Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот
Проблема сохранения и развития здоровья школьников в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании находит своё отражение в таких документах как: Концепция модернизации Российского образования, Национальный проект “Образование”, президентская инициативы “Наша новая школа”, Федеральный государственный образовательный стандарт и других.
Так, в Концепции модернизации Российского образования особое внимание уделяется сохранению здоровья подрастающего поколения. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования в частности планируется провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи. [1]
В Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения определен “портрет” выпускника начальной школы:
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. [2]
Здоровье школьника имеет несколько составляющих элементов, каждый из которых важен и значим, так как без любого из этих элементов нарушается целостность личности человека. Такими составляющими являются физическое здоровье, психическое здоровье и духовно-нравственное здоровье.
Основные опасности, которые могут иметь место на уроках английского языка:
– длительное сидение (может стать причиной болезней позвоночника, повышенной утомляемости, рассеянного внимания);
– тревожность и негативные эмоции, вызванные повышенной сложностью предмета (опасны раздражительностью, депрессивными состояниями, неврозами, агрессивным поведением и т.д.);
– высокое умственное и нервное напряжение, являющееся также следствием сложности содержания предмета (головные боли, усталость и т.д.).
Урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников — все это ведет к потере здоровья детей. Поэтому каждый урок, каждое школьное мероприятие должно содержать в себе оздоровительный компонент, препятствовать развитию переутомления, не ухудшать здоровье, а способствовать его развитию.
Научить детей укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной педагогической направленности его педагогической деятельности. Перед каждым учителем стоит задача повышения качества знаний учащихся, при этом учебный процесс должен быть спланирован так, чтобы не нанести вред здоровью учеников. Кроме того, должны быть созданы условия для повышения мотивации учащихся к изучаемому предмету через реализацию здоровьесберегающих технологий, путем создания комфортной обстановки обучения, использования индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждения чрезмерного умственного напряжения. При проведении урока каждый учитель должен учитывать периоды работоспособности детей, возрастные и физиологические особенности ребенка на занятиях, помнить о необходимости эмоциональных разрядок, чередования позы учащихся с учетом видов деятельности, использования физкультурных пауз. Учителями иностранных языков используется масса компонентов здоровьесозидающих направленностей урока: и личностная ориентированность, и психологическая безопасность, и профилактическая направленность, и направленность содержания урока на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
В начальной школе дети охотно начинают учить английский язык. На уроках английского языка в начальной школе преподавателю необходимо соблюдать несколько условий для получения положительных результатов:
- Тщательный отбор ситуаций. Они должны быть просты и понятны для школьника.
- Участие каждого в процессе общения. Если ребенок не будет чувствовать свою значимость, он, скорее всего, потеряет интерес к предмету.
- Создание благоприятных условий для общения. Дети болезненно реагируют на критику. Из-за боязни сделать ошибку многие на уроках английского языка в начальной школе присутствуют в роли безмолвных наблюдателей. Но, если есть необходимость указать на ошибки, это должно быть сделано в наиболее мягкой форме.
- Новизна. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает через 10-15 минут, вследствие чего смена видов деятельности просто необходима.
Кроме этого, здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока английского языка, приведённую в таблице 1.
Таблица 1. Структура рациональной организации урока английского языка.
№ п/п | Факторы урока | Уровень гигиенической рациональности Урока |
1 |
Плотность урока | Не менее 60% и не более 75% |
2 |
Число видов учебной деятельности | 4-7 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 минут |
4 |
Частота чередования видов учебной деятельности | Смена не позднее, чем через 7-10 минут |
5 |
Число видов преподавания | Не менее 3 |
6 |
Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 |
Таблица заимствована у Н. К. Смирнова. [3]
Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Учителя английского языка, работающие в начальных классах, используют частую смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, эмоциональных разрядок, расслабления во время прослушивания песен. Разнообразие форм работы способствует поддержанию интереса к учебе. Смена видов деятельности, использование творческих заданий, различных форм работы позволяют избежать однообразия, снижают умственную утомляемость, повышают эмоциональный тонус учащихся. Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по таким темам, как: “Спорт”, “Распорядок дня”, “Еда”. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы “Спорт”, в рамках которой дети сравнивают свои интересы спортом с увлечениями своих одноклассников и делают выводы о необходимости занятий спортом, соблюдения режима дня. Изучая тему “Еда” дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете.
Таким образом, пропаганда здорового образа жизни и здоровьесозидающая деятельность – профессиональная задача учителя и неотъемлемая часть уроков иностранного языка в школе.
Библиография
- Концепция модернизации образования РФ до 2020 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт: начальная школа.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.