Мастер диаграмм с помощью команды (Вставка - Диаграмма...)). На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм в списке Тип: выбрать Гистограмма, диаграмма или полигон (график). И сравнить, как изменилась численность населения в связи с изменением смертности;
- Выделить диапазон ячеек, D1: Е12, содержащих исходные данные с помощью мастера диаграмм построить диаграмму, гистограмму, или полигон. (Запустить Мастер диаграмм с помощью команды (Вставка - Диаграмма...)). На появившейся диалоговой панели Мастер диаграмм в списке Тип: выбрать Гистограмма, диаграмма или полигон (график). И сравнить, как изменилась численность населения в связи с изменением миграции;
- Выделить диапазон ячеек В1: С12, нажать Ctrl, выделить диапазон ячеек Е1 : Е12, с помощью мастера диаграмм построить диаграмму, гистограмму, или полигон. И сравнить, как изменилась численность населения в связи с изменением рождаемости и смертности.
- Обсудите полученные результаты.
- Сохраните полученные результаты под именем АВС (где АВС - ваши инициалы).
IV. Заключительная часть урока
Продемонстрируйте полученные построения на экране. Докажите, выявили ли вы изменения численности населения в связи с изменением других составляющих.
Вывод: с изменением одного из составляющих численности населения (рождаемость, смертность, миграция) приводит к изменению численности населения в целом.
V. Рефлексия
Для того что бы оценить прошедший урок вам необходимо залить цветом который по вашему мнению соответствует данному уроку рисунок который находиться в вашем компьютере (красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – удовлетворительно, синий - плохо).
Год | Рождаемость | Смертность | Миграция | Общая численность населения |
2000 | 4 | 3 | 4 | 346 |
2001 | 4 | 3 | 5 | 342 |
2002 | 1 | 2 | 4 | 337 |
2003 | 5 | 4 | 2 | 336 |
2004 | 8 | 1 | 1 | 342 |
2005 | 10 | 3 | 3 | 349 |
2006 | 3 | 4 | 5 | 345 |
2007 | 7 | 2 | 4 | 346 |
2008 | 5 | 2 | 5 | 344 |
2009 | 4 | 3 | 1 | 344 |
2010 | 5 | 4 | 2 | 347 |