"Безработица. Причины, формы и последствия безработицы". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (532 кБ)


Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.

Задачи урока:

  • Образовательная рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
  • Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умениеанализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
  • Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

План изучения нового материала

I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий

Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, web-сайты Интернета.

Оборудование: кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент Приветствие учащихся.
– Здравствуйте, ребята! Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность.
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализа ция опорных знаний и мотивация учащихся  – Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новое. Чтобы вы смогли сформулировать тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран. (1 слайд)
– Что изображено на слайде?
– Что их объединяет?
– Как будет звучать тема урока? (2 слайд)
Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее сильное воздействие человека. (3, 4 слайды)
Сообщение цели и задачи  и план урока.
Учащиеся сами определяют тему урока, после того как просмотрят слайд  № 1.
Делают вывод: «Тема урока: Безработица», записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний. Дают ответы на поставленные вопросы.
3. Изучение нового материала Постановка проблемного вопроса (5 слайд)
– Безработица – это добро или зло?
На этот вопрос вы ответите в конце урока. (6 слайд)

1. Безработица – спутник рыночной экономики.

Предлагает индивидуальную работу с источником (37 статья Конституции РФ).

(7 слайд)

Вопрос учителя:
– Ребята, почему при командной экономике все работали, безработных не было; а при рыночной экономике появляется макроэкономическая проблема, как безработица?

(8, 9 слайды)

– Кого можно признать безработным?
– Что такое безработица?

Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения.

Учитель объясняет определение уровня безработицы и обращает внимание на расчетную формулу.

Анализируют статью 37 Конституции РФ.
Рассуждения ребят: труд – это право, а не обязанность; свобода труда проявляется в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями
к труду. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда (вывод исходя из положения статьи 37).

Рассуждения ребят:
При командной экономике труд был обязанностью, а незанятость граждан была основанием привлечения их
к юридической ответственности. При рыночной экономике труд – свободное волеизъявление (исходя из ранее изученных тем).

 

 

Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к слайду и к учебнику. Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.

 

Совместный анализ содержания слайда с учителем.

4. Работа в группах. (10 слайд)

2. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.

Следующий пункт плана изучается школьниками самостоятельно  в минигруппах.

Предлагает распределиться на группы по 3 человека. Проводится инструктаж.

Правила работы в группе:

  • активного сотрудничества;
  • терпимости к чужому мнению;
  • во время предложения идей отказаться от комментариев;
  • дать высказаться всем и всех выслушать;
  • руководителю группы выступать не более 30 с, не повторяться;
  • не манипулировать мнениями;
  • по-джентельменски вести себя по отношению к коллегам;
  • все участники дискуссии равноправны, каждый может свободно выдвинуть свою идею;
  • не оказывать давления на участников с целью объединить их мнения;
  • развивать идеи других участников;
  • представлять свою идею как письменно, так и устно.

1. Причины безработицы.
2. Фрикционная безработица.
3. Структурная безработица.
4. Циклическая безработица.
5.Сезонная безработица.
6. Формы безработицы. 
7. Последствия безработицы.
8. Роль государства в обеспечении занятости.

Ребята разделяются по группам.

Распределение обязанностей в минигруппе, ребята договариваются,
в какой форме будут представлять конечный результат.
Работают самостоятельно. Обращаются к различным источникам информации.

Презентация проделанной работы.

5. Закрепление полученных знаний. Решение тестовых заданий. Проверяем и анализируем. Учитель обсуждает итоги выполнения тестов. (20 слайд)

Тест «Незаконченное предложение». Предлагает ученикам закончить начатое предложение.
«Безработица – это …»
«Чтобы не стать безработным нужно …»

Самостоятельно выполняют  тестовые задания  (Тест с последующей самопроверкой и самооценкой по представленному в слайде ключу).

 

Письменно заканчивают предложения.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель организует подведение итогов урока, проведение рефлексии.
– Какая цель была поставлена на уроке?
– Насколько она была реализована?
– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что хотели бы изменить?
– Как работали в группе?
– С чем уйдете с урока? 
Учитель  задает учащимся наводящие вопросы,  чтобы ученики сами подвели итоги урока.

Вывод урока: Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы  есть и позитивные,  и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать.

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»  
Наш  урок  подошёл  к концу, и Я хочу сказать...
– Мне больше всего удалось ...
– За что я могу себя похвалить?
– За что я  могу похвалить одноклассников?
– Что приобрёл?
– Что меня удивило?
– Для меня было открытием то, что ...
– Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?
– Что учесть на будущее?

Рассказывают,  как они достигли цели, какие возникли проблемы. Что сделать, чтобы их решить.

7. Домашнее задание Выполнить задание на выбор: §16
  • Разработайте памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства»
  • Придумать по 2 примера,  к каждому виду безработицы.
 

Рабочий лист к уроку

Тест «Безработица, виды и формы безработицы».

1. Безработными считаются:

1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.

3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.

4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство  относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.

5. Потерявшие работу вследствие  изменения структуры экономики  относятся к безработице:

1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.

6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?

1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7.  Виды безработицы.

Вид безработицы Причины возникновения