Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
- Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
- Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умениеанализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
- Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
План изучения нового материала
I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия
безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий
Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, web-сайты Интернета.
Оборудование: кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. – Здравствуйте, ребята! Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. |
2. Актуализа ция опорных знаний и мотивация учащихся | – Я очень хочу, чтобы урок получился
интересным, познавательным, и вы постарались
открыть новое. Чтобы вы смогли сформулировать
тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран. (1
слайд) – Что изображено на слайде? – Что их объединяет? – Как будет звучать тема урока? (2 слайд) – Тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее сильное воздействие человека. (3, 4 слайды) Сообщение цели и задачи и план урока. |
Учащиеся сами определяют тему урока,
после того как просмотрят слайд № 1. Делают вывод: «Тема урока: Безработица», записывают тему урока в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний. Дают ответы на поставленные вопросы. |
3. Изучение нового материала | Постановка проблемного вопроса (5
слайд) – Безработица – это добро или зло? На этот вопрос вы ответите в конце урока. (6 слайд) 1. Безработица – спутник рыночной экономики. Предлагает индивидуальную работу с источником (37 статья Конституции РФ). (7 слайд) Вопрос учителя: (8, 9 слайды) – Кого можно признать безработным? Им предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения. Учитель объясняет определение уровня безработицы и обращает внимание на расчетную формулу. |
Анализируют статью 37 Конституции РФ. Рассуждения ребят: труд – это право, а не обязанность; свобода труда проявляется в предоставлении возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Возможность трудиться свободно гарантируется запретом принудительного труда (вывод исходя из положения статьи 37). Рассуждения
ребят:
Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к слайду и к учебнику. Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.
Совместный анализ содержания слайда с учителем. |
4. Работа в группах. | (10 слайд) 2. Причины безработицы. Виды и формы безработицы. Следующий пункт плана изучается школьниками самостоятельно в минигруппах. Предлагает распределиться на группы по 3 человека. Проводится инструктаж. Правила работы в группе:
1. Причины безработицы. |
Ребята разделяются по группам. Распределение
обязанностей в минигруппе, ребята
договариваются, Презентация проделанной работы. |
5. Закрепление полученных знаний. | Решение тестовых заданий. Проверяем и
анализируем. Учитель обсуждает итоги выполнения
тестов. (20 слайд) Тест «Незаконченное
предложение». Предлагает ученикам закончить
начатое предложение. |
Самостоятельно выполняют тестовые
задания (Тест с последующей самопроверкой и
самооценкой по представленному в слайде ключу).
Письменно заканчивают предложения. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | Учитель организует подведение итогов
урока, проведение рефлексии. – Какая цель была поставлена на уроке? – Насколько она была реализована? – Что получилось? – Что не получилось? – Что хотели бы изменить? – Как работали в группе? – С чем уйдете с урока? Учитель задает учащимся наводящие вопросы, чтобы ученики сами подвели итоги урока. Вывод урока: Безработица – явление неоднозначное. Хорошо это или плохо. У безработицы есть и позитивные, и негативные последствия. Думаю, чтобы не стать безработным, человек должен учиться и достойно работать. |
Памятка для учащихся «Рефлексия
урока» Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать... – Мне больше всего удалось ... – За что я могу себя похвалить? – За что я могу похвалить одноклассников? – Что приобрёл? – Что меня удивило? – Для меня было открытием то, что ... – Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? – Что учесть на будущее? Рассказывают, как они достигли цели, какие возникли проблемы. Что сделать, чтобы их решить. |
7. Домашнее задание | Выполнить задание на выбор: §16
|
Рабочий лист к уроку
Тест «Безработица, виды и формы безработицы».
1. Безработными считаются:
1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.
2. Формой проявления естественной безработицы является:
1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.
3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.
4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.
5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:
1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.
6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?
1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7. Виды безработицы.
Вид безработицы | Причины возникновения |