Вид проекта: исследовательско -творческий.
По составу: детско-взрослый, групповой, краткосрочный (одна неделя)
Возраст детей: третий год жизни
Объект исследования: дом для кошки и котят
Проблема: устройство дома для кошки и котят
Часто дети просят у своих родителей подарить им кошечку или собаку - “Друга”. Для родителей это лишняя головная боль, а с другой стороны положительным решением данного вопроса мы даем детям возможность почувствовать ответственность перед этим маленьким существом: погулять, покормить, убрать мусор. Очень важно дать ребенку понять, что котенок или щенок – это тоже член семьи, у которого как и у людей должен быть дом.
Актуальность исследования в том, что нам хотелось донести до ребенка и его родителей понятие “Дом для всех и каждого”.
Цель исследования: формировать представления о домашнем животном – кошке и доме для кошки (жилище для живого существа)
Цель исследования определила следующие ЗАДАЧИ:
1. Дать детям представления о кошке, домашнем животном.
2. Дать представление о доме (определение, назначение, наполнение)
3. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках кошку, ее детенышей и называть их. 4. Привлекать внимание детей к тому, как взрослые ухаживают за животными (кошкой). 5. Учить наблюдать за кошкой, не беспокоя ее и не причиняя ей вреда.
6. Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
7. Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: мебель, посуда, домашние животные.
8. Развивать у детей умения сооружать элементарные постройки по образцу (дом, дорожка, мебель), используя сюжетные игрушки для обыгрывания.
9. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовыми действиями (строить, стирать, кормить, и т.д.), упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где).
10. Приучать слушать сказки, потешки (малые фольклорные формы: “Киска,киска”, “Как у нашего кота”; А.Мовшович “Пушистые лапки”, В.Орлов “Грустная киска”, С.Михалков “Котята”,фрагменты сказки “Кошкин дом” Маршака, и т.д.) Сопровождать чтение произведений игровыми действиями.
11. Учить детей изображать (рисовать, лепить, приклеивать) знакомые предметы (Дорожка, клубочек, посуда, дом и т.д.)
12. Рассматривать иллюстрации Ю.А Васнецова к произведениям (“Кисонька-мурысенька”, “Тили-тили-тили бом...”, “Радуга-дуга”, “Кошка в сапожках” и др. )
13. Обеспечение ребенку эмоционального благополучия через развитие культурно досуговой деятельности.
14. Привлекать детей к посильному участию в развлечениях, играх и забавах (игры с пением “Кошка” муз. Ан.Александрова, сл.Н.Френкель; инсценировка песни “Кошка и котенок” муз. М.Красева).
15. Формировать у детей умение выполнять несколько действий с одним объектом. Учить играть рядом.
16. Развивать умение слушать музыку, подпевать, воспринимать и воспроизводить движения (слушание: муз. М.Раухвергера,сл. О.Высотской “Кошка”)
17. Формировать у детей потребность в двигательной активности.
Взаимодействие с педагогами:
- Формировать потребность в изучении энциклопедической литературы о кошке, доме.
- Посещение мастер-классов для ознакомления с передовым педагогическим опытом.
- Изучение методической литературы о проектной деятельности дошкольников
- Повышать профессиональный уровень в области познания целостной картины мира, социального развития детей младшего дошкольного возраста.
- Подбор произведений художественной литературы для детей 1 младшей группы.
- Подбор музыкальных репертуара для слушания, пения и инсценировок.
- Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс с учетом ФГТ.
Взаимодействие с родителями:
- Познакомить родителей с задачами проекта.
-Уточнить методы и приемы деятельности с детьми по ознакомлению с кошкой и понятием “дом” через различные виды деятельности.
- Предоставить возможность самостоятельного поиска необходимой информации,
- Участвовать в создании семейного проекта “Кошкин дом”
-Оказывать помощь учреждению в организации и проведении тематической недели “Кошкин дом” (оформление группы, изготовление декораций для театрализованной деятельности).
Постановка проблемы.
При ознакомлении детей третьего года жизни с произведением “Тили-тили-тили бом, загорелся кошкин дом ...” и, рассматривая иллюстрацию Ю.Васнецова к данному произведению, Вика Ковалевич спросила “А где же будет жить кошка?”.
Воспитатель спросила “А как вы думаете, где теперь будет жить кошка?”.
Федя З. “Я возьму ее домой”.
Даша П. “Нет, я возьму”.
Саша П. “Надо построить дом”
Воспитатель “А какой же дом нужен кошки?”
Вика К. “Как мой”
Никита Сер. “Нет, кошка не девочка, у нее другой дом”.
Воспитатель “А кто такая кошка”
Саша П. “Это животное, она живет дома”
Федя З. “Как у меня”.
Воспитатель “А кошки все одинаковые?”
Никита Саз. “Разные, я видел черную”
Саша П. “У меня белая”
Воспитатель “Да, кошки разные. Давайте мы с вами узнаем все о кошке. А кто нам может рассказать про кошку и кто поможет построить для нее дом”
Вика К. “Мама”
Никита С. “И Лена (сестра)”
Даша “Папа”
Вика “И ты”
Воспитатель “А где мы можем узнать про кошку”
Вика “Книжку почитать надо”
Федя “Мультик посмотреть”
Воспитатель “А из чего мы можем построить дом?”
Никита С “Из кубиков”.
Саша “А я маму попрошу, она сделает”.
Вика “А мы с мамой нарисуем”.
Воспитатель “Вот мы с вами и сделаем для кошек разные дома, чтобы всем хватило место”.
План реализации проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности | Практические материалы |
Погружение в проект, обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности | 1. Предложить детям принести фотографии
кошек, если у них есть животное в доме 2. Проведение бесед “Какие разные бывают кошки?”, “Дом для кошки” 3. Порекомендовать родителям посетить театр Кошек Куклачева, театр Дуровой, понаблюдать за кошками и провести наблюдения за домами т.д. 4. Рассмотреть с детьми рисунки, иллюстрации, фотографии кошек. |
1. Беседы “Моя кошка”. 2. Посещение рекомендованных театров и цирка. 3. Рассматривание энциклопедических рисунков. 4. Рассматривание фотографий, предоставленных родителями |
Выбор идей, поиск решения проблемы | 1.Определить с детьми место хранения
фотографий животных. 2. Планирование педагогами (воспитателем, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре) мероприятий тематической недели |
1. Создание фотоколлажа. 2. План тематической недели с учетом интеграции образовательных областей. |
Реализация проекта | 1. Разработка конспектов
непосредственная образовательная деятельность
тематической недели: познание (познание,
коммуникация, художественно- изобразительное
творчество, конструктивная деятельность,
ознакомление с художественной литературой,
музыкальная деятельность, культурно-досуговая
деятельность). 2. Проведение цикла интегрированных занятий “Кошка в гости к нам пришла”, “Мебель для Кошкиного дома”, “Разноцветные клубочки”, “Мисочка для кошки” и т.д. 3. Разучивание художественных произведений о кошке, подбор каталога художественных произведений согласно Программе. 4. Слушание музыкальных произведений о кошке и котятах (на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности). 5. Посещение старшей группы для просмотра театрализованной деятельности “Кошкина дом”. 6. Конструктивно-продуктивная деятельность “Строим дом, дом большой и с крылечком и с трубой”, “Наша кисонька-мурысенька (из большого конструктора и конструктора типа Лего)”. 7. Проведение сюжетно-ролевых игр “Дочки-матери”, “Магазин”. 8. Организация и проведение дидактических игр “Кто как кричит”, “Кто где живет”, “Где чья мама”, “Собери дом (блоки Дьюнеша)”, разрезные картинки “Дома”, “Покормим котят”, “Подбери одежку по цветам” и т.д. 9. Работа в кружке “Умелые ручки” (нетрадиционная техника рисования) 10. Наблюдение на прогулке за кошкой, за домами. 11. Просмотр эпизодов мультфильма “Кошкин дом”. |
1. Конспекты непосредственной
образовательной деятельности. 2. Конспекты вечеров досугов с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. 3. Оформление аудиотеки, видеотеки. 4. Подбор и создание каталога художественных, музыкальных произведений. 5. Создание выставок художественного творчества (рисование, лепка, аппликация, конструирование). 6. Пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр. 7. Создание и приобретение дидактических игр для сенсорное развитие. |
Презентация проекта | Проведение итогового мероприятия с
детьми и родителями “Кошкин дом”, защита
проекта. Оформление выставки. |
Презентация семейных проектов “Кошкин дом” |
Взаимодействие с педагогами.
Содержание деятельности | Практические материалы |
Семинар- практикум Игрушки для театра”, “Оригами”, “Бумагопластика” | Планы и материалы семинаров-практикумов |
Диагностика профессиональной компетенции педагогов | Контрольно-тестовые задания, деловая игра |
Заседание клуба по интересам “Проектная деятельность” | Передовой педагогический опыт |
Посещение выставки инноваций “От творчества учителя к творчеству ученика” , круглых столов и мастер- классов | Практические материалы, ознакомление с передовым опытом |
Посещение мероприятий НМЦ в течении учебного года (консультативные часы, конференции, круглые столы) | Практический материал |
Проведение непосредственной образовательной деятельности | Конспекты деятельности |
Конкурс “Мои маленькие друзья”, “Театрализованная деятельность” | Критерии конкурса, обновление предметно-игровой среды |
Тематическая неделя | Сценарий |
Работа с родителями | Проектная деятельность, материалы консультации, материалы выставок |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы |
Ознакомление с примерным планом проектной деятельности и тематической недели | Тематический план для ознакомления |
Заседание “Материнской школы” “Арттерапия с детьми младшего дошкольного возраста”, “Игрушки своими руками”, “Как играть с детьми дома”. | Материалы заседаний |
Консультации по вопросам организации игровой деятельности детей “Игровая деятельность с детьми третьего года жизни”, “Игра- учеба”. | Памятки для родителей |
Оказание помощи в проведении проектной деятельности | Мастер-классы |
Дни открытых дверей для родителей (два раза в год, мероприятия тематической недели) | Анкетирование родителей, отзывы и предложения |
Конкурс “Моя любимая игрушка”, “Мои маленькие друзья” | Материалы выставок, фотоматериалы |
Информационные стенды | материалы тематических стендов |
Участие в проектной деятельности “Кошкин дом ”, “Мини-музей “Мастерская Папы Карло” | Реализация проекта |
Экскурсии в театр Кошек Куклачева, театр Дуровой, цирк, зоопарк | Фотоматериалы и планы встреч |
Результативность проектная деятельность.
- Создание самодельных книг “Кошкин дом” (семейные проекты).
- Создание Дома для кошки и котят (совместная творческая деятельность младших и старших дошкольников).