Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые

Разделы: Биология, Презентация к уроку


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (8 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: расширить представление о поведении насекомых на примере пчел и муравье как представителей отряда перепончатокрылых.

Задачи:

  • Обучающая: выделить особенности строения и образа жизни пчел и муравьев в связи с общественным образом жизни, их роль в природе и жизни человека.
  • Развивающая: обеспечить развитие: интеллектуальных умений, приемов анализа, сравнения, обобщения, самообучения, взаимообучения и взаимоконтроля.
  • Воспитывающая: обеспечить формирование диалектически-материалистического мировоззрения, экологической культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы: медиапроектор, презентации: 1. “Пчелы и муравьи - общественные насекомые”, 2. “Защитник леса” (озвучена), 3. “Жизнь медоносной пчелы”, коллекция: “Медоносная пчела”, продукты пчеловодства: мед, прополис, воск, соты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний пройденного материала с использованием презентации “Пчелы и муравьи – общественные насекомые” (Слайды 2-3)

Самоконтроль (слайд 4)

III. Изучение нового материала

1 часть урока.

Строение и жизнедеятельность пчел и муравьев.

Задание 1. Прочитать на с.85-86 (учебник авт. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин) статью “Общая характеристика” и заполнить таблицу: (слайд 5)

Общая характеристика отряда перепончатокрылых насекомых.

Сравнительные признаки Краткое описание
1. Представители отряда  
2. Длина тела  
3. Особенности крыльев  
4. Органы, располагающиеся на голове  
5. Тип ротового аппарата  
6. Тип развития  

Взаимопроверка и корректировка выполнения задания.

Постановка учителем проблемного вопроса (слайды 6-7)

Рассказ учителя о жизнедеятельности пчёл и муравьев с использование презентаций: “Жизнь медоносной пчелы” (слайд 9) и “Защитник леса” (слайд 10) (Переход через гиперссылку!)

По ходу рассказа учащиеся заполняют таблицу (слайд 8)

Роль членов семьи в жизни сообщества

Члены семей Количество Выполняемые ими функции
Пчелы

1)

2)

3)

   
Муравьи

1)

2)

3)

   

Взаимоконтроль и корректировка выполнения задания

Учитель проводит фронтальную беседу по вопросам:

- Как вы думаете, можно ли поведение муравьев и пчел назвать разумным?

- Приведите примеры “необдуманного” поведения этих насекомых

- Почему трутней осенью пчелы изгоняют из улья?

- Какие черты поведения пчел и муравьев позволили назвать их общественными, соответствует ли их поведение человеческому обществу?

Учитель вводит понятие “инстинкт”, учащиеся записывают его.

Возврат к проблемному вопросу, поставленному в начале урока

Общий вывод делают учащиеся (корректируется учителем):

Пчелы и муравьи, повинуясь природному инстинкту, выполняют определённые функции. В своей жизнедеятельности каждый член семьи находится в тесной взаимосвязи с другими членами и постоянно зависит от них и вне семьи длительное время жить не может.

2 часть урока.

Роль пчел и муравьев в природе и в жизни человека.

Прослушиваются сообщения учащихся с использование наглядных пособий и презентаций “Жизнь пчелиной семьи” (слайды 16-17), “Защитник леса” (слайды 7-15)

По окончании проводится обмен мнениями и промежуточная рефлексия с использованием таблицы Эдварда де Боно.

+ (информация полезна) - (информация непонятна) v (хотелось бы узнать)
     

IV. Закрепление. Работа по слайдам. (Слайды 11-15)

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Проводится рефлексия. Обучающиеся по кругу высказывают свое мнение, используя начало фразы из рефлексивного ряда (слайд 16):

1. сегодня я узнал...

2. было интересно...

3. было трудно...

4. я приобрел...

5. я научился...

6. урок дал мне для жизни...

VI. Домашнее задание: параграф 19; доп. задание: используя Интернет-ресурсы, подготовить сообщения с примерами инстинктивного поведения животных.