Повторительно-обобщающий урок-игра "Путешествие в Средневековье". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока: повторение и систематизация знаний по курсу истории средних веков, обобщение пройденного материала.

Задачи урока:

  • Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
  • Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, готовить сообщение.
  • Воспитывающая: воспитывать уважение к истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.

Правила викторины: викторина состоит из шести туров. Перед выполнением задания объясняются правила, требования к содержанию ответа.

Ход викторины

I. Организационный этап. Класс делится на две команды, выбирают капитанов, придумывают название.

II. Выполнение заданий викторины.

III. Подведение итогов.

Ребята, вы заканчиваете изучение Истории средних веков.

Скажите, а задумывались ли вы о том, почему они называются средними?

(второй период Всемирной истории, начавшийся с V века и продолжавшийся до XV, между Древним миром и Новым временем) (Слайд 2)

Чем же этот период отличается от других?

Она обладает особенным, неповторимым обликом, который складывался на протяжении тысячи лет. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие.

Ребята, скажите, любите ли вы путешествовать?

А что для вас путешествие?

Вот мы с вами сегодня и отправимся в путешествие, но необычное!

Я попрошу вас закрыть глаза и взяться за руки...

Мимо белого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза - смотри!

Для того чтобы вы смогли освежить свои знания по пройденным темам, я предлагаю сыграть в игру под названием “Путешествие в средневековье”. (Слайд 3)

Игра состоит из шести небольших туров, в каждом туре свои задания, которые я буду объяснять по ходу нашей игры.

I тур: “Разминка” (Слайд 4)

Задача этого тура – ввод конкурсантов в круг понятий, фактов, исторических личностей, которые относятся к теме игры.

Каждая команда отвечает на 5 одинаковых вопросов. (Слайд 5)

  1. Глава католической церкви. (Папа Римский)
  2. Родина арабов. (Аравийский полуостров)
  3. Явление, когда государство делится на части. (Раздробленность)
  4. Грамота о прощении грехов. (Индульгенция)
  5. Состязание рыцарей в силе и ловкости. (Турнир)

II тур: “Башня событий” (Слайд 6)

Средние века были полны важными и интересными событиями. Давайте вспомним некоторые из них.

Для ответа команде достаточно поднять карточку с буквой правильного ответа - А, Б или В. (Слайд 7-12)

1. Когда происходило Великое переселение народов?

А) IV-VII вв. Б) III-IV вв. В) I-II вв.

2. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

А) в 800 году Б) в 500 году В) в 395 году

3. Когда проходила Столетняя война?

А) 1337 – 1453 г. Б) в 1300 -1400 г. В) 1360-1459 г.

4. Когда проходил первый Крестовый поход?

А) 1095-1098 гг. Б) 1094-1097 гг. В) 1096-1099 гг.

5. Когда произошло разделение христианской церкви на Западную и Восточную?

А) 1080 г. Б) 1200г. В) 1054 г.

6. Когда произошла гибель Византийской империи?

А) 1453 г. Б) 1553г. В) 1353 г.

III тур “Замок личностей ” (Слайд 13)

Этот конкурс посвящается, как вы уже догадались, историческим личностям, которые и вершили историю.

Задание: Определите, о ком идет речь в приводимых отрывках

Задание для 1 команды (Слайд 14, 16)

В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку (Авицена (ибн-Сина))

Он родился в селе Афшана близ Бухары в 980 году, прожил 57 лет. Он был философом и врачом. Он с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Он носил длинную бороду, что было необычно для монгола, был силён, поскольку жизнь в седле его закалила. У него был гипнотический взгляд, глаза его напоминали кошачьи. Иногда он вызывал такой ужас у врагов, что они неожиданно переходили на его сторону (Чингисхан)

 Собственное имя — Темучин. Родился около 1155 или 1162 — 25 августа 1227  — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.

После смерти в 1227 году наследниками империи стали его прямые потомки, так называемые чингизиды.

Задание для 2 команды (Слайд 15-17)

“О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь, ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей” (Урбан II (римский папа))

Урбан II  — 159-й папа римский с 12 марта 1088 года по 29 июля 1099 года.

В миру — француз. Родился в графстве Шампань недалеко от Парижа. В 1095 году на созванном им Клермонском соборе объявил Крестовый поход против мусульман, пообещав его участникам отпущение грехов.

Первоначально он был вождем одного из германских племен, а затем королем обширного государства на территории бывшей римской провинции Галлии. Вероломный, коварный и хитрый, для достижения цели он не останавливался ни перед чем (Хлодвиг)

Король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.

IV тур: “Стена понятий” (Слайд 18)

Этот конкурс построен по настоящему правилу рыцарского турнира. Каждый из членов одной команды имеет право выбрать себе противника из другой. Для этого достаточно просто назвать его имя и номер ячейки. (Слайд 19)

Ну а какие задания заложены в “Стену понятий”, мы узнаем “разбирая” ее “ по кирпичам”. В каждой ячейке скрыты понятия, которым участник дает объяснение. (Слайд 20-27)

Предлагаемые понятия:

  • Династия (ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода)
  • Хартия (грамота, дававшая или подтверждающая те или иные права)
  • Десятина (Налог на содержание церкви, 1/10 часть доходов)
  • Феодальное поместье (Большое хозяйство феодала, где владельцы земли эксплуатировали крестьян)
  • Повинности (Принудительные обязанности)
  • Барщина (Все работы крестьян в хозяйстве господина)
  • Оброк (Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями)
  • Сословия (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)

V тур: “Внимание на экран” (Слайд 28)

По 2 балла за правильный ответ.

1 команда 2 команда
(Слайд 29)

Перед Вами изображение средневекового храма.

  • Определите:
  • Что это за храм?
  • К какому художественному стилю относится это сооружение?

ОТВЕТЫ

Нотр-Дам де Пари

готика

(Слайд 30)

Перед Вами изображение средневекового храма.

  • Определите:
  • Что это за храм?
  • К какому художественному стилю относится это сооружение?

ОТВЕТЫ

Храм Св. Софии в Константинополе

романский

(Слайд 31)

Памятник, который вы видите принадлежит историческому деятелю, сказавшему следующее:

“Англичане будут
изгнаны из Франции,
кроме тех, которые
найдут здесь гибель!”

Чей это памятник?

(Слайд 32)

На картине изображено событие, вошедшее в историю под названием “Черная смерть”. Что это за событие?

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.
(Слайд 33)

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”

(“Что с возу упало, то пропало”).

(Слайд 34)

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “___________”

(“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”, или “Время – деньги”).

VI тур: “Конкурс капитанов”

Тексты с историческими ошибками раздаются капитанам. Пока они думают можно провести блиц опрос.

Текст: В мае 1358 г. на северо-востоке Франции вспыхнуло крестьянское восстание, известное в истории под названием “Восстание красных повязок”. Восстание было стихийным. Предводителями восстания были крестьяне и городские ремесленники – Хуан Чао, Ян Гус и Уот Тайлер.

Восстанием была охвачена обширная область с десятками городов Испании. Феодалы пустились в бегство. Перед решительной битвой Гильом Каль расположил свои отряды на холме и окружил лагерь повозками. Феодалы заключили с “таборитами” перемирие. Каль был взят в плен. Восстание потерпело поражение.

Проверка - (Слайд 35)

Блиц-опрос

  1. Кто такие Жаки? (Французские крестьяне)
  2. Хранилище документов. (Архив)
  3. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы)
  4. Чего добились города в борьбе с синьорами? (самоуправления)
  5. Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла. (Мозаика)
  6. Войны в Чехии в 1419–1434 гг. (Гуситские)
  7. Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий? (составили славянскую азбуку)
  8. Принудительные обязанности крестьян. (Повинности)
  9. Мусульманская религия. (Ислам)
  10. Назовите самую длительную войну в истории. (Столетняя война)
  11. В Англии в ХIV веке возник орган власти – Парламент, во Франции – такой же орган управления назывался... (Генеральные штаты)
  12. Представительный орган Англии. (Парламент)
  13. По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной).
  14. Укрепленное жилище феодала. (Замок)
  15. Участники крестовых походов. (Крестоносцы)

Подведение итогов игры.

Итак, победу одерживает.... команда.

Молодцы! Видно, что многое знаете. Многое вспомнили, то, что успели забыть.

Скажите, а зачем нам всё это необходимо знать? Для чего мы изучаем историю средних веков?

Конечно, первое, что приходит на ум, это рыцари, рыцарские турниры, средневековые замки, но эпоха средневековья знаменита и тем, что в это время появилось много изобретений, новшеств, достижений культуры, которые используются в современной жизни. Порой, мы  с вами и не догадываемся, что те “новинки”, которые мы используем в нашей современной жизни, родом из средневековья.

В средние  века  образовалось большинство народностей и государств современной Европы.

В средние  века  возникли первые университеты, многие из которых продолжают существовать и сегодня (старейшими университетами считаются Болонский, Оксфордский, Парижский),

Одним из влиятельных институтов, унаследованных миром от средневековья, является церковь.

Многие города современной Западной Европы сохраняют “аромат” средневековой эпохи в планировке, архитектуре,

Сегодня, ребята, вы состязались не в силе и ловкости, а в заданиях, находчивости, смекалке и эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.

На этом всё. Ребята спасибо за урок. Спасибо за внимание!