Учительский проект на тему "Развитие познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся на уроках алгебры при изучении темы "Свойства степени с натуральным показателем"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Современное мировое сообщество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

Россия, решив за последние годы задачи создания основ рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив экономическую стабильность, получила с одной стороны, возможность ставить стратегические цели развития, с другой - оказалась перед необходимостью решения остающихся острых проблем, в том числе и в области образования.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. Реализация национальной образовательной политики “требует” модернизации школьного образования. Новые требования к образованию и его результатам привели к необходимости внедрения нового поколения стандартов.

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, доступности получения качественного основного общего образования. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В связи с этим, актуальной и новой задачей, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Универсальные учебные действия обеспечат “умение учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Понимание необходимости и важности развития у учащихся универсальных учебных действий и обусловило причину выбора мной данной темы проекта:

Развитие познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся на уроке алгебры в 7 классе при изучении темы “Свойства степени с натуральным показателем”.

Цель проекта: На основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы составить конструкт урока по теме “Свойства степени с натуральным показателем” для 7-го класса с учетом требований ФГОС.

Задачи:

1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного образования

2. Выбрать технологии, методы, методики, приемы для развития коммуникативных и познавательных учебных действий учащихся 7 класса.

3. Составить конструкт занятия по алгебре для 7-го класса

Объект - изучение понятия степени в 7 классе.

Предмет - конструкт занятия по теме “Свойства степени с натуральным показателем” для 7-го класса.

Методы – сравнение, обобщение, аналогия, анализ, наблюдение, собеседование.

Планируемый результат - повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках алгебры в 7-ом классе

Конструкт урока

Предмет: алгебра.

УМК: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь.

Целевая аудитория: 7 класс.

Тип урока: комбинированный урок.

Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.

Методы работы: словесные, наглядные, постановки учебной проблемы, практические (самостоятельная работа).

Формы обучения – фронтальная работа, работа в малых группах, в парах сменного состава.

Цели урока:

  • Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать свойства степени с натуральным показателем, будут владеть правилами выполнения действий над степенями.
  • Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и нормального поведения учащихся.
  • Обеспечить условия для развития умений работы с источниками учебной информации, выделять главное и второстепенное.

Структура урока

Этапы урока Деятельность учителя Методы, технологии, средства обучения Деятельность обучающегося УУД, которые развиваются на данном этапе урока
Самоопределение к деятельности Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок:

- Выдающийся французский философ, учёный Блез Паскаль утверждал: “Величие человека в его способности мыслить”

- Сегодня мы с вами имеем возможность почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя.

Словесные, ИКТ (показ портрета учёного). Приветствуют учителя, слушают учителя. Коммуникативные – умение слушать.
Актуализация опорных знаний, устная работа Проверяет готовность обучающихся к уроку посредством устных тренажёров. Практические, тренажёры для устных вычислений. Выполняют упражнения на тренажёрах для развития вычислительных навыков. В оценочных листах рисуют – солнышко улыбается, если всё хорошо сделал, солнышко хмурится, если сделано плохо (по мнению ребёнка). Познавательные - контроль и оценка

процесса и результатов деятельности.

Формулирование учебной проблемы Учитель задаёт вопрос:

– Посмотрите на выражения на доске.

Метод постановки учебной проблемы, диалога, фронтальная работа. Видят выражения:

а3 + а5; а3 * а53)5

а3 – а5; а5 : а3

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной учебной цели.

 

 

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в процессе диалога.

– Как вы думаете, какие действия можно выполнятьсо степенями?   – Все, возможно.

– Только возведение в степень

- и т.д.

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию:

– Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений?

  – Много разных мнений.

(Осознание противоречия.)

Побуждение к проблеме:

– Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос?

  – Какие же действия можно выполнять со степенями?
 

Фиксирует вопрос на доске (тема).

  Самостоятельно формулируют тему урока.

 

Открытие нового знания Организует самостоятельную работу по изучению нового материала в два тапа:

1 этап: класс делится на 5 групп, каждая из которых работает по учебнику, изучая одно из свойств степени с натуральным показателем.

Технология сотрудничества, работа в малых группах, работа с учебником. Читают текст, обсуждают приведённые в учебнике примеры решения задач, составляют свои по данному свойству, осуществляют взаимопроверку, изученного материала.(Каждая группа работает над одним свойством, группы рассматривают разные свойства). Каждый ученик заполняет свой оценочный лист. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, интерпретация её в знаковые системы.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

2 этап: работа в динамических парах (парах сменного состава) под девизом “Один ум хорошо, а два лучше!” Парная работа, технология сотрудничества. “Слабые” дети получают учебные карточки, сильные работают с заданиями из рабочей тетради с. 43-46.

1. Один ученик слушает, другой объясняет.

2. Затем меняются ролями.

3. Каждый выполняет задания из рабочей тетради (или с карточки) по только что прослушанной им теме.

4. Потом каждый берет тетрадь своего соседа и проверяет.

5. Результаты выставляются в индивидуальную карточку достижений.

6. Затем каждый партнёр пары создаёт новую пару, в которой вся работа повторяется.

По окончанию работы в каждой паре дети заполняют свой оценочный лист.

Коммуникативные -владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действий.

Первичное закрепление Проводит интерактивный тест, который проверяется с использование сигнальных карточек. Информационно-коммуникативные технологии, индивидуальная работа. Выполняют задания устно и демонстрируют своё согласие или несогласие с отвечающим одноклассником с помощью сигнальной карточки. Предметные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные - осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня усвоения.

Самостоятельная работа. Предлагает выполнить самостоятельную работу из рабочей тетради (стр. 47, № 25-32, вариант 1 – нечетные задания, вариант 2 – четные задания). Личностно-ориентированная технология, индивидуальная работа. Выполняют самостоятельную работу, сверяют результаты с ключом и сдают работу на проверку. Предметные - контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности;
Рефлексия деятельности, итог урока. Предлагает учащимся нарисовать индивидуальную “лестницу успеха”.

Д/З нарисовать интеллект-карту.

Индивидуальная Каждый ребёнок рисует “лестницу успеха”, по желанию комментирует свой рисунок. Коммуникативные - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Приложение 1

Приложение 2

Используемая литература.

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы.

3. Материалы сайтов: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, “Учительский портал” и др.