Цель урока: расширить представление о поведении насекомых на примере пчел и муравье как представителей отряда перепончатокрылых.
Задачи:
- Обучающая: выделить особенности строения и образа жизни пчел и муравьев в связи с общественным образом жизни, их роль в природе и жизни человека.
- Развивающая: обеспечить развитие: интеллектуальных умений, приемов анализа, сравнения, обобщения, самообучения, взаимообучения и взаимоконтроля.
- Воспитывающая: обеспечить формирование диалектически-материалистического мировоззрения, экологической культуры.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: медиапроектор, презентации: 1. “Пчелы и муравьи - общественные насекомые”, 2. “Защитник леса” (озвучена), 3. “Жизнь медоносной пчелы”, коллекция: “Медоносная пчела”, продукты пчеловодства: мед, прополис, воск, соты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний пройденного материала с использованием презентации “Пчелы и муравьи – общественные насекомые” (Слайды 2-3)
Самоконтроль (слайд 4)
III. Изучение нового материала
1 часть урока.
Строение и жизнедеятельность пчел и муравьев.
Задание 1. Прочитать на с.85-86 (учебник авт. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин) статью “Общая характеристика” и заполнить таблицу: (слайд 5)
Общая характеристика отряда перепончатокрылых насекомых.
Сравнительные признаки | Краткое описание |
1. Представители отряда | |
2. Длина тела | |
3. Особенности крыльев | |
4. Органы, располагающиеся на голове | |
5. Тип ротового аппарата | |
6. Тип развития |
Взаимопроверка и корректировка выполнения задания.
Постановка учителем проблемного вопроса (слайды 6-7)
Рассказ учителя о жизнедеятельности пчёл и муравьев с использование презентаций: “Жизнь медоносной пчелы” (слайд 9) и “Защитник леса” (слайд 10) (Переход через гиперссылку!)
По ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу (слайд 8)
Роль членов семьи в жизни сообщества
Члены семей | Количество | Выполняемые ими функции |
Пчелы 1) 2) 3) |
||
Муравьи 1) 2) 3) |
Взаимоконтроль и корректировка выполнения задания
Учитель проводит фронтальную беседу по вопросам:
- Как вы думаете, можно ли поведение муравьев и пчел назвать разумным?
- Приведите примеры “необдуманного” поведения этих насекомых
- Почему трутней осенью пчелы изгоняют из улья?
- Какие черты поведения пчел и муравьев позволили назвать их общественными, соответствует ли их поведение человеческому обществу?
Учитель вводит понятие “инстинкт”, учащиеся записывают его.
Возврат к проблемному вопросу, поставленному в начале урока
Общий вывод делают учащиеся (корректируется учителем):
Пчелы и муравьи, повинуясь природному инстинкту, выполняют определённые функции. В своей жизнедеятельности каждый член семьи находится в тесной взаимосвязи с другими членами и постоянно зависит от них и вне семьи длительное время жить не может.
2 часть урока.
Роль пчел и муравьев в природе и в жизни человека.
Прослушиваются сообщения учащихся с использование наглядных пособий и презентаций “Жизнь пчелиной семьи” (слайды 16-17), “Защитник леса” (слайды 7-15)
По окончании проводится обмен мнениями и промежуточная рефлексия с использованием таблицы Эдварда де Боно.
+ (информация полезна) | - (информация непонятна) | v (хотелось бы узнать) |
IV. Закрепление. Работа по слайдам. (Слайды 11-15)
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Проводится рефлексия. Обучающиеся по кругу высказывают свое мнение, используя начало фразы из рефлексивного ряда (слайд 16):
1. сегодня я узнал...
2. было интересно...
3. было трудно...
4. я приобрел...
5. я научился...
6. урок дал мне для жизни...
VI. Домашнее задание: параграф 19; доп. задание: используя Интернет-ресурсы, подготовить сообщения с примерами инстинктивного поведения животных.