Пояснительная записка.
Современное мировое сообщество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.
Россия, решив за последние годы задачи создания основ рыночной экономики и посткризисного восстановления производства, обеспечив экономическую стабильность, получила с одной стороны, возможность ставить стратегические цели развития, с другой - оказалась перед необходимостью решения остающихся острых проблем, в том числе и в области образования.
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. Реализация национальной образовательной политики “требует” модернизации школьного образования. Новые требования к образованию и его результатам привели к необходимости внедрения нового поколения стандартов.
Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, доступности получения качественного основного общего образования. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
В связи с этим, актуальной и новой задачей, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Универсальные учебные действия обеспечат “умение учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Понимание необходимости и важности развития у учащихся универсальных учебных действий и обусловило причину выбора мной данной темы проекта:
Развитие познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся на уроке алгебры в 7 классе при изучении темы “Свойства степени с натуральным показателем”.
Цель проекта: На основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы составить конструкт урока по теме “Свойства степени с натуральным показателем” для 7-го класса с учетом требований ФГОС.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного образования
2. Выбрать технологии, методы, методики, приемы для развития коммуникативных и познавательных учебных действий учащихся 7 класса.
3. Составить конструкт занятия по алгебре для 7-го класса
Объект - изучение понятия степени в 7 классе.
Предмет - конструкт занятия по теме “Свойства степени с натуральным показателем” для 7-го класса.
Методы – сравнение, обобщение, аналогия, анализ, наблюдение, собеседование.
Планируемый результат - повышение профессиональной компетентности педагога в реализации ФГОС на уроках алгебры в 7-ом классе
Конструкт урока
Предмет: алгебра.
УМК: Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин и др. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, рабочая тетрадь.
Целевая аудитория: 7 класс.
Тип урока: комбинированный урок.
Педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение, коммуникативные и здоровьесберегающие технологии.
Методы работы: словесные, наглядные, постановки учебной проблемы, практические (самостоятельная работа).
Формы обучения – фронтальная работа, работа в малых группах, в парах сменного состава.
Цели урока:
- Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать свойства степени с натуральным показателем, будут владеть правилами выполнения действий над степенями.
- Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и нормального поведения учащихся.
- Обеспечить условия для развития умений работы с источниками учебной информации, выделять главное и второстепенное.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы, технологии, средства обучения | Деятельность обучающегося | УУД, которые развиваются на данном этапе урока |
Самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся, создаёт
эмоциональный настрой на урок: - Выдающийся французский философ, учёный Блез Паскаль утверждал: “Величие человека в его способности мыслить” - Сегодня мы с вами имеем возможность почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя. |
Словесные, ИКТ (показ портрета учёного). | Приветствуют учителя, слушают учителя. | Коммуникативные – умение слушать. |
Актуализация опорных знаний, устная работа | Проверяет готовность обучающихся к уроку посредством устных тренажёров. | Практические, тренажёры для устных вычислений. | Выполняют упражнения на тренажёрах для развития вычислительных навыков. В оценочных листах рисуют – солнышко улыбается, если всё хорошо сделал, солнышко хмурится, если сделано плохо (по мнению ребёнка). | Познавательные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Формулирование учебной проблемы | Учитель задаёт вопрос: – Посмотрите на выражения на доске. |
Метод постановки учебной проблемы, диалога, фронтальная работа. | Видят выражения: а3 + а5; а3 * а5 (а3)5 а3 – а5; а5 : а3 |
Познавательные - самостоятельное
выделение и формулирование познавательной
учебной цели.
Коммуникативные - инициативное сотрудничество в процессе диалога. |
– Как вы думаете, какие действия можно выполнятьсо степенями? | – Все, возможно. – Только возведение в степень - и т.д. (Проблемная ситуация) |
|||
Побуждение к осознанию: – Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? |
– Много разных мнений. (Осознание противоречия.) |
|||
Побуждение к проблеме: – Так чего мы еще не знаем, какой возникает вопрос? |
– Какие же действия можно выполнять со степенями? | |||
Фиксирует вопрос на доске (тема). |
Самостоятельно формулируют тему урока.
|
|||
Открытие нового знания | Организует самостоятельную работу по
изучению нового материала в два тапа: 1 этап: класс делится на 5 групп, каждая из которых работает по учебнику, изучая одно из свойств степени с натуральным показателем. |
Технология сотрудничества, работа в малых группах, работа с учебником. | Читают текст, обсуждают приведённые в учебнике примеры решения задач, составляют свои по данному свойству, осуществляют взаимопроверку, изученного материала.(Каждая группа работает над одним свойством, группы рассматривают разные свойства). Каждый ученик заполняет свой оценочный лист. | Познавательные - поиск и выделение
необходимой информации, интерпретация её в
знаковые системы. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
2 этап: работа в динамических парах (парах сменного состава) под девизом “Один ум хорошо, а два лучше!” | Парная работа, технология сотрудничества. | “Слабые” дети получают учебные
карточки, сильные работают с заданиями из
рабочей тетради с. 43-46. 1. Один ученик слушает, другой объясняет. 2. Затем меняются ролями. 3. Каждый выполняет задания из рабочей тетради (или с карточки) по только что прослушанной им теме. 4. Потом каждый берет тетрадь своего соседа и проверяет. 5. Результаты выставляются в индивидуальную карточку достижений. 6. Затем каждый партнёр пары создаёт новую пару, в которой вся работа повторяется. По окончанию работы в каждой паре дети заполняют свой оценочный лист. |
Коммуникативные -владение
монологической и диалогической формами речи,
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; Предметные- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действий. |
|
Первичное закрепление | Проводит интерактивный тест, который проверяется с использование сигнальных карточек. | Информационно-коммуникативные технологии, индивидуальная работа. | Выполняют задания устно и демонстрируют своё согласие или несогласие с отвечающим одноклассником с помощью сигнальной карточки. | Предметные - контроль и оценка процесса
и результатов деятельности; Регулятивные - осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня усвоения. |
Самостоятельная работа. | Предлагает выполнить самостоятельную работу из рабочей тетради (стр. 47, № 25-32, вариант 1 – нечетные задания, вариант 2 – четные задания). | Личностно-ориентированная технология, индивидуальная работа. | Выполняют самостоятельную работу, сверяют результаты с ключом и сдают работу на проверку. | Предметные - контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности; |
Рефлексия деятельности, итог урока. | Предлагает учащимся нарисовать
индивидуальную “лестницу успеха”. Д/З нарисовать интеллект-карту. |
Индивидуальная | Каждый ребёнок рисует “лестницу успеха”, по желанию комментирует свой рисунок. | Коммуникативные - умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Используемая литература.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы.
3. Материалы сайтов: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, “Учительский портал” и др.