Цель: приобщение учащихся к народному профессиональному декоративному искусству, к его художественно-образному языку.
Задачи:
- Познакомить с художественным промыслом - кемеровской росписью по металлу,
- Научить приемам двухцветного кистевого мазка на примере традиционных композиций кемеровской росписи;
- Развивать у учеников навыки кистевого письма, свободное владение кистью и гуашевыми красками при выполнении цветочной композиции;
- Развивать компоненты визуального мышления (фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности);
- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству родного края, эмоциональную отзывчивость. Видеть и ценить труд художников, создающих неповторимые образцы сибирских подносов.
Оборудование для педагога:
- Презентация. PPT;
- Выставка книг ("Народные промыслы");
- Подносы кемеровской (таежной) росписи;
- Карта знаний "Кемеровская роспись" (Приложение 1)
- Карточка "Элементы кемеровской росписи" (Приложение 2).
Оборудование для учащихся:
- Плоская кисть №6 "Синтетика";
- Круглые кисти №1, №5;
- Гуашь;
- Палитра;
- Одноразовые бумажные тарелки, покрытые черной тушью.
Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка композитора Николая Кузнецова
Ход урока
1. Орг. момент. Приветствие
2. Актуализация знаний
- Назовите традиционные народные промыслы? (обращение к выставке).
- Ребята, посмотрите на нашей выставке помимо книг, есть красивые металлические подносы. Сувенирный поднос "Летом на лужайке". Его автор - Людмила Новикова, жительница нашей области, а работа выполнена кемеровской (таежной) росписью. Знали ли вы, что у нас в области есть художественный промысел росписи по металлу?
3. Восприятие обучающимися учебного материала.
Слайд 1
- Тема урока "Сибирский букет", а задачи урока: познакомиться с особенностями техники выполнения росписи и научиться рисовать элементы Кемеровской росписи в свободной кистевой манере мастеров.
Слайд 2
- Кемеровская роспись выполнялась на фабрике "Весна". В 1981 году главный художник фабрики Валентина Николаевна Пантелеева стала осваивать роспись по металлу на основе Жостовской и Урало-сибирской росписи. И разработала свою технику росписи. Особенность - двухцветный мазок, выполняемый плоской синтетической кистью. И в композицию букета были введены элементы сибирской флоры: ягоды, огоньки, папоротники, шишки, таежные травы.
- Посмотрите, ребята, на Карте знаний "Кемеровская роспись" (Приложение 1) у Вас изображена буква К и кисточка с двумя цветами. У каждого учащегося на парте есть Карта знаний.
Слайд 3
- Для изготовления подносов брали листовое железо, из которого ножницами выкраивали заготовки нужной формы. Затем форму придавал кузнец-коваль, сейчас это делает специальная машина. Затем поднос покрывается чёрным грунтом, просушивается; трижды покрывается чёрным лаком, шлифуют, затем поднос попадает в руки художника.
Слайд 4
Форма подносов:
- Круглые
- Прямоугольные
- Овальные
- Фигурные
- Гитарные.
- Ребята, на Карте знаний, все формы подносов изображены рисунками, почему они разных цветов? (основной фон - черный, но может быть разных цветов).
- Мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции:
Слайд 5
- "Букет собранный"
Слайд 6
- "Букет в раскидку"
Слайд 7
- "Ветка с угла"
Слайд 8
- "Подкова"
Слайд 9
- "Венок"
(Все слайды сопровождаются рисунками из Карты знаний)
Слайд 10
Варианты орнамента:
- скобки;
- завитки;
- капельки;
- точки;
- травки.
- Что изображает рисунок из Карты знаний? (каждый поднос оформляется орнаментом)
Слайд 11
Этапы росписи подноса:
- Выполнение двухцветного крученого мазка;
- Бликовка;
- Оживка.
- Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы в свободной кистевой манере мастеров.
4. Подготовка к художественной деятельности. Показ на доске.
Учитель показывает приемы рисования двухцветного мазка ромашки, листьев, ягод на заготовке подноса, прикрепленного к доске.
5. Практическая работа учащихся
Слайд 12
Задание: выполнить композицию "Сибирский букет", используя элементы кемеровской росписи: ягоды, сибирские растения, шишки, хвойные веточки.
Критерии:
- Применение двухцветного мазка;
- Аккуратность выполнения.
Во время выполнения практического задания дети пользуются карточкой "Элементы кемеровской росписи" (Приложение 2).
6. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Цветки
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
6. Подведение итогов урока. Выставка работ. Обсуждение результатов
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Слайд 13
Карта знаний "Кемеровская роспись"
- Ребята, снова обращаю Ваше внимание на Карту знаний "Кемеровская роспись", почему две клетки на карте пусты? Что мы можем еще изобразить на карте? (элементы кемеровской росписи: ягоды, сибирские растения, шишки, хвойные веточки).
- Я предлагаю Вам дома закончить работу, ее можно покрыть лаком и подарить своим родителям на празднование 70-летия нашей области. (26 января 1943 была образована Кемеровская область).
Электронные ресурсы:
- Методическая разработка "Сибирский букет", Автор Мелехина Нина Олеговна, http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,52197/Itemid,118/
- Кемеровская роспись, http://artorbita.ru/tipy_rospisi/kemerovskaya/kemerovskaya.html